05 декабря 2021 21:18

Пара – это отлично

В Центральном Доме культуры железнодорожников прошел Всероссийский конкурс профессионального мастерства проводников ОАО «РЖД». С этого года первое весеннее общесетевое мероприятие называется «Золотые крылья».

– Мне стыдно, – сказал вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов, – что мы пока не можем обеспечить таким замечательным ребятам такие же достойные условия работы.

Михаил Акулов устыдился не просто как вице-президент, а еще и как председатель жюри конкурса проводников «Золотые крылья».

– Ужасно, что эти милые девушки должны подбрасывать уголь в топку, – продолжал председатель.

Упоминание об угле и топке вызвало на сцене видимое оживление.

Но все это случилось в конце – на церемонии награждения. А до этого был финал конкурса. Всероссийского, традиционного. И не совсем традиционного. Впервые выбирали не лучшую проводницу сети, а лучшую пару проводников – ее и его.

16 пар, 32 проводника выясняли, кто лучший – от Комсомольска-на-Амуре до Калининграда.

Зал ЦДКЖ в пятницу, 23 марта, напоминал футбольную трибуну. Команды болельщиков (каждая одета в свой цвет) с пищалками, дудками и речевками не давали скучать ни себе, ни жюри. Особо неистовствовали сибиряки, свердловчане (они же екатеринбуржцы) и, конечно же, москвичи. Причем Сибирь была представлена сразу тремя командами, болела за своих, как единое целое, но перекричать соперников, как ни старалась, не могла.

«Хоть ты лопни, хоть ты тресни, а Свердловск на первом месте!» – скандировали зелено-желтые уральцы. «Все другие – просто смех, мы, конечно, лучше всех!» – не уступали просто желтые москвичи. «Максим и Наташа – победа будет наша-а-а-а!» – незамысловато перекрывали уральскую напористость работники столичной РДОП – Региональной дирекции по обслуживанию пассажиров.

Впрочем, на сцене основная борьба тоже проходила между Екатеринбургом и Москвой.

Жюри вроде бы еще не вернулось с окончательного подведения итогов, а кто победил, уже стало ясно – желто-зеленые болельщики неожиданно сникли, желтые выстроились торжественно, как хор Александрова. Очевидная утечка информации несколько испортила момент судейской истины. Кстати, а кто судьи? Кроме председателя Михаила Акулова, это: первый заместитель председателя ЦК профсоюзов РЖД Анатолий Сухов, заместитель генерального директора Федеральной пассажирской дирекции Вячеслав Ершов, актеры Марина Могилевская и Дмитрий Харатьян.

А победители – Наталья Чевардова и Максим Криштопов, Московская РДОП. Москвичи, правда, при ближайшем рассмотрении оказались жителями Брянска.

Конкурс – это профессиональный тест из более 80 вопросов (проводился заранее), визитная карточка, интеллектуальный тур, песенно-танцевальный тур и заранее подготовленный подарок сопернику. Ну и, конечно, на сцене весь вечер шло эффектное шоу, поставленное режиссером Еленой Чудиновой.

По результатам теста со значительным отрывом от остальных вперед вырвались три пары – Вера Наговицына и Денис Тупицын из Свердловской РДОП, будущие победители Наталья Чевардова и Максим Криштопов и Светлана Тисленко – Леонид Кумановский из Западно-Сибирской РДОП.

Самым веселым, курьезным и решающим оказался эрудит-тур. Каждой паре задавались пять вопросов, на которые ребята нажатием специальных клавиш («да» – «нет») должны были одновременно ответить. Вопросы были и жутко смешные, и серьезно профессиональные. В основном соревнующиеся щелкали их как орехи. Но случалось и…

– Правда ли, что для того чтобы не пришел ревизор, нельзя класть ключи на стол?
– Да, – мгновенно отвечает конкурсантка.

– Вы серьезно? – опешил не очень подкованный в таких тонкостях ведущий шоу Оскар Кучера.
Девушка проявила путевую выдержку:
– Абсолютно.

Зал загудел от нахлынувших чувств то ли к ревизорам, то ли к девушке.

– Имеет ли право пассажир спать до прибытия поезда к пункту назначения?
– Нет, – ответили одни из лучших проводников России.

– Я часто езжу, – напрягся Кучера, – так знайте: еще как имеет.

А ответ на вопрос «Можно ли провозить попугая в поезде Москва – Санкт-Петербург?» заставил долго недоумевать зал. Оказывается, нельзя. «Птичий грипп» не спит.

Но самый нелепый срыв произошел у блистательной свердловской пары. В эрудит-туре они набрали меньше всех очков. Нелепый, потому что при окончательной раздаче наград именно Вера с Денисом получили титул «Самая умная пара». И справедливо – в тестировании они были лучшими. А на сцене то ли растерялись, то ли были сбиты активностью собственных болельщиков.

Без наград, кстати, не ушла ни одна из 16 пар. Вручались призы самой артистичной, самой трудолюбивой, самой обаятельной и так далее паре. Ну скажите, что определяет не только хорошего проводника, а вообще человека гармоничного? Все очень просто: красота, ум, талант и целеустремленность.


Дальневосточная стойкость

«Самыми целеустремленными» были названы Оксана Черевкова и Алексей Войлошников из Дальневосточной РДОП. Они – настоящие трудяги рельсов, по 16 суток колесящие по Дальнему Востоку, по полгода забрасывающие в топку тот самый проклятый уголь отнюдь не на фирменных, гламурных поездах.

Дальний Восток в зале был представлен только одним болельщиком – красавицей Яной, коллегой, подругой и запасным игроком.

– Тест трудно было проходить?
– Не то чтобы трудно – просто там было много вопросов, с которыми на Дальнем Востоке мы и не сталкиваемся никогда.

Кстати, оценки за тест ребята получили высокие.

И Яна, и Оксана, и Алексей – из Комсомольска-на-Амуре. Алексей с Яной на железную дорогу попали вынужденно. Это сейчас они не мыслят другой жизни. А так ходили (и не без удовольствия) каждый на свою заводскую службу, пока не стало ясно, что службы почти нет. Тут то и оказалось, что все может остановиться и замереть на Амуре, кроме железных дорог.

– Если честно, плохо существует Комсомольск. Живут все в кредит. А чтобы кредит взять – работа нужна.

Очень правильная девушка Оксана Черевкова, окончившая педагогическое училище, на железную дорогу пришла сознательно. Мама, правда, не рада была – девочка на каком-нибудь грузо-пассажирском поезде по две недели ездит по гигантским дальневосточным просторам. Тогда маму прокатили до Хабаровска, все показали. Вроде успокоилась. Оксана читает любовные романы и собирается стать ревизором.

– Что самое сложное в работе?
– Уголь и то, что помыться толком негде. Но как-то приспосабливаемся.


Мы – ростовские

«Самая красивая пара» – Татьяна Черноокова и Александр Говоров. Северо-Кавказская РДОП. Поезд – Ростов-на-Дону – Москва. Живут в тепле, углем пользуются редко, ждут Олимпиаду в Сочи – очень хочется ее обслуживать. Саша попал на поезд прямиком из авиации. Все в те же сумбурные 90?е. Авиация разваливалась – рельсы устояли.

– Что самое неприятное в профессии проводника?
– Алкоголиков высаживать, – рассказывает самая красивая пара.

У Тани – 8-летняя дочка. Дочка для Тани все.


84 года стажа

Почему Вера Наговицына и Денис Тупицын оказались «Самой умной парой», становится понятно, когда узнаешь, что у Дениса в семье общий железнодорожный стаж 84 года, а Вера по профессии – филолог, преподаватель английского языка. А «Демидовский экспресс», на котором работают ребята, – элита, белая кость и гордость Свердловской РДОП.

Вера жила в Ижевске, училась в педагогическом университете. Но девиз «Надо все в жизни попробовать» не давал покоя будущему филологу. Стройотряд проводников на 3-м курсе принес сразу две большие любви (может, и три, но это тайна) – любовь к рельсам и любовь к городу Екатеринбургу.

– Хочу быть начальником поезда, – говорит Вера, видимо, для этого изучающая психологию.

– А начальником дороги?
– Нет. Мне пассажиры интересны. Столько узнаешь иногда неожиданного про жизнь.

У Веры неоценимое качество отличного собеседника – о себе она говорит намного меньше, чем о других: «А вы знаете, что Денис на конкурсе в Петербурге стал лучшим проводником? У него и дедушка, и мама, и папа – все на дороге работали. Сейчас он учится в Уральском университете путей сообщения. А еще у него есть четыре брата и одна сестра».

Денис бросает реплики скудно – но по делу и остроумные. Может, так и разговаривают будущие руководители.


Театральный уклон

Открытия особых актерских талантов никто на конкурсе в общем-то не ждал. Но не заметить творческого фонтанирования Снежаны Пожидаевой и Алексея Нечаева – «Самой талантливой пары» – было невозможно.

– Алексей, а как вы время свободное любите проводить?
– В театр хожу.

– А что в театре нравится?
– Да вот когда на репетициях сидишь – и ничего особенного: все ходят, что-то тихо говорят. А потом видишь спектакль, как все вдруг сложилось.

– Так, может, вы актером хотите стать?
– Может…

Вообще-то начинал свою поездную жизнь Нечаев официантом на читинском направлении. А вот в проводники пошел, можно сказать, по велению души – человеческого общения захотелось.

– А что в вагоне-ресторане мало общения?
– Во-первых, вагоны-рестораны затухли. Да и публика, которая сейчас туда приходит, – увы, совсем уже не та.

Снежана и Алексей ездят на маршруте Магнитогорск – Челябинск, Челябинск – Москва.

– Снежана, вы в каких вагонах работаете?
– На меня посмотрите, как вы думаете? – хохочет совершенно очаровательная Снежана.

– Ну, видимо, только в СВ. Как проводником стали?
– Муж заставил.

А муж у Снежаны – начальник поезда.

– Какого?
– Естественно, того, на котором я езжу, – смеется чернобровая уральская дева.


Победителями рождаются

Их коляски часто встречались на прогулках. Потом они играли в одной песочнице и дергали за хвост одну и ту же кошку. Потом, естественно, был один класс, а следом – один железнодорожный колледж.

Лучшие проводники России – Наталья Чевардова и Максим Криштопов из Брянска – дружат лет 20 из своих 21 года. Именно дружат. Не приятельствуют, не соседствуют, не товариществуют и не поют друг другу серенады – дружат. А идея пойти в железнодорожный целиком и полностью принадлежит Максиму.

– Кто в вашей паре главный?
Наташа: «Нет главного».
Максим: «Наташу все время приходится подтягивать, как-то встряхивать».

Они работают на одном из самых шикарных фирменных поездов «Иван Паристый», который так называется в честь легендарного начальника Московской железной дороги, почетного гражданина Брянска и Москвы.

Они амбициозны и не скрывают, что хотят когда-нибудь получить ту же лавровую ветвь, что украшает сейчас интерьер их поезда. Именно такая позолоченная ветвь была на погонах Паристого.

Может, потому и отвечают юные Наташа с Максимом на вопрос о главной сложности работы проводника с размахом государственных мужей:
– Невероятная ответственность за людей, – говорит Наташа.

– Работа проводника требует высокого профессионализма. И обидно, что этот профессионализм не ценится нормально. – Это уже Максим, который учится сейчас в Брянском техническом университете и который «все время в движении, все время вверх, вверх».

Даже интересно стало, кому первому серьезный юноша сообщит о победе. Оказалось, все по земному – позвонил любимой девушке.

– А у меня еще нет любви, – грустно выдохнула сногсшибательная большеглазая блондинка Наталья Чевардова, – все езжу, езжу, а она не попадается.

Вита СМЕЛЯКОВА,
спец. корр. «Гудка»


Что будет

26 марта, понедельник

В Москву с официальным двухдневным визитом прибывает председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао. Планируется, что в рамках визита среди прочих договоренностей будет подписано соглашение об увеличении импорта сырой нефти из России в КНР по железной дороге. Оно будет заключено между министерством железных дорог Китая и ОАО «Российские железные дороги».

С 26 по 28 марта в Москве пройдет III Всероссийская выставка-форум «Госзаказ- 2007». В рамках выставки пройдет объединенная экспозиция и форум «Приоритетные национальные проекты – опыт регионов. Практика. Результаты».

В Хабаровске открывается восьмой Форум пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана. В нем примут участие делегации России, США, Китая, Канады, Республики Корея и Японии.

Межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта при Минтрансе РФ планирует рассмотреть целевую модель рынка железнодорожных услуг до 2010 года.

В Москве открывается Международный конгресс-выставка «Global education – образование без границ-2007».


27 марта, вторник

ОАО «РЖД» примет участие в 12-й Международной выставке по транспорту и логистике «ТрансРоссия-2007», которая пройдет в Москве с 27 по 29 марта.

В Мытищах (Московская обл.) состоится заседание расширенной выездной коллегии Минпромэнерго России, на котором планируется обсудить проект «Стратегии развития транспортного машиностроения РФ в 2007 – 2010 годах и на период до 2015 года».

В Минске пройдет 2-е заседание Совместной российско-белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов.

Состоится заседание Национального банковского совета, на котором планируется рассмотреть вопрос о результатах проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ в Банке России.


28 марта, среда

В Москве состоится заседание Морской коллегии, посвященное состоянию внутренних водных путей России, а также вопросам реализации национальной политики и основных положений отечественного судостроения.


29 марта, четверг

В Торгово-промышленной палате РФ Союз транспортников России проведет встречу с директором департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максимом Медведковым, которая будет посвящена вопросам вступления в ВТО.

В Москве состоится церемония награждения авиакомпаний – победителей и лауреатов премии «Крылья России-2006».


30 марта, пятница

Состоится заседание совета директоров РАО «ЕЭС России», на котором планируется обсудить предложения по модификации схемы завершения реорганизации энергохолдинга, а также рассмотреть предложения по распоряжению акциями ОАО «Силовые машины» (холдинг владеет блок-пакетом).

В Санкт-Петербурге пройдет первое заседание Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.


31 марта, суббота

Возобновление железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Таллином.

Рекорд не отразился на инфляции

Президент Владимир Путин поздравил ОАО «РЖД» с «замечательными показателями», но попросил сосредоточиться на работе по получению компенсаций за пассажирские перевозки из региональных бюджетов.

Как уже сообщал «Гудок», 23 марта в подмосковной резиденции Ново-Огарево состоялась встреча президента России Владимира Путина с главой ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

В ходе встречи Владимир Якунин проинформировал главу государства об итогах работы РЖД в прошедшем году, когда грузовая работа выросла на 5,1% и составила 2 трлн 363 млрд тонно-километров. «Таких цифр никакие западноевропейские дороги не знают и не имеют»,– подытожил Владимир Якунин.

По его словам, РЖД приближаются к мировым стандартам по показателям доставки грузов в срок, а кроме того, являются единственной российской компанией, где рост зарплаты жестко привязан к росту производительности труда. «Это ставит нас в очень выгодное положение, поскольку мы сами себя ограничиваем, но зато у нас есть моральное право доказывать, почему у наших работников такая заработная плата и чем это объясняется», – считает Владимир Якунин. Финансовая прибыль ОАО «РЖД» в 2006 году была в 2,5 раза выше запланированной, рентабельность увеличилась в 2,4 раза. «Вклад» железнодорожных тарифов в инфляцию составляет всего 0,43%.

При динамичном росте перевозок пассажиров тарифы на проезд в плацкартных вагонах остаются в регулируемом секторе, а в нерегулируемом – купе и вагоны СВ – компания предлагает пассажирам гибкий график тарифов, позволяющий выбирать стоимость билета в зависимости от сезона.

Отвечая на вопрос главы государства о том, почему в финансовом плане ОАО «Российские железные дороги» предусмотрено сокращение темпов роста доходов, Владимир Якунин пояснил, что в определенной степени это объясняется увеличением перевозок льготных категорий пассажиров и ростом расходов на ремонт основных фондов. Расходы компании на перевозку льготников не в полной мере покрываются компенсациями из бюджета.

Кроме того, по решению совета директоров ОАО «РЖД» сохранит до конца этого учебного года льготные перевозки студентов и школьников в надежде на то, что к тому времени правительство наконец обратит внимание на эту проблему. Владимир Путин, со своей стороны, отметил, что необходимо обсудить в правительстве этот вопрос «более предметно».

Особое внимание президент страны обратил на то, что накануне сезона летних пассажирских перевозок компания заключила всего 47 договоров на компенсацию перевозок льготников с регионами.

Несмотря на то, что доля этих компенсаций в экономике пассажирских перевозок минимальна (8%), отсутствие договоров может создать дополнительные проблемы для садоводов и огородников, которые традиционно предпочитают железнодорожный транспорт.

«Цифры у вас хорошие, показатели замечательные, но за этими показателями не забывайте про конкретных людей», – заявил президент страны.

Ольга СОЛОМОНОВА

Минтранс обещает защиту

Владельцы путей необщего пользования пугают металлургов 50-процентным ростом тарифов после создания грузовой компании ОАО «РЖД». Минтранс успокаивает частников тем, что принял меры для развития реальной конкуренции.

«Вся хитрость при создании двух-трех грузовых компаний состоит в том, что, образно говоря, ночью ОАО «РЖД» отдаст 630 тыс. вагонов этим компаниям, и они будут перевозить грузы по своим коммерческим тарифам. Утром ОАО «РЖД» обратно вернет вагоны себе и будет перевозить грузы по цене вагона-часа», – заявил на съезде международного Союза металлургов президент Союза грузовладельцев и работников промышленного транспорта Алексей Хоружий.

По его мнению, такая рокировка подвижного состава даст возможность ОАО «РЖД» сказать частным перевозчикам, что они не могут влиять на ценовую политику своих «дочек». Тарифы же вырастут за счет увеличения издержек при реформировании. Как заявил на одной из конференций заместитель начальника Управления регулирования транспорта ФСТ России Александр Синев, создание ОАО «ТрансКонтейнер» вызвало рост издержек на 10%, такой же рост ожидается при создании грузовой компании.

Алексей Хоружий посчитал, что тарифы вырастут на 30 – 50%, а это «отправит в нокаут» тысячи мелких компаний.

Руководитель департамента железнодорожного транспорта Минтранса Хасян Зябиров существования такой угрозы не признает. По его словам, министерство заранее позаботилось о защите частных перевозчиков на третьем этапе железнодорожной реформы. В частности, планируется создание вертикально интегрированных компаний, которым будет предоставляться доступ на магистральные сети и рынок грузовых перевозок.

Для разрешения конфликтных ситуаций есть Росжелдор. «В Министерстве юстиции прошел регистрацию Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования», – сообщил Хасян Зябиров «Гудку».

Кроме того, Минтрансу совместно с ОАО «РЖД» удалось сформировать компромиссную модель взаимоотношений между субъектами рынка, согласно которой жесткие штрафы будут заменены на меры гражданско-правовой ответственности. Это позволит обеспечить реальную компенсацию нарушенных прав участников рынка.

Интересно, что на недавней конференции «Металлургия – РЖД: Стратегия взаимного успеха» руководители крупных металлургических предприятий, наоборот, поддержали создание грузовой «дочки», надеясь, что компания, действующая в рыночной среде, поможет им решить много проблем.

Пока же, как заметил на одном из недавних совещаний президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, в экономике возникают серьезные диспропорции по причине того, что в одной части государство очень жестко регулирует рынок, а в другой – действуют рыночные законы.

Алексей КАЗАКОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31