02 декабря 2021 15:47

Психология безопасного движения

Департамент здравоохранения ОАО «РЖД» планирует создать единую систему психофизиологической поддержки сотрудников ОАО «РЖД». Об этом было объявлено на медицинском совете компании, который состоялся на минувшей неделе в Нальчике.

Психологический отбор на железнодорожном транспорте начал применяться в 1985 году. Благодаря ему удалось снизить расходы на обучение и трудовую адаптацию машинистов, сократить количество случаев нарушения техники безопасности на производстве. Однако сегодня, как отметил главный специалист департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Олег Рыбников, видна явная тенденция к ухудшению кадрового потенциала отрасли.

Так, среди поступающих на работу помощников машинистов в грузовом движении в среднем лишь 61% имеет первую (высшую) группу профотбора, 29% – вторую, а 8% признаются не годными к поездной работе. В пассажирском движении первая группа у 67%.

То, что значительная часть работников имеет вторую или третью группу, существенно влияет на безопасность движения поездов, поскольку у второй и особенно у третьей категории наблюдается выявленный специальными методиками низкий параметр такого профессионально важного качества, как стрессоустойчивость. При возникновении нештатной ситуации именно специалисты второй и третьей групп потенциально опасны. Эти категории работников требуют к себе повышенного внимания и контроля со стороны инструкторского состава. Кроме того, многочисленные исследования показывают, что у этих людей гораздо труднее протекает профессиональная адаптация, и как результат показатели психосоматических заболеваний выше, чем у тех, кто отнесен к первой группе по результатам профотбора. У них наиболее часто встречаются различные неврозы, но болезнь может проявляться и в таких формах, как боль в спине, потеря голоса, мигрень, тошнота, колит, язва желудка.

По словам начальника отдела лечебно-профилактической работы и оперативного контроля департамента здравоохранения компании Владимира Быстрова, в ОАО «РЖД» уже сформирована и успешно действует единая комплексная система охраны здоровья. Каждый этап взаимосвязан с другими: медосмотры работников основных профессий, диспансеризация, медицинская реабилитация, санаторно-курортное лечение железнодорожников и членов их семей.

Теперь же пришло время выстраивания системы психологического отбора и поддержки сотрудников компании.

В прошлом году в ведение департамента здравоохранения ОАО «РЖД» перешли специалисты психофизиологического обеспечения работников дорог – те самые медики, на которых лежит ответственность за грамотный подбор кадров. Основная задача в их работе – определить уровень профессионально важных качеств у претендентов на те или иные должности. Для вновь принимаемых на работу требования выше, чем для «старослужащих». Объясняется это тем, что новичка еще необходимо обучать и, если он не проходит под необходимые параметры, может возникнуть ситуация, что средства на обучение и адаптацию будут потрачены зря. Для «старослужащих» схема упрощена, в случае незначительных отклонений специалисты дают годовой допуск и в течение года пытаются исправить положение. Существуют два этапа отбора. Первый – это так называемая «темная комната», позволяющая определить уровень стрессо- и монотонноустойчивости с помощью специальной аппаратуры. Второй этап – психологические тесты, позволяющие понять уровень социальной адаптируемости человека. В целом прохождение этих двух этапов занимает не более 3,5 часа.

В службах медицинского обеспечения на железных дорогах созданы центры и секторы психофизиологического обеспечения. На Северо-Кавказской, к примеру, центр психофизиологического обеспечения занимается обслуживанием локомотивного хозяйства – подбор кадров, психофизиологическое сопровождение и реабилитация локомотивных бригад. Как сообщил начальник департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Сергей Краевой, уже выработаны единая методология и единые стандарты в непрерывном процессе определения профессиональной пригодности, психофизиологических качеств работников дорог. Сегодня идет совершенствование этой системы. Разработана нормативная база, регламентирующая деятельность кабинетов профессионального психологического отбора, психофизиологической разгрузки и мобилизации функционального состояния работников. Определен порядок взаимодействия психофизиологов с цеховыми терапевтами, фельд­шерами, проводящими предрейсовые осмотры, специалистами службы медицинского обеспечения на дорогах. Решены проблемы финансово-хозяйственного обеспечения работы психофизиологических подразделений.

Один из путей повышения эффективности работы психофизиологов – развитие информационных технологий, позволяющих оперативно собирать и анализировать информацию, принимать на ее основе обоснованные решения. Оптимизировать работу кабинетов отбора, разгрузки и мобилизации поможет автоматизированное рабочее место (АРМ) психолога, разработанное специалистами Октябрьской железной дороги. Кроме того, по мнению Олега Рыбникова, необходимо изменить периодичность проведения обследований сотрудников компании в связи с работой автоматических систем предрейсового осмотра (АСПО).

Еще одно направление развития – анализ ошибок, допускаемых работниками локомотивных бригад. Как подчеркивалось на медсовете, необходимо разработать систему регистрации не только катастроф или крупных аварий, но и более мелких ошибок, не приводящих к серьезным последствиям. Их анализ позволил бы выявить и систематизировать факторы, влияющие на безопасность движения, и предупреждать возможные ЧП.

Тем более что арсенал аппаратуры и оборудования, применяемого в центрах медицинской реабилитации при локомотивных депо, санаториях-профилакториях, отделениях восстановительной медицины учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», достаточно широк. Это физиотерапевтическая аппаратура, рефлексотерапевтические устройства, оборудование для занятий лечебной физкультурой, проведения мануальной терапии. Сегодня большое распространение получили аппараты БОС, лечебное и корректирующее действие которых основано на принципах биологической обратной связи. Эти устройства позволяют проследить динамику ряда физиологических параметров человека в условиях различных функциональных состояний. Такое оборудование необходимо в случае снижения у машиниста или помощника профессионально важных качеств. С помощью специальных упражнений можно понизить зависимость человека от стресса, помочь ему задействовать собственные ресурсы для оптимальной работы. Таким образом, при использовании аппаратов БОС психолог способен координировать психологическое состояние пациента, а локомотивщик может повысить свои психологические характеристики.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Нальчик


Олег АТЬКОВ, вице-президент ОАО «РЖД»:
    – Перед негосударственными учреждениями здравоохранения и всей системой охраны здоровья сотрудников компании стоит задача активного участия в подготовке и сопровождения работы сотрудников ОАО «РЖД». Труд в компании не должен быть изнуряющим. Поэтому мы должны обеспечить коллективы дорог комплексами разгрузочных и восстановительных мероприятий.
    Для выполнения этих задач компания привлекает не только те кадры, которые работают в системе здравоохранения ОАО «РЖД», но и профессионалов со стороны, имеющих диплом медицинских психологов, владеющих современными психологическими методиками, с тем чтобы они могли грамотно, профессионально корректировать состояние работников.


Между тем
    Как сообщила «Гудку» заместитель начальника департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Лариса Парамонова, несмотря на то что на ряде дорог еще остаются неэффективно работающие медицинские учреждения (например, узловая больница на станции Псков Октябрьской железной дороги, где фактическая заполняемость коек составляет менее 200 дней в год), экономическая деятельность негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ) ОАО «РЖД» в минувшем году в целом была успешной. Сумма превышения доходов над расходами при оказании медицинских услуг территориальному населению в стационарах составила 181,5 млн руб. (в 2005 году – 12,5 млн руб.), при оказании амбулаторно-поликлинической помощи – 291,2 млн руб. против 178,2 млн. В целом же доходы НУЗ превысили расходы на 575,8 млн, что почти в два с половиной раза больше, чем в 2005-м.

    Санатории ОАО «РЖД» принесли более миллиарда рублей дохода. Свыше трети от этой суммы – 371 млн руб. – составили доходы от продажи путевок, находящихся в свободной реализации. Из 14 железнодорожных здравниц лучшие показатели у санатория «Долина нарзанов» в Нальчике, где доход от реализации путевок вырос по сравнению с 2005 годом в шесть раз и в три с половиной раза вырос доход от реализации платных услуг.

    При этом экономическое положение санаториев далеко небезоблачно. Возможности их развития существенно ограничиваются ростом налогов, и в первую очередь налога на имущество.

    Отрицательно сказывается на железнодорожной медицине и дискриминационная политика Минздравсоцразвития и местных властей по отношению к негосударственным учреждениям здравоохранения ОАО «РЖД». Поэтому для укрепления экономического положения отраслевого здравоохранения на медицинском совете ОАО «РЖД» было принято решение продолжить переговоры с Минздравсоцразвития, органами власти субъектов РФ и государственными внебюджетными фондами о включении НУЗ компании в территориальные программы обязательного медицинского страхования и национальный проект «Здоровье» на равных условиях с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.


Рецепт успеха: уникальные услуги плюс индивидуальный подход

Медицинские учреждения Дальневосточной железной дороги на треть увеличили доходы от предоставления платных услуг населению.

«Мы не считаем, что цель лечебных учреждений – оказывать лишь платные услуги, – говорит замначальника службы медобеспечения ДВЖД Надежда Широглазова. – Потому что если мы будем гнаться за прибылью, то, наверное, пострадает качество лечения железнодорожника. Кроме того, нам необходимо постоянно проводить профосмотры с целью обеспечения безопасности движения поездов. Поэтому платные услуги у нас не на первом месте, хотя занимают значительную долю». Сегодня выручка от этого вида деятельности выступает одним из источников формирования бюджета медучреждения. Вырученные от предоставления платных услуг населению региона средства идут на зарплату и премирование медиков, текущий ремонт помещений и оборудования, приобретение медикаментов, оплату коммунальных платежей, налога на имущество, который, кстати, введен для лечебниц в 2005 году.

Железнодорожные клиники работают по договору с фондами обязательного медицинского страхования, а также местными администрациями. Особенно это касается северного широтного хода. На таких станциях, как Высокогорная, Юктали, Февральск, кроме линейных медучреждений нет других объектов здравоохранения. С муниципалитетами заключается договор, на основании которого медики выставляют счет по факту пролеченных больных. «Не всегда это проходит гладко и своевременно, доходит дело до судебных тяжб. Но суд сегодня признает, что администрация должна осуществлять нам доплату», – отметила Надежда Широглазова.

Индивидуальные расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются клиниками с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

За 9 месяцев 2006 года выручка от платных услуг составила 174,2 млн руб., что на 35% выше аналогичного периода (128,4 млн руб.) Из 18 дорожных лечебниц основной поток пациентов приходится на больницы Хабаровска, Владивостока, Тынды. Главные причины, почему люди обращаются за помощью именно в дорожные клиники, – оснащение лечебниц современным оборудованием и высокий уровень подготовки специалистов. Немало медиков, практикующих в ДКБ на станции Хабаровск-1 и Владивостокской отделенческой больнице, работают на кафедрах Дальневосточного и Владивостокского медуниверситетов.

Среди наиболее востребованных услуг – дуплексное исследование сосудов, магнитоядерная томография, эндоскопическая и сосудистая хирургия, эндопротезирование суставов, косметологические операции и пр. «Если говорить о таких исследованиях, как суточное мониторирование уровня артериального давления, электрокардиограмма, то такие методы исследования есть, конечно, в территориальных учреждениях, но возможности их использования в диагностике тех или иных состояний ограничены. У нас эти методы используются очень широко – в первую очередь для обеспечения безопасности движения», – сказали в отделе лечебно-профилактической работы службы медобеспечения.

Внедряются уникальные технологии. Это видеоэлектроэнцефалограммы, экономная резекция печени, поджелудочной железы, стентирование желчевыводящих путей, вапарализация грыж дисков. Кроме железнодорожных больниц Хабаровска и Владивостока, эти услуги на Дальнем Востоке больше никто не оказывает.

Особая гордость медиков ДВЖД – передвижной консультативно-диагностический центр «Терапевт Матвей Мудров», являющийся структурным подразделением Хабаровской отделенческой поликлиники. Поезд совершает поездки по самым отдаленным станциям, где большая потребность в высококвалифицированной помощи. Клиника на колесах помимо железнодорожников и их семей принимает людей на платной основе, но число таких пациентов небольшое, поскольку местные администрации не спешат платить за эти услуги, а у населения не всегда хватает средств. «С одной стороны, их можно понять, ведь им придется деньги от своих больниц отвлечь. В то же время высокий уровень диагностики, предлагаемый передвижным центром, привлекателен для территориального населения. Недавно поезд прошел по Еврейской автономной области, и мы заключили договор с администрацией Смидовичского района. Есть приглашение от администрации поселка Беркакит», – сообщила Надежда Широглазова.

Павел УСОВ
Хабаровск


Борис МЕРКЕШКИН, главврач дорожно-клинической больницы на станции Хабаровск-1:
    – Сегодня платные услуги – самый стабильный, самый управляемый источник формирования бюджета медицинского учреждения. Средства от предпринимательской деятельности в 2006 году составили у нас 110 млн руб. – треть от всех поступлений. Государство снижает объемы финансирования здравоохранения через фонды обязательного медицинского страхования. У нас за год сократилось финансирование за счет ОМС на 10 млн руб., соответственно, мы уменьшили объемы помощи по Хабаровску. В то же время потребности населения в качественной современной и вместе с тем дорогостоящей помощи растут. Платные услуги должны расширяться. Но я считаю, что основная часть этой выручки должна идти на зарплату персонала, поскольку самое главное сейчас – сохранить кадры.

Наша консультация

– На что могут рассчитывать пенсионеры-железнодорожники, нуждающиеся в стоматологической помощи?
Мария ЗАГРЕБАЕВА
Москва

    – Терапевтическая стоматологическая помощь пенсионерам железнодорожного транспорта оказывается по программе обязательного медицинского страхования в объеме выделенных средств по муниципальному заказу и средств ОАО «РЖД». Однако этого в ряде негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» недостаточно, поэтому имеют место случаи переноса очереди на более поздний срок или оказания помощи по платным услугам с согласия пациента.

    В целях улучшения порядка финансирования затрат на стоматологическую помощь работникам ОАО «РЖД», членам их семей и пенсионерам железнодорожного транспорта в настоящее время департаментом здравоохранения разрабатываются дифференцированные стоматологические программы.

    Сергей КРАЕВОЙ,
    начальник департамента
    здравоохранения ОАО «РЖД»


– Ушел на пенсию в 1985 году из Краснодарского ППЖТ. До последнего времени бесплатно лечился в железнодорожной поликлинике ст.Краснодар. Недавно узнал неприятную новость: оказывается, что теперь за визит к врачу я должен платить. Так ли это?
Василий МИХАЙЛОВСКИЙ
Краснодар
    – В связи с созданием ОАО «РЖД» и образованием негосударственных учреждений здравоохранения компании изменился порядок оказания в НУЗ медицинской помощи прикрепленному контингенту, который установлен распоряжением ОАО «РЖД» от 9 июня 2005 года №870 «О порядке прикрепления граждан для медицинского обеспечения к негосударственным учреждениям здравоохранения ОАО «РЖД».

    Медицинскую помощь в НУЗ имеют право получать работники компании, члены их семей и пенсионеры, вышедшие на пенсию из организаций, имущество которых внесено в уставной капитал ОАО «РЖД». Имущество предприятия, где вы работали и откуда уволились в связи с уходом на пенсию по возрасту, не вошло в уставной капитал компании. Прикрепление вас для медицинского обеспечения в негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на ст.Краснодар ОАО «РЖД» в дальнейшем не представляется возможным.

    Владимир ГОЛДОБИН,
    зам.начальника департамента
    здравоохранения ОАО «РЖД»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31