05 декабря 2021 20:22

Частники осваивают ремонтный рынок

Строительство первого крупного частного вагоноремонтного производства началось в Магнитогорске. Разработчики проекта намерены конкурировать с вагоноремонтными депо ОАО «РЖД» в борьбе за заказы владельцев приватного подвижного состава.

Магнитогорский проект (Челябинская область) реализует ЗАО «Уральская вагоноремонтная компания» (УВК). Новое производство разместится в цехах бывшего завода металлоконструкций, расположенного в городском поселке Ново-Северный.

Руководитель отдела общественных связей мэрии Магнитогорска Кирилл Маркевич сообщил корреспонденту «Гудка», что УВК планирует на первом этапе производить текущий и капитальный ремонт вагонов управления железнодорожного транспорта ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК). Это предприятие участвует в финансировании строительства, поэтому соблюдение интересов инвестора станет первоочередной задачей. На новом производстве будет 600 рабочих мест.

Заместитель начальника транспортного управления ММК Александр Антонов, в свою очередь, рассказал, что строительство вагоноремонтного предприятия в непосредственной близости от комбината чрезвычайно выгодно. По его словам, в последнее время разместить приватные вагоны компании в депо РЖД становится все труднее. Большинство имеющихся ремонтных мощностей не справляются с существующими заказами. Кроме того, вагоны приходится доставлять в депо РЖД. ММК в этом случае надо платить железнодорожникам за пробег порожнего вагона. В итоге капитальный ремонт полувагона обходится ММК от 58 тыс. до 82 тыс. руб. в зависимости от депо, где он ремонтируется. Учитывая размеры парка подвижного состава ММК, который превышает 20 тыс. единиц, расходы более чем солидные.

По словам Александра Антонова, «Уральская вагоноремонтная компания» будет производить ремонт вагонов почти вдвое дешевле и без всяких очередей. Впоследствии она намерена привлекать для ремонта приватный подвижной состав других предприятий уральского региона.

Главный инженер центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД» Андрей Шевцов в беседе с корреспондентом «Гудка» отметил, что сеть мелких частных вагоноремонтных предприятий сейчас создается по всей стране, причем весьма интенсивно. Все они получают разрешение на ремонт подвижного состава в ОАО «РЖД». Однако, по его словам, «Уральская вагоноремонтная компания» создается как весьма крупный конкурент Дирекции по ремонту вагонов ОАО «РЖД».

При этом Андрей Шевцов не уверен в том, что частные ремонтные компании смогут конкурировать с РЖД по качеству. Конкуренция, прежде всего, основана на ценовых предложениях частников. Представитель ОАО «РЖД» сообщил, что компания, порой, сталкивается с ситуацией, когда частники предлагают чуть выше зарплату опытным мастерам. И сотрудники депо РЖД уходят к конкурентам. Тем не менее главный инженер дирекции считает, что создание конкурентной среды полезно для ОАО «РЖД».

Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын заметил, что крупное вагоноремонтное предприятие в Магнитогорске станет первым из сети подобных сервисных производств, которые возникнут в ближайшее время в стране. Приватных вагонов на сети РЖД становится все больше, а ремонтных мощностей не хватает.

По словам аналитика, сервисный бизнес сейчас быстро развивается. По его оценке, его рентабельность около 20%. Поэтому в ближайшее время следует ожидать появления вагоноремонтных холдингов в крупных промышленных центрах и транспортных узлах страны.

Севастьян Козицын предположил, что холдинги и в дальнейшем будут создавать крупные собственники вагонов, конкурируя между собой не только в операторском бизнесе, но и в ремонтном.

Тем не менее эксперт сомневается, что эти холдинги смогут составить реальную конкуренцию ОАО «РЖД». По его мнению, мощности частных компаний будут не сравнимы с потенциалом предприятий ОАО «РЖД». Кроме того, они не смогут закупать запасные части централизованно и в больших объемах. Но частные компании будут пристально следить за качеством поставляемой продукции. А ОАО «РЖД» будут контролировать процесс выдачи лицензий коммерческим вагоноремонтным предприятиям, по сути, регулируя этот рынок.

Александр ШУГАЕВ


Ющенко все-таки приедет

Визит президента Украины Виктора Ющенко в Москву состоится в ближайшее время, сообщил вчера заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Рабочий визит украинского президента в Россию планировался на 21 марта, но по договоренности российского и украинского лидеров был перенесен «на более поздние сроки». Карасин сообщил также, что в конце мая – начале июня в Киеве состоится совместное заседание украинско-российской комиссии по пребыванию Черноморского флота России в Севастополе.

Заместитель главы секретариата президента Украины Александр Чалый подтвердил намерения Ющенко посетить Россию. Он сообщил, что в ходе визита главы украинского государства в Москву будет подписан План действий между Украиной и Россией на 2007 – 2008 годы.

Одна на всех

Федеральная налоговая служба (ФНС) планирует объединить в одну базу данных информацию о документах, полученных в ходе контрольных мероприятий, что сократит объем представляемых налоговикам материалов.

«Налогоплательщик только выиграет от введения такого информационного ресурса – документы, затребованные одним налоговым органом, будут доступны всем остальным. И материалы не придется запрашивать повторно, что приведет к качественному улучшению работы инспекций», – заявил вчера заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) ФНС России Юрий Волков. Например, отметил он, это позволит освободить налогоплательщика от предоставления одних и тех же документов несколько раз при получении вычета по НДС и при подтверждении права на льготы. Кроме того, нововведение позволит усовершенствовать контроль федерального центра за местными инспекциями.

Европейские банкиры поставили на регионы

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) делает ставку на инвестиционные проекты в регионах России. Как заявил вице-президент ЕБРР Варел Фриман, Россия занимает самое значительное место в инвестиционном портфеле банка.

В минувшем году суммарные капиталовложения банка в России достигли 1,9 млрд евро и составили 38% от общего объема инвестиций ЕБРР, в то время как годом ранее на Россию приходилось 26%.

Греческие депутаты займутся трубой

Законопроект, касающийся ратификации соглашения между правительствами России, Болгарии и Греции о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас – Александруполис, внесен в парламент Греции. Трехсторонний проект строительства нефтепровода Бургас – Александруполис предполагает транспортировку российской нефти к терминалам Средиземноморья в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы, что позволит разгрузить эту транспортную артерию и снизить стоимость поставок. Общая протяженность трассы нефтепровода по проекту составляет около 300 км, пропускная способность – от 35 млн до 50 млн тонн сырой нефти в год. Стоимость проекта, который, по оптимистичным прогнозам, может быть начат в 2008 году, а завершен к середине 2009 года, оценивается примерно в $1–1,3 млрд.

Россия пошла в технологический рост

Россия занимает 70-е место в мире по использованию передовых информационных и коммуникационных технологий. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).

По сравнению с прошлым годом России удалось подняться на две строчки в рейтинге развития стран с точки зрения использования IT-технологий и занять место между Филиппинами и Азербайджаном. В 2005 году Россия занимала 62-ю строчку рейтинга. Первое место в рейтинге впервые заняла Дания, опередив США, которые в этом году оказались только на седьмом месте. Замыкает список из 122 стран Чад.

В первую десятку также вошли Швеция, Сингапур, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Исландия, Великобритания и Норвегия.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

ППЖТ требуют равноправия

Ассоциация «Пром­желдортранс» попросила под­держки Минтранса для создания единой правовой базы, которая регулировала бы деятельность ППЖТ и магистральных линий по универсальным стандартам.

Предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) стремятся на равных правах взаимодействовать с магистральной сетью ОАО «РЖД».

Ассоциация «Промжелдортранс», объединяющая все российские компании, владеющие путями необщего пользования, провела вчера годовое собрание. Владельцы ППЖТ подняли проблему слабого законодательного регулирования работы своих предприятий.

Президент ассоциации Александр Кукушкин заявил, что вопросы тарифного регулирования ППЖТ до сих пор остаются без решения. Сохраняются проблемы, касающиеся налогообложения этих предприятий, есть несогласованность в определении собственников земельных участков, по которым проходят пути необщего пользования.

По словам главы «Промжелдортранса», в закон «О железнодорожном транспорте» и Устав железнодорожного транспорта обязательно должны быть включены нормы, касающиеся равноправных условий сосуществования ППЖТ и сети РЖД. Отдельное законодательное регулирование деятельности ППЖТ парализует работу предприятий, которые на долгое время рискуют остаться вне закона.

Руководители региональных ППЖТ, в свою очередь, рассказали о том, что при взаимодействии с РЖД возникают проблемы с допуском локомотивов на пути общего пользования при подаче-уборке вагонов. Часто возникают вопросы с получением прав машиниста у работников таких предприятий. Дело в том, что в дорожно-технических школах и на отдельных дорогах их не считают железнодорожниками. На ряде ППЖТ были созданы ремонтные мощности для обслуживания вагонов, но годами тянется процедура получения лицензий.

Присутствовавший на собрании директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Хасян Зябиров сказал, что его департамент участвует в работе по внесению изменений в закон «О железнодорожном транспорте» и Устав железнодорожного транспорта. По словам представителя ведомства, департамент поддерживает идею единого законодательного регулирования железнодорожного транспорта в целом без его разделения на пути общего и необщего пользования. Проект концепции таких изменений уже рассмотрен в Минтрансе и одобрен практически всеми федеральными органами.

Кроме того, по словам Хасяна Зябирова, готовится проект концепции государственной политики в области железнодорожного транспорта необщего пользования. Документ учтет все проблемы ППЖТ, касающиеся вопросов тарифов, земельных отношений. Разрабатываются правила, предусматривающие создание равноправных условий взаимодействия ППЖТ и РЖД при осуществлении перевозки грузов, при подаче-уборке вагонов.

Александр ШУГАЕВ

МЭРТ опасается модели

Вчера на конференции «ТрансРоссия-2007» заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Евгений Михайлов заявил, что концепцию целевой модели рынка транспортных услуг в нынешнем виде правительство может не утвердить.

В представленной концепции, по его словам, предусматривается передача половины парка ОАО «РЖД» дочерней Грузовой компании. То же самое может случиться при создании не одной, а двух грузовых компаний. В результате государство рискует потерять возможности тарифного регулирования.

«Готово ли государство к такому весьма вероятному системному риску, как непрогнозируемый рост тарифов? Слишком мало рычагов, с помощью которых можно вмешаться в процессы на рынке, если на нем начнется неуправляемое развитие событий», – отметил Евгений Михайлов.

Заместитель начальника Росжелдора Минтранса Алан Лушников подчеркнул на конференции, что правовая база для внедрения конкуренции на железной дороге номинально создана. Но фактически субъекты транспортного бизнеса от нее отделены.

Нынешняя модель Грузовой компании может создать проблемы в железнодорожном сообщении на всем постсоветском пространстве.

«Для железнодорожного транспорта принципиально не создание самой Грузовой компании, а формирование структуры рынка. Кроме того, с нашей точки зрения, вывод вагонов в Грузовую компанию означает их вывод из инвентарного парка РЖД. Эти вагоны будут пользоваться режимом приватных вагонов. Каким образом будет технологически взаимодействовать Грузовая компания с иностранными железнодорожными администрациями, непонятно», – полагает представитель Росжелдора.

Начальник отдела нормативной и правовой работы Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Владимир Сосипаторов назвал существующую модель рынка транспортных услуг взвешенной и последовательной. В ней сделан упор на развитие конкуренции в тех сегментах перевозочного рынка, которые сейчас уже сформировались.

«Появляется возможность РЖД выйти на конкурентный рынок операторских услуг. Кроме того, концепция не исключает возникновения перевозочной деятельности в конце третьего этапа реформы железнодорожного транспорта», – добавил он. Но в настоящее время, по мнению Владимира Сосипаторова, резкая либерализация перевозочной деятельности приведет к необходимости пересмотра федерального законодательства, регулирующего железнодорожный транспорт.

«Устав железнодорожного транспорта был создан для одной компании. Если мы хотим получить тот рынок, который существует в Европе, мы должны перейти на контрактное право. Это потянет за собой вопросы, связанные с ограниченностью в хозяйственном обороте объектов инфраструктуры, с невозможностью присутствия перевозчика на всех станциях. В конечном итоге риск потери доступности железнодорожных перевозок транспорта очень велик», – подчеркнул Владимир Сосипаторов.

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31