07 декабря 2021 06:12

Пассажир легко меняет свой выбор

Существующие определения транспортно-логистических систем трактуют их в основном как форму организации грузоперевозок. В перевозках пассажиров лишь недавно стали применяться логистические методы для снижения себестоимости.

Спрос населения на транспортные услуги почти всегда представляет собой вторичную потребность. Она лишь служит для выполнения других функций граждан: работа, учеба, отдых, лечение. Поэтому при анализе потенциала рынка обязателен учет изменения этих потребностей: в зависимости от уровня социально-экономического развития региона обслуживания, платежеспособного спроса на перевозки, дифференциации населения по образу жизни.

Чтобы логистическое управление стало эффективным инструментом совершенствования организации пассажирских перевозок, дорожным дирекциям предстоит сформировать массивы социально-демографической информации о состоянии региона, потребностях его транспортного обслуживания, количестве и составе населения.

Необходимо изучить так называемую подвижность населения региона, динамику пассажирооборота, провести сравнительный анализ тарифной политики на видах транспорта на основных направлениях. Понять цели поездок населения, социально-демографических групп, оценить уровень удовлетворенности услугами железнодорожного транспорта.

Поэтому среди логистических технологий в сфере пассажирских перевозок одной из базовых является анализ потребительского поведения. Пассажир одновременно является не только объектом перемещения, но и потребителем транспортных услуг. Он сам выбирает маршрут и может изменить его уже в ходе поездки.

На выбор пассажиром варианта поездки оказывает влияние значительное количество факторов. Он может принимать во внимание, например, комфортабельность поездки, возможность заехать по пути в интересующие его пункты и другие обстоятельства, совершенно не имеющие значения при организации грузовых перевозок. И очевидно, что интересы пассажира и перевозчика совпадают не в полной мере.

Одно из противоречий заключается в том, что перевозчик заинтересован в увеличении коэффициента сменности (на одном месте меняется несколько заказчиков транспортной услуги), а пассажир – в беспересадочной и быстрой доставке к месту назначения.

Определение логистики как метода «обеспечения доставки нужного товара нужного качества в нужном количестве в нужное место и в нужное время» применительно к пассажирским перевозкам не всегда подходит. Его можно интерпретировать как средство предоставить каждому потребителю транспортных услуг перевозку в удобное для него время от места отправления до места назначения.

Логистические центры должны также координировать взаимодействие РЖД с морскими и речными портами, с авиа- и автоперевозчиками, включая решение задач продажи билетов и взаиморасчетов. Эффективной для клиента может считаться такая система работы транспортно-логистического терминала, которая позволяет уменьшить затраты, связанные с перевозкой пассажиров.

Понятно, что низкие скорости движения поездов ухудшают качество обслуживания пассажиров. Данный критерий является одним из определяющих при выборе пассажирами вида транспорта. Это может привести к оттоку части пассажиров на автомобильный или воздушный транспорт.

Анализ задержек пассажирских поездов показал, что наибольшее их число приходится на перегоны. Сами задержки в основном связаны с ограничениями скоростей там, где были введены внеплановые временные предупреждения. Они имеют относительно длительное действие и приводят к выбиванию из графика сразу нескольких составов. Наибольшие продолжительные задержки приходятся на станции смены локомотивов.

Для решения задачи определения оптимальных скоростей движения пассажирских поездов по отдельным участкам можно применить два способа. Первый подразумевает снижение скорости по мере приближения к станции окончания маршрутов. Второй – равномерное распределение скоростей движения пассажирских поездов по участкам того или иного направления.

Деятельность по повышению качества пассажирских перевозок требует наличия специального методологического аппарата по его оценке. Он должен быть основан на логистическом моделировании движения пассажира по маршруту, включать в себя классификацию этапов перевозок, набор основных свойств, определяющих качество услуг каждого этапа перевозки. Нужна четкая градация уровней качества.

Для железных дорог важны логистические операции организации пассажирских перевозок: предоставление клиентам различных видов информации о поездах, формирование расписания и организация отправления и движения поездов, организация услуг и обслуживания пассажиров на вокзале и непосредственно в поезде. Эти этапы следует четко определить, унифицировать и классифицировать для пригородных и дальних перевозок, а также различных типов вокзалов и категорий поездов.

Качество пассажирских перевозок в большинстве случаев является субъективной характеристикой. Для практического применения она должна иметь количественное выражение. Для оценки общего показателя качества поездки пассажира в поезде дальнего следования должны учитываться время следования поезда до пункта назначения, состояние салона вагона. Для пассажиров важны также чистота и порядок в вагоне, криминальная безопасность, вежливость проводников, наличие в поезде качественного и доступного питания.

Сергей ВАКУЛЕНКО,
директор Института информационных технологий
Московского государственного университета путей сообщения




Спрос – смоделировать, предложение – оценить

Внедрение логистических методов работы при перевозках пассажиров – одна из приоритетных задач ОАО «РЖД».

О мероприятиях, которые собирается реализовать компания в этом секторе, «Гудку» рассказал заместитель начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Вадим Мишанин.

– Какова актуальность внедрения логистических методов управления пассажирскими перевозками?
– В последние годы транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров.
Так, в 2006 году ОАО «РЖД» перевезено 1 млрд 350 млн пассажиров. Это на 2% больше, чем в 2005 году. Однако, несмотря на общую адаптацию к рыночным условиям, состояние отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития – достаточным.
Системной проблемой является несоответствие между уровнем развития отрасли, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.
Общественный пассажирский транспорт в городах и пригородных зонах пока не в состоянии обеспечить спрос на качественные перевозки.
Комплексным решением проблем железнодорожной отрасли в целом, и в частности связанных с пассажирскими перевозками, станет реализация стратегической программы развития ОАО «РЖД». Поставленные в ней задачи решаются в том числе с использованием логистических технологий.

– В чем может заключаться развитие логистики пассажирских перевозок после создания Федеральной пассажирской компании?
– На следующем этапе реформы Федеральная пассажирская компания преобразуется в управляющую пассажирским комплексом дальнего следования холдинговую компанию.
В состав холдинга будут входить созданные по функциональному принципу предприятия, например, оператор пассажирских перевозок (скоростные комфортабельные перевозки, коммерческие, туристические и интермодальные перевозки) или компания по работе с клиентами операторов пассажирских перевозок (реализация проездных документов, услуг по перевозке).
Будет создана федеральная сеть инвестиционно привлекательных компаний, успешно функционирующих в сфере пассажирских перевозок под контролем Федеральной пассажирской компании.
Можно утверждать, что концепция реформирования пассажирских перевозок, разрабатываемая на основе логистических технологий, позволит обеспечить баланс интересов государства, пассажиров и ОАО «РЖД».

– Каких результатов можно ждать от реализации концепции?
– Внедрение логистических технологий начинается с изучения потребностей клиента. Пассажир играет активную роль в осуществлении перевозки: он сам выбирает маршрут и может изменить его уже в ходе поездки. В определенном смысле можно считать, что он участвует в организации транспортного процесса и управлении им.
Пассажир может принимать во внимание, например, комфортабельность поездки, возможность заехать по пути в интересующие его пункты и другие обстоятельства.
У каждой группы пассажиров имеются свои предпочтения, основываясь на которых, они выбирают маршрут и время поездки, вид транспорта, место пересадки, способ оплаты. Необходимо установить иерархию этих предпочтений и провести сегментацию спроса на транспортные услуги.
Мы должны выстроить гибкую систему транспортных услуг, динамично меняющуюся исходя из потребностей клиента.
Результатом применения логистических методов в организации пассажирских перевозок станут для пассажира повышение качества обслуживания и расширение спектра услуг (от Low Cost до VIP класса), для компании – увеличение доходов.

– Как может повлиять на развитие пассажирских перевозок создание транспортно-логистических комплексов? Может ли использоваться зарубежный опыт?
– Одна из функций транспортно-логистических комплексов – повышение качества обработки информации о функционировании транспортных потоков. Наличие достоверной, полной, всесторонней и своевременной информации уменьшает неопределенность спроса на услуги пассажирского транспорта, позволяет более точно реагировать на колебания пассажиропотоков в различных ситуациях.
Применительно к совершенствованию работы пассажирского транспорта необходима разработка информационной модели, обеспечивающей качественное решение различных задач транспортного обслуживания населения. Такие «пассажирские» модели созданы во многих странах и мегаполисах.
Наглядно оценить изменение пассажиропотоков и показателей использования подвижного состава можно на схеме транспортных магистралей всех видов транспорта. Использование такой схемы необходимо для поиска кратчайшего, в некоторых случаях – интермодального маршрута проезда, наиболее приемлемого по соотношению «время проезда – стоимость проезда».
Использование электронной схемы транспортных магистралей обеспечивает совместимость и стыковку информационной модели со спутниковыми системами автоматизированного контроля и управления подвижным составом. На основании получаемой при этом информации становится возможным при решении прочих задач производить также оперативную коррекцию маршрутов и графиков движения поездов.
При регулировании может использоваться оперативная информация о наполнении вагонов, накоплении пассажиров в основных пассажирообразующих пунктах, о работе подвижного состава на линии.
Создание логистической системы пассажирских перевозок предполагает переход в информационном обеспечении на качественно иной уровень.
Результатом создания транспортно-логистических центров должно быть то, что разрозненные потоки информации, используемые для решения изолированных задач организации пассажирских перевозок, объединяются в целостную логистическую информационную систему. Тогда вся информация станет доступной управленческому персоналу различных уровней и будет использоваться для решения задач улучшения транспортного обслуживания пассажиров.




Эксперты отвечают на вопросы «Гудка»

Каковы основные препятствия в организации логистики пассажирских перевозок?


    Алевтина Кириллова, директор транспортно-экспедиторской компании «СанГейт»:
    – Перевозчику важна стоимость приобретения транспортного средства, пассажиру – удобство использования. А общество в целом заинтересовано в безопасности дорожного движения и снижении экологической нагрузки.

    Координация перевозок пассажиров по железным дорогам за счет использования методов логистики поможет устранению противоречий между скоростью движения пассажирских поездов и выполнением графика их перемещения. При увеличении скоростей движения возможны сбои в движении пассажирских поездов. Нынешняя система не позволяет из-за отсутствия резервов ввести опаздывающие поезда в график. В связи с этим дороги не заинтересованы в увеличении скоростей движения. Наоборот, сравнительно малые скорости позволяют обеспечить выполнение графика.

    Владимир Шубко, заведующий кафедрой МИИТа «Железнодорожные станции и узлы»:
    – Продвижение грузов и пассажиров осуществляется на одних и тех же путях. Эти потоки тесно увязываются между собой в единое целое графиком движения и всех технологий перевозок.

    Поэтому при проектировании логистических центров необходимо закладывать в них и функции управления пассажиропотоками. Система таких центров должна осуществлять анализ, изучение и контроль за структурой и конфигурацией пассажиропотоков. По месту их зарождения, на путях следования.

    Ее задачей является выработка рекомендаций и технико-экономического обоснования развития единой генеральной схемы инфраструктуры транспортного комплекса мегаполиса, региона, страны.

    К другим функциям системы логистических центров относятся выбор рациональной и оптимальной системы организации пассажиропотоков, предусматривающей их ускоренный пропуск и диспетчерскую поддержку перевозки.


Что надо сделать, чтобы логистика позволила повысить качество обслуживания пассажиров?
Алевтина Кириллова:
– Повышение качества транспортного обслуживания возможно в том случае, если установлены требования каждой категории пассажиров. Для этого необходимо провести сегментацию рынка транспортных услуг. Обобщенным критерием может быть стоимость одного пассажиро-часа.

Владимир Шубко:
– Система управления качеством пассажирских перевозок должна включать в себя элементы логистики пассажирских перевозок и набор методов повышения их эффективности, рекомендации по стандартизации, сертификации и оценке качества различных вариантов организации пассажирских перевозок. В ней должны содержаться практические указания по управлению тарифами, наборы мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок и методы оценки их экономической эффективности.