16 января 2022 13:29

Машинистам нужны пистолеты

Виталий Жаданов, начальник Южно-Уральского УВД на транспорте, генерал-майор милиции:

– В прошедшем году в пассажирском сообщении на Южно-Уральской железной дороге совершено 1434 преступления, из них раскрыто более 1 тыс., что на 3,7% больше, чем в 2005 году.

В электропоездах количество грабежей сократилось на 20,7%, число раскрытых преступлений, связанных с кражами личной собственности пассажиров, увеличилось на 15,8%, раскрываемость преступлений, связанных с хулиганством, возросла в 4 раза.

Эта тенденция сохраняется и в нынешнем году.

Для улучшения охраны общественного порядка мы создаем специализированные оперативно-поисковые группы, в которые входят сотрудники криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Наряды патрульно-постовой службы сопровождают пригородные электропоезда прежде всего в вечернее и ночное время.

Вместе с тем в организации работы органов внутренних дел по защите пассажиров и работников железнодорожного транспорта есть проблемы. Прежде всего – нехватка кадров.

В связи с созданием коммерческих компаний по перевозке грузов и пассажиров дороги перестали финансировать дополнительную штатную численность милиции.

В Южно-Уральском управлении внутренних дел на транспорте (ЮУ УВДТ) количество сотрудников, содержащихся за счет дороги, с 400 в 1994 году уменьшилось до 145 в 2006-м, а в текущем году дорога и вовсе прекратила финансирование работы сотрудников ЮУ УВДТ. За то же время более 250 сотрудников сокращены в подразделениях патрульно-постовых служб (ППС). Поэтому наряды ППС на ЮУЖД сопровождают лишь 40,7% пассажирских поездов и 17,2% электропоездов.

В 2005 году по решению Правительства России работники милиции стали нести досмотровую службу в аэропортах. На территории оперативного обслуживания ЮУ УВДТ расположено 5 аэропортов.

В связи с необходимостью организации досмотровой службы в них произошло перераспределение численности милиционеров ППС, охраняющих общественный порядок в поездах и на вокзалах, что также снизило эффективность обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Чтобы обеспечить охрану правопорядка в наибольшем количестве поездов, милиционеры на станциях стали переходить из одного поезда в другой. В вечернее время так проверяются все электропоезда.

Приближается время летних перевозок, что потребует более пристального внимания к электропоездам. А на это нужны деньги.

К сожалению, в соответствии с действующим законодательством регионы не имеют права выделять средства на содержание органов внутренних дел федерального подчинения. Однако местные власти тоже заинтересованы в росте качества работы милиции, а потому вопрос софинансирования имеет смысл обсуждать на законодательном уровне.

Теоретически повысить безопасность пассажиров на транспорте можно при помощи частных охранных предприятий (ЧОП) и общественных формирований.

На ЮУЖД поезда пригородного сообщения сопровождают 155 сотрудников трех ЧОП. На станции Оренбург именно сотрудники ЧОП охраняют все поезда пригородного сообщения. Меньше всего частная охрана задействована на Челябинском отделении, здесь сотрудники ЧОП сопровождают всего 31% пригородных поездов.

Но, по моему мнению, сегодня надо в большей степени способствовать укреплению милиции.

Еще одна возможность обеспечить безопасность пассажиров пригородных поездов – возродить институт добровольных общественных помощников правоохранительных органов.

По нашему мнению, регулировать их работу необходимо федеральным законом о внештатных инспекторах, причем такими инспекторами могли бы быть и машинисты. Не исключено, что для выполнения своих функций им можно было бы предоставить дополнительные права, вплоть до ношения служебного оружия.

На период летних перевозок ЮУ УВДТ уже планирует создание добровольных народных дружин. Предполагается, что в их работе примут активное участие проводники, механики и другие работники ОАО «РЖД».

При этом мы гарантируем железнодорожникам те же нормы социальной защиты в случае нештатных ситуаций, что и сотрудникам правоохранительных органов.

Проекту дали зеленый свет

Компания «РЖД» представила свой проект развития оборудования технологической сети связи на правительственной комиссии по федеральной связи РФ.

В защите второго этапа инвестиционного проекта «Развитие и реконструкция средств связи технологического сегмента сети связи» («Российские железные дороги» впервые получили возможность представить программу на столь высоком уровне) приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Воробьев и представители департамента связи и вычислительной техники компании. Внеся некоторые замечания, комиссия под председательством министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана в целом одобрила проект и рекомендовала его к реализации.

Второй этап представленного проекта предусматривает комплексную замену аналоговых средств связи на цифровые с суммарной емкостью порядка 84 тыс. портов, или 38 автоматических телефонных станций (АТС). Это не только позволит повысить надежность телекоммуникационного оборудования, но и обеспечит более высокий уровень качества услуг связи, а также значительно расширит их перечень.

Предполагаемый объем инвестиций по проекту составит 2 млрд руб.

Как отметил на защите проекта начальник департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД» Петр Маневич, сегодня телекоммуникационная сеть компании – это основной технический компонент ее информационной структуры и системы управления. При этом особенностью технологической сети связи является то, что, с одной стороны, она находится в контуре управления железнодорожным транспортом и обеспечивает его информационное единство, а с другой – взаимодействует с сетью связи общего пользования.

Кроме того, сеть связи ОАО «РЖД» проходит по территориям, где зачастую нет других операторов, а потому оказание на свободных ресурсах услуг населению, проживающему вблизи железных дорог, приобретает социальную значимость.

Сегодня основным недостатком телекоммуникационной сети компании является использование железными дорогами более 30 типов коммутационного оборудования. Это привело к созданию так называемой «лоскутной» сети, на которой практически не реализуются сетевые услуги и затруднена маршрутизация.

Необходимость получения должного эффекта от завершения полномасштабной «цифровизации» сетей связи вызвана также целым рядом других причин. Среди них – высокая степень изношенности аналогового оборудования и наличие на многих рокадных участках большого количества аналоговых каналов связи, что делает сеть дорогостоящей в эксплуатации.

Разнородность сетей связи в части совместного использования аналогового и цифрового оборудования значительно снижает технологический эффект от уже внедренной «цифры», не дает возможности полноценного администрирования и управления телекоммуникационной сетью в целом. К тому же из-за отсутствия современных систем защиты от несанкционированного доступа и единых систем контроля гарантировать высокую информационную безопасность аналоговые системы не могут. Кроме того, как показывает практика, для размещения аналогового оборудования требуется примерно в 20 раз больше площадей, чем для цифрового.

В ходе реализации проекта «Развитие и реконструкция средств связи технологического сегмента сети связи» планируется провести комплексную замену аналогового оборудования на современное цифровое – суммарной емкостью более 600 тыс. портов. Техническое перевооружение, которое затронет все железные дороги, будет происходить в рамках имеющегося номерного ресурса и не предусматривает дальнейшего его увеличения.

В результате выполнения первого этапа проекта было введено в опытную эксплуатацию цифровое оборудование в количестве более 77 тыс. портов, или 43 АТС, на девяти железных дорогах. Общая внедренная абонентская емкость составила более 51 тыс. телефонных номеров.

Второй этап проекта развития и реконструкции средств технологической сети связи охватит 16 железных дорог. В итоге общая внедренная абонентская емкость превысит 60 тыс. телефонных номеров, из которых порядка 20% планируется реализовать населению.

Внедрение цифровых автоматических станций не просто обеспечит передачу речевой информации и данных. Новое оборудование сделает доступными целый ряд дополнительных услуг и функций. Среди них – конференц-связь, голосовая почта, услуга автоматической альтернативной маршрутизации, формирование замкнутых групп пользователей, принятие на телефонном аппарате нескольких вызовов одновременно, автоматическое ведение тарификации, уведомление о нарушении безопасности и многое другое.

Освоение всего объема капитальных вложений по второму этапу проекта предусматривается в течение года от начала его реализации. Разработчики предполагают, что полная окупаемость новой сети связи наступит уже в 2015 году.

Наталья АЛЕКСЕЕВА


Петр МАНЕВИЧ, начальник департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД»:
    – Рассмотрение инвестиционного проекта ОАО «РЖД» на столь высоком уровне крайне важно для компании. Это является свидетельством того, что технологическая сеть связи железнодорожного транспорта оцениваются как весомая сила на телекоммуникационном рынке.
    Но самый главный результат в том, что мы получили поддержку регулятора и возможность легитимно строить свои сети связи, избегая ошибок, которые могли бы возникнуть в случае самостоятельного продвижения проекта.
    Кроме того, заинтересованность в происходящем в технологической сети связи железнодорожного транспорта открывает перед нами возможность участвовать во всех процессах профессионального телекоммуникационного рынка и эффективно интегрироваться в него. В конечном счете это поможет выбирать адекватную техническую политику и ориентироваться в новых веяниях рынка связи.
    В какой-то степени защита нашего проекта на правительственной комиссии укрепила наши деловые отношения со всей отраслью связи и вывела их на новый качественный уровень. Это особенно важно с учетом того, что, судя по задаваемым вопросам, компания «РЖД» не слишком открыта для внешнего телекоммуникационного рынка. Теперь мы составим четкий план, как лучше позиционировать себя перед телекоммуникационным сообществом, с которым достаточно плотно увязаны, и стать более понятными для него.

Электровозы оборудуют автопилотом

В этом году на грузовых электровозах Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги будет установлено 90 универсальных систем автоведения поезда (УСАВП-Г).

За два последних года по программе ресурсосбережения электровозы постоянного тока ВЛ-10 эксплуатационного депо Омск были оборудованы 109 комплектами УСАВП-Г общей стоимостью более 100 млн руб.

Система помогает экономить электроэнергию и ограничивать продольно-динамические усилия в железнодорожном составе до уровня, соответствующего требованиям безопасности движения.

Неотъемлемой частью УСАВП-Г является модуль регистрации параметров движения и автоведения (РПДА-Г), который предназначен для измерения до 40 основных параметров силовых цепей грузового электровоза и его движения для последующего экспресс-анализа. Это позволяет автоматически диагностировать техническое состояние локомотива, оптимизировать режимы ведения поезда, уточнять сроки ремонта.

Как пояснил «Гудку» главный инженер эксплуатационного депо Омск Денис Новоселов, действие УСАВП-Г основано на расчете оптимальных алгоритмов распределения электроэнергии при наборе скорости и торможении в режиме реального времени.

Вся информация во время движения электровоза записывается на съемный картридж. Ее расшифровка проводится на специальном программном комплексе, который анализирует данные и готовит отчет.

На Омском отделении Западно-Сибирской железной дороги отмечают, что с внедрением комплекса сократились расходы, связанные с расшифровкой скоростемерных лент, учетом потребляемой электроэнергии, поиском неисправностей и ремонтом электровозов, а также ликвидацией дефектов в пути следования.

Удельный расход электроэнергии локомотивов, оборудованных УСАВП-Г, составляет 66,5 кВтч/10 тыс. ткм против 69,5 кВтч/10 тыс. ткм у электровозов без УСАВП-Г. Только на разнице в параметрах удельного расхода электроэнергии эксплуатационное депо Омск в прошлом году сэкономило более 700 тыс. кВт/ч.

В этом году депо Омск планирует установить системы автоведения на 40 грузовых локомотивах ВЛ-10. Еще 50 будет установлено на электровозах переменного тока ВЛ-80С в Карасуке.

По мнению омских железнодорожников, УСАВП-Г позволяет быстро обучить машиниста-новичка правильному выбору режимов ведения поезда. Управляя поездом при помощи УСАВП-Г, машинист на свое усмотрение может переключить систему в режим автоведения или в режим подсказки.

Система является своего рода тренажером для локомотивщиков и позволяет снизить финансовые затраты на их обучение.

Однако, по мнению главного инженера локомотивного ремонтного депо Московка Западно-Сибирской железной дороги Сергея Спиридонова, УСАВП-Г нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

«Система умная, но «интеллекта» ей можно еще добавить, – говорит Сергей Спиридонов. – Например, нам бы хотелось, чтобы система умела «распознавать» поезда с наливом и с углем. Ведь для каждого из них требуется свой режим трогания. Человек это знает, машина пока нет».

Все предложения и замечания локомотивных бригад по поводу эксплуатации УСАВП-Г передаются в отраслевой центр внедрения новой техники и технологий магистрали.

На основе этих предложений ученые разрабатывают новые программные продукты для технологии автоведения. Так, они смогли довести время ее использования с 20% от общего времени нахождения поезда в пути до 40%. А со временем, как полагает Денис Новоселов, машинисты смогут задействовать ее на все 100%.

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск

Коротко

На Западно-Сибирской железной дороге за январь – февраль 2007 года с вокзалов и станций Омского отделения отправлено 232,5 тыс. пассажиров дальнего следования. Пассажирооборот вырос на 3% и составил 272 млн пассажиро-километров.

На Куйбышевской магистрали за первые два месяца этого года на девяти станциях Башкирского отделения в 5323 контейнера погружено более 75 тыс. тонн различных грузов, что на 30% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Средний вес груженого контейнера увеличился на 30% и составил 22 тонны.

На Астраханском отделении Приволжской железной дороги в нынешнем году на природоохранные мероприятия предусмотрено направить 9 млн руб.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31