05 декабря 2021 20:46

Повод для проверки

В марте начала работать Московская межрегиональная транспортная прокуратура (ММТП). Ее глава Владимир Тюльков, ранее занимавший должность прокурора Ханты-Мансийского автономного округа, в своем первом интервью рассказал «Гудку» о целях
и задачах нового
ведомства.

– Владимир Геннадьевич, что входит в зону ответственности транспортной прокуратуры?
– Основные задачи – надзор за исполнением законов на транспорте, органами внутренних дел и таможни. Надзор осуществляется на территории 13 субъектов Федерации, входящих в Центральный федеральный округ. Следует уточнить, что в понятие «транспорт» входит и вся обслуживающая его инфраструктура – вокзалы, станции, аэропорты и прочее. Два основных направления работы осуществляются в рамках управлений в структуре ММТП. Следственное управление осуществляет надзор за исполнением законов уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел и центрального таможенного управления – это что связано с расследованием преступлений. В компетенции другого управления – надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах. Это так называемая общенадзорная функция, выявляющая нарушения законов, не связанные с процессуальной деятельностью.

– В стране шесть лет не было аналогичной структуры. По какой причине было принято решение реанимировать это ведомство?
– Основная причина – необходимость наведения порядка и осуществление действенного надзора за вышеперечисленными структурами. Жизнь доказала необходимость возвращения к той системе надзора, которая существовала до 2001 года, только в несколько ином качестве. Ранее транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации, рассредоточенные на территории РФ, были немногочисленными и не могли в полной мере осуществлять возложенные на них функции. Сегодня транспортные прокуратуры усилили, в том числе и штатной численностью, у них стало больше территорий, за которыми они осуществляют надзор.
Транспортная отрасль подразумевает специфический вид надзора. При выявлении нарушений в этой сфере необходима система быстрого реагирования на них. Это показали проверки, которые были проведены совместно рядом управлений Генеральной прокуратуры и некоторыми прокуратурами субъектов Федерации. В частности, была проведена проверка исполнения законов, касающихся авиационной безопасности, результатом которой стала совместная коллегия Генеральной прокуратуры и Министерства транспорта. Были выявлены существенные нарушения. И одной из причин создания транспортной прокуратуры явилось участившееся количество авиационных и других происшествий на транспорте.
Решением коллегии прокурорам субъектов Федерации было предложено провести проверки всех транспортных прокуратур. Дать оценку того, насколько эффективно они работают. По результатам этой проверки и была создана ММТП. Сейчас решается вопрос о создании транспортных прокуратур в Северо-Западном и Южном федеральных округах.

– Какие основные претензии предъявляются авиаторам?
– В 2006 году с гражданскими воздушными судами произошло 8 катастроф, в которых погибли 305 человек, зафиксирован 681 авиационный инцидент, 62 повреждения летательных аппаратов на земле. Во многих случаях причинами авиационных происшествий являются ошибки летного состава, 70% авиационных инцидентов связано с отказом авиационной техники вследствие конструктивных, производственных недостатков, некачественного ремонта.
Были выявлены и нарушения, связанные с поставкой контрафактной продукции – запчастей, которые затем применялись в узлах агрегатов летательных аппаратов. Конечно, эта ситуация влияет на авиационную безопасность и в целом на состояние летного парка страны.

– Как при формировании вашей структуры решается кадровый вопрос?
– Конечно, мы старались набрать на работу опытные кадры. Как я говорил, на территории России уже существовали транспортные прокуратуры. Конечно, по прошествии 6 лет часть сотрудников, не найдя работы в других прокуратурах, ушла из системы, но квалифицированные кадры остались. И им при приеме на работу в Московскую транспортную прокуратуру мы отдавали предпочтение. А в наш отдел кадров обращалось довольно большое количество соискателей. Но тем не менее невозможно набрать одних только «старых» работников, брали людей и с территорий – и это тоже опытные специалисты. Сегодня численность аппарата ММТП – 87 человек. Всего вместе с территориальными транспортными прокуратурами – 381 человек.

– Вашему ведомству был передан ряд дел, которые получили широкий общественный резонанс. Как продвигается их расследование?
– К настоящему моменту в ММТП расследуется восемь уголовных дел. Среди них – получение взятки сотрудником таможенных органов в аэропорту Шереметьево, дело по факту контрабандного перемещения ювелирных изделий на сумму 71 млн руб., в котором было замешано три гражданских лица и три сотрудника таможни, через аэропорт Домодедово. Но самое, пожалуй, «нашумевшее» – катастрофа, произошедшая с частным самолетом «Челленджер». По этому делу проведен ряд следственных действий, в настоящее время работает межгосударственная авиационная комиссия, по результатам которой и будут даны предварительные заключения о причинах катастрофы. Также изъяты и расшифрованы «черные ящики» самолета, после чего будет назначена экспертиза, появится оценка условий, которые способствовали этой катастрофе – либо человеческий фактор, либо некая техническая неисправность. После этого будут рассмотрены вопросы предъявления обвинения. Также из общественно значимых дел можно отметить расследование уголовного дела, возбужденного по факту убийства гражданина в электропоезде Москва – Софрино по мотиву национальной, расовой ненависти.

– В какой области в настоящее время наблюдается наиболее частое нарушение законов?
– Я не смогу ответить на этот вопрос определенно – ММТП только начала свою работу. Есть проблемы в надзоре за процессуальной деятельностью органов внутренних дел, есть вопросы, связанные с исполнением законов на транспорте. Оценку ситуации можно будет дать по итогам полугодия. Станет ясно, какому направлению необходимо уделить больше внимания. Возможно, при наличии оснований, мы будем рассматривать вопросы по увеличению либо перераспределению штатной численности, если возникнет необходимость в каких-то направлениях усилить надзорные полномочия.

– Каков основной план работ ММТП на эти полгода?
– В настоящее время Московской межрегиональной транспортной прокуратурой проводится проверка по надзору за исполнением законов на железнодорожном транспорте, результаты которой появятся к концу мая.
Она включает в себя многое – это и безопасность движения, и обеспечение промышленной безопасности, и работа контролирующих органов по осуществлению полномочий в части выявления нарушений, и организация работы в части исполнения своих надлежащих служебных обязанностей руководства подразделений транспорта. К проверке мы будем привлекать и контролирующие органы.
На апрель – май запланирована проверка деятельности окружных подразделений ФТС, МВД России по предупреждению и выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ, а также исполнению законодательства, направленного на устранение наркомании.
В мае и июне пройдет проверка исполнения законодательства при обращении в федеральную собственность имущества – арестованного, конфискованного, высвобождаемого военного, а также являющегося доказательством по делу о преступлениях и нарушениях в таможенной сфере.

Елена МИРОШНИКОВА


Досье «Гудка»
    Владимир Геннадьевич ТЮЛЬКОВ родился в 1967 году в городе Ишим Тюменской области. Окончил юридический факультет Тюменского государственного университета. Работал помощником, затем заместителем Тюменского транспортного прокурора, прокурором. До момента создания Московской межрегиональной транспортной прокуратуры занимал должность прокурора Ханты-Мансийского автономного округа. В феврале назначен Московским межрегиональным транспортным прокурором.
    Женат. Воспитывает двоих детей. Дочь учится в Уральской юридической академии.

Законодатель не раздал акции

В адрес руководства ОАО «РЖД» регулярно поступает от железнодорожников один и тот же вопрос: куда делись акции компании после акционирования железнодорожной отрасли и почему они не достались ее работникам? Последнее громкое обращение прозвучало в феврале этого года в ходе прямой линии с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

География таких вопросов весьма обширна – Удмуртия, Пензенская, Самарская, Ленинградская и другие области. Разнообразна и форма их подачи: некоторые работники выражают недоумение и просят разъяснить суть вопроса, другие видят в этом нарушение закона и своих прав, в отдельных случаях авторы писем не стесняются в выражениях. В частности, в письме со станции Глазов Горьковской железной дороги говорится: «На дороге я работаю около 20 лет. За это время железнодорожный транспорт акционировали. Но никому на станции акций не выдавали! Это все обман! Отдайте наши акции!». Не менее категорично ставится вопрос в обращении ветерана локомотивного депо стации Пенза-3: «Совсем недавно мне стало известно, что предприятие стало акционерным обществом. Как такое могло быть? Локомотивное депо было госсобственностью, стало акционером без участия трудового коллектива».

В связи с этим напомним, что реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, принятой Правительством РФ в мае 2001 года. Важным результатом ее реализации на начальном этапе стало разделение функций госрегулирования и хозяйственного управления в сфере железнодорожного транспорта. В результате и было создано ОАО «Российские железные дороги»; решение об этом принято специальным постановлением Правительства РФ.

Согласно статье четвертой Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» единственным учредителем (акционером) созданного открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является Российская Федерация. В соответствии со статьей седьмой данного закона все акции ОАО «РЖД» находятся в собственности Российской Федерации; акции могут быть проданы или другим способом переданы в собственность иных лиц только на основании специально принятого федерального закона.

Таким образом, акциями распоряжается не руководство ОАО «РЖД». Именно Российская Федерации установила, что все 100% акций ОАО «РЖД» в процессе акционирования не продаются и не передаются на других условиях ни работникам железнодорожной отрасли, ни другим лицам, а с момента создания компании находятся в собственности государства.

Однако возникает закономерный вопрос, почему в других отраслях (например, газовая и нефтяная) часть акций все-таки была отдана на руки работникам? « Законодатели установили такие особенности приватизации железнодорожной отрасли, – подчеркнули в департаменте корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД»,– руководствуясь ее стратегическим значением, а также исходя из интересов обеспечения безопасности страны.

Поэтому органы гос-власти сочли целесообразным, чтобы все 100% акций находились в собственности государства. При этом следует отметить, что все дивиденды от акций также получает государство как единственный акционер. Сама компания распоряжаться акциями не имеет права, она является хозяйствующим субъектом, ответственным за обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта».

Несмотря на то что работники железных дорог не получили в свое распоряжение акции ОАО «РЖД», они пользуются другими льготами. «Наша компания – одно из немногих акционерных обществ, сохранившее в процессе акционирования значительный объем льгот для работников и собственную социальную сферу, – прокомментировали в департаменте корпоративного строительства и реформирования. Многие общества, созданные в процессе приватизации, поспешили избавиться от учреждений здравоохранения, санаториев, детских оздоровительных учреждений, тогда как наша компания старается обеспечить своим работникам достойный уровень жизни, наши работники пользуются бесплатным проездом на железнодорожном транспорте, медицинским и санаторно-курортным лечением, обеспечиваются бытовым топливом, имеют другие виды социальной поддержки, предусмотренные коллективным договором.

Плюс к этому в отдельных случаях для работников, попавших в тяжелое материальное положение или нуждающихся в оплате дорогостоящего лечения, предусмотрена материальная помощь».

Кроме того, по информации департамента корпоративного строительства и реформирования, в отношении акций «дочек» ОАО «РЖД» установлены менее жесткие ограничения. Они могут продаваться или иным способом передаваться в собственность других физических и юридических лиц, но только с согласия Правительства РФ.

Продажа акций «дочек» ОАО «РЖД» рассматривается как мощный способ привлечения инвестиций. Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте предусмотрено, что часть акций выводится на рынок ценных бумаг, и тем самым создаются условия для их приобретения частными собственниками. Поэтому в обозримом будущем эти акции появятся на рынке.

Елена ФИЛАРЕТОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31