24 октября 2021 16:01

Рынок в обмен на технологии

При реформе транспортного машиностроения решено использовать режим «промышленной сборки», обкатанный в автопроме.

По расчетам Мин­промэнерго, потребность железнодорожного транспорта в новых локомотивах до 2015 года составляет 840 штук. Между тем промышленность в состоянии построить всего 390. Потребность в грузовых вагонах – 49 тыс. штук – заводы смогут удовлетворить лишь на 54%.

Новая стратегия Минпромэнерго призвана кардинально изменить ситуацию.

«Для бизнеса государственные гарантии – самые надежные, – заметил, открывая вчера коллегию Минпромэнерго, первый вице-премьер Сергей Иванов. – Не грех вспомнить о здоровом протекционизме. Все ведущие зарубежные страны практикуют разные методы господдержки транспортного машиностроения».

Сергей Иванов предложил формулу, которой власти намерены руководствоваться в отношении иностранных инвесторов – «Наш рынок в обмен на ваши технологии». Министерство установит льготные таможенные тарифы на ввоз комплектующих для СП железнодорожного машиностроения.

Однако, как говорится в проекте стратегии, «учитывая особую значимость транспортного машиностроения, участие иностранного капитала в отрасли должно быть строго регламентировано». Например, рамками инвестиционных соглашений.

Инвесторов будут стимулировать к ввозу оборудования, аналогов которых в России не производится. А СП смогут создаваться только при условии обязательного трансфера технологий российским производителям. При этом доля зарубежных партнеров в капитале СП не должна превышать 50%. Уровень локализации на начальном этапе производства техники должен составлять не менее 60 – 65%, а через три года не менее 80 – 85%.

Снижение таможенных ставок предлагается увязать с повышением уровня локализации производства конечной продукции. Такое положение должно стать аналогом «режима промышленной сборки», действующего в автопроме. Он предполагает ввоз деталей для сборки по сниженным или нулевым пошлинам в обмен на обязательство локализовать выпуск компонентов готового автомобиля более чем на 30%.

В стратегии предусматривается применение механизма государственно-частного партнерства.

«Государство может финансировать НИОКР, а частный бизнес за свой счет организовывать массовое производство», – полагает заместитель главы Минпромэнерго Андрей Дементьев.

Впрочем, специалисты ОАО «РЖД» нашли в стратегии определенные недостатки. «Потребности к технике к 2015 году будут несколько выше тех, которые прогнозирует Минпромэнерго, – заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. – По вагонам мы согласовали объемы производства. А вот локомотивов нужно в полтора раза больше, чем заявлено в прогнозе». Кроме того, по словам Вадима Морозова, важно, чтобы потребности компании обеспечивались в течение 25 – 30 лет (срок службы техники). А стратегия не дает такой уверенности. В документе также ничего не сказано про развитие высокоскоростного движения.

Заместитель главы Минпромэнерго Андрей Реус отметил, что все пожелания ОАО «РЖД» будут учтены в программе развития отрасли, которую 12 апреля рассмотрит правительство.

Заместитель гендиректора ЗАО «Трансмашхолдинг» (имеет СП по выпуску статических преобразователей для пассажирских вагонов и локомотивов с немецкой компанией Siemens) Анатолий Мещеряков считает очень острой проблему отсутствия современных комплектующих отечественного производства. Тем не менее он призывал к осторожности в предоставлении льгот СП. «Срок жизни автомобиля составляет в среднем пять-шесть лет, а подвижного состава – 28 – 40 лет. Соответственно, больше срок обновления моделей, – сказал он «Гудку». – Если просто перенести опыт автомобилестроения в железнодорожное машиностроение, то мы рискуем убить собственных производителей деталей и подсесть на иглу импорта». Выход Анатолий Мещеряков видит, в частности, в закреплении контрольной доли капитала СП за российскими компаниями, а также в организации в России их дальнейшей разработки технологий. «Именно по такому пути идут Китай и Индия», – резюмировал он.

Сергей ПЛЕТНЕВ
Павел АРАБОВ


Приграничный эксперимент

Вчера руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрей Бельянинов и первый заместитель руководителя Главного таможенного управления КНР Шен Гуанцзу подписали в Кремле протокол об организации экспериментального обмена информацией во взаимной торговле.

Протокол предусматривает организацию обмена предварительной информацией в электронном виде о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через государственную границу России и Китая. Это позволит ускорить таможенное оформление в пунктах пропуска и уменьшить экономические издержки у законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, не снижая при этом правоохранительной компоненты таможенного контроля. Реализация протокола будет осуществляться с учетом модели данных, рекомендуемой стандартами Всемирной таможенной организации.

Недобровольное декларирование доходов

Федеральная налоговая служба (ФНС) смогла в прошлом году за счет информации из внешних источников привлечь к дополнительному декларированию доходов в 3,3 раза больше физических лиц, чем годом ранее. «По результатам контрольной работы, которая велась с использованием данных, получаемых от правоохранительных органов, ГИБДД, регистрирующих органов и иных источников, были дополнительно привлечены к декларированию 458,8 тыс. физических лиц», – говорится в сообщении ведомства. ФНС взыскала в 2006 году в общей сложности 874,2 млн руб., в том числе 166 млн руб. было доначислено налоговиками по результатам проверок дополнительно представленных деклараций.

Законодательство обязывает граждан декларировать свои дополнительные доходы и уплачивать с них налог на доходы физлиц (НДФЛ), например от продажи имущества. В этом году декларационная кампания заканчивается 2 мая.

«Русский алюминий» окончательно объединился

Компании РУСАЛ, СУАЛ и Glencore завершили объединение своих активов и формирование крупнейшего в мире производителя алюминия и глинозема. В состав объединенной компании «Российский алюминий» вошли четыре предприятия по добыче бокситов, 10 глиноземных и 14 алюминиевых заводов, а также три фольгопрокатных предприятия. Активы компании расположены на пяти континентах в 17 странах мира.

Ежегодный оборот составит около $12 млрд, сообщает пресс-служба компании. На предприятиях компании будут работать более 100 тыс. сотрудников. Производственные мощности позволяют производить около 4 млн тонн алюминия и 11 млн тонн глинозема в год. Сформирован совет директоров, председателем которого стал Виктор Вексельберг. Возглавил созданную корпорацию гендиректор Александр Булыгин, ранее занимавший пост гендиректора компании РУСАЛ.

ЦИК выбрал председателя

Председателем Центризбиркома РФ вчера был избран депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Чуров. Он был единственным кандидатом на должность главы ЦИКа.

Выборы председателя комиссии стали главным пунктом повестки дня первого организационного заседания нового состава Центральной избирательной комиссии России.

В декабре этого года ЦИКу предстоит проводить выборы депутатов Госдумы пятого созыва, а в марте 2008 года – выборы нового президента страны.

Тысячный банкомат ТрансКредитБанка

ТрансКредитБанк объявил о введении в действие тысячного банкомата. Он установлен в Новосибирске на вокзале Новосибирск-Западный.

Банкомат запущен в ходе выполнения проекта по организации выдачи заработной платы работникам Западно-Сибирской железной дороги через международные платежные карты ТрансКредитБанка, который осуществляется с ноября 2006 года. В итоге реализации проекта количество эмитированных для сотрудников ЗСЖД карт достигнет 80 тыс. Количество точек предоставления услуг ТрансКредитБанка на территории ЗСЖД будет увеличено до 130, включая 115 банкоматов.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Цистерны по цене трубы

«Роснефть» отложила подписание контракта на поставку нефти в Китай из-за спора с ОАО «РЖД» о величине транспортного тарифа. Эксперты полагают, что дело совсем не в тарифах.

Вчера российская нефтяная компания «Роснефть» и UNIPEC, трейдер китайской нефтехимической компании Sinopec, не стали подписывать подготовленное соглашение о поставках нефти из России на сумму $1 млрд. Интерфакс со ссылкой на «источник, близкий к переговорам», сообщил, что отсрочка произошла из-за того, что «Роснефть» не смогла договориться с ОАО «РЖД» о получении льготного тарифа на перевозку нефти.

В 2006 году ОАО «РЖД» перевезло в направлении Китая около 10 млн тонн нефти, 8,8 млн тонн из которых принадлежали «Роснефти». В основном нефть следовала через погранпереход Забайкальск на российско-китайской границе. Активно использовавшийся нефтяной компанией «ЮКОС» маршрут через погранпереход Наушки на границе с Монголией не загружен. Теперь же «Роснефть» намерена экспортировать через Наушки до 3 млн тонн нефти. С учетом контракта «Роснефти» и UNIPEC объем перевозок ОАО «РЖД» нефти в Китай может вырасти в 2007 году до 15 млн тонн. Нефтепроводов между Россией и Китаем не существует. Связать страны должен нефтепровод ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан), первую очередь которого запустят в конце 2008 года.

Начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов оставил ситуацию вокруг UNIPEC без комментариев.

Заместитель генерального директора центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко заявил «Гудку», что предмет переговоров с «Роснефтью» лежит не в области железнодорожных тарифов, а цены на нефть. «Роснефть» при поставках нефти в Китай хочет иметь такой же экономический эффект, как при ее прокачке по нефтепроводу на Запад, – говорит он. – Разницу в тарифах нефтяники хотят переложить на нас». Пока обе компании направили обоснования цен на перевозки в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и продолжают переговоры.

По мнению руководителя отдела исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, источником противоречий между «Роснефтью» и ОАО «РЖД» стали, с одной стороны, планы увеличения поставок нефти в Китай, а с другой – намерение правительства увеличивать железнодорожные тарифы быстрее инфляции. «Тарифы на трубопроводную перекачку нефти ниже примерно на 40%, – считает он. – Но если ОАО «РЖД» снизит тарифы до этого уровня, то компания будет вынуждена искать новые источники для развития инфраструктуры перевозок нефти в Китай». А из-за строительства ВСТО у ОАО «РЖД» возникнут проблемы с окупаемостью таких инвестиций.

«Думаю, в итоге стороны придут к компромиссу, для чего может потребоваться вмешательство государства», – прогнозирует Владимир Савчук. С ним согласна и аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Наталья Сорокина. «Вряд ли ОАО «РЖД» будет демпинговать, – говорит она. – Поэтому речь идет о компромиссе в весьма узких рамках».

Павел АРАБОВ

Транспорт готовится к правилам ВТО

Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев в своем выступлении на XII международной конференции «ТрансРоссия-2007» заявил, что для успешной интеграции российской транспортной системы на глобальном рынке нужно преодолеть внутриотраслевую конкуренцию.

Как сказал вице-президент ОАО «РЖД», отрасли только повредит искусственная конкуренция в тех сегментах рынка, где для ее развития не созданы объективные условия. Одним из них является перевозочная деятельность, где конкуренция между отечественными компаниями приведет к нарушению технологии перевозок, снизит их эффективность и безопасность и отрицательно повлияет на глобальную конкурентоспособность на международном рынке всей транспортной системы России.

«Поэтому в среднесрочной перспективе РЖД остаются единственным перевозчиком, который может представлять интересы отечественного транспорта на глобальном рынке. Только РЖД могут обслуживать всех грузоотправителей на сети магистралей, осуществлять функции, связанные с обеспечением обороноспособности и единства страны», – подчеркнул Салман Бабаев.

При этом ОАО «РЖД» уделяет особое внимание взаимодействию с другими видами транспорта. В первую очередь – с портами. Значительная часть инвестиций РЖД в развитие сети будет направлена на усиление предпортовых станций и дальних подходов к основным российским портам. Эффективным инструментом, позволяющим наладить оперативное взаимодействие, будет участие РЖД в их капитале.

Но стыки различных видов транспорта остаются наиболее слабым звеном транспортной системы страны, отметил вице-президент ОАО «РЖД». Основные причины низкой конкурентоспособности российского транспорта на международном рынке – отсутствие сквозного сервиса, несбалансированность ценовой политики по отдельным звеньям цепи перевозок.

Начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Виктор Квитко отметил, что в рамках подготовки российского транспортного комплекса к вступлению страны в ВТО в декабре прошлого года внесены изменения в законодательство. Они касаются государственного регулирования тарифов на предоставление услуг железнодорожного и других видов транспорта. Новые правила позволяют госорганам влиять на ценообразование, это даст возможность нашим транспортным организациям успешно работать и после вступления страны в ВТО. Сейчас ФСТ рассматривает вопрос изменения ставок по портовым сборам.

Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик отметил, что после вступления России в ВТО протекционистские обязанности государства для поддержания конкурентоспособности отечественного транспорта не исчезнут. Это нормальная практика в странах, которые уже давно являются членами ВТО: например, «правительство Великобритании недавно объявило о намерении ввести новые виньетные платежи на иностранный автотранспорт, который может составить конкуренцию местным автоперевозчикам».

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31