16 января 2022 13:12

Литва готовит конкурента

Литовская транспортная компания Bleiras рассматривает возможность выхода на российский рынок перевозки автомобилей по железной дороге.

Генеральный директор Bleiras Кестутис Тельвитес заявил «Гудку», что решение о начале железнодорожных перевозок на Россию может быть принято в 2007 году. Пока компания перевозит автомобили по железной дороге только в Казахстан и Киргизию. Для этих целей Bleiras в прошлом году приобрела 15 специальных вагонов, а в этом году планирует закупить еще 60.

Основная деятельность Bleiras сейчас связана с доставкой машин автомобильным транспортом – с помощью автовозов. В этом сегменте компания также намерена наращивать свое присутствие на российском рынке, заявил «Гудку» Кестутис Тельвитес. По его словам, в прошлом году компания перевезла в страны СНГ порядка 75 тыс. автомобилей. В текущем собирается увеличить показатели на 20%. В настоящее время у перевозчика действуют два российских филиала – в Москве и Новгороде. Открывать дополнительные отделения компания пока не планирует.

Заместитель начальника департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД» Ирина Чернигина заявила «Гудку», что нет ничего плохого в приходе иностранных компаний на российский рынок перевозок автомобилей. Их деятельности никто не будет препятствовать. «Реформа ОАО «РЖД» как раз была направлена на то, чтобы развивать конкуренцию», – отметила она. В настоящее время перевозкой автомобилей занимаются многие операторские компании. «Если литовский перевозчик будет обеспечивать высокое качество услуг, возможно, это станет стимулом для других операторов в свою очередь повышать качество», – заявила Ирина Чернигина.

По ее словам, для ОАО «РЖД» основную конкуренцию составляют автовозы. Поэтому будет хорошо, если литовская компания сможет привлечь на железную дорогу своих клиентов: автопроизводителей и крупные фирмы, занимающиеся поставками в Россию подержанных автомобилей.

Перевозка автомобилей – один из самых быстрорастущих сегментов рынка, заметил руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его мнению, конкуренция в этой сфере будет обостряться. «Заявление литовской компании – это первый сигнал накануне вступления России в ВТО. За ней на российский рынок могут прийти гораздо более крупные игроки», – предположил Владимир Савчук. В настоящее время в сфере перевозок автомобилей обостряется конкуренция ОАО «РЖД» и частных компаний, отметил эксперт.

Одним из проявлений этой конкуренции, по его мнению, стал отказ частных операторов вкладывать средства в модернизацию участка железнодорожной ветки в Калининградской области. По ней автомобили доставляются из Германии в Россию. Частные компании отказались вкладывать средства, понимая, что этой веткой в итоге может воспользоваться их основной конкурент – «ТрансГрупп АС» (компания создает СП с ОАО «РЖД» по перевозке автомобилей. – Ред.). В случае если прибалтийской компании будут «явно» препятствовать в выходе на российский рынок перевозок автомобилей, не исключено, что это вызовет негативную реакцию Европейского союза, предположил Владимир Савчук.

Денис ВИКСНЕ

НМТП купил выход к Балтике

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» приобрел 50% ООО «Балтийская стивидорная компания» (БСК).

Комментируя сделку, генеральный директор ОАО «НМТП» Игорь Вилинов отметил, что консолидация активов холдингом ОАО «НМТП» в Новороссийске практически завершена. Анализ новых территорий привел к покупке 50% доли ООО «БСК», которое находится в стадии разработки бизнес-плана своего развития. В случае положительных перспектив маркетинговых исследований опыт, знания и финансовая мощь холдинга ОАО «НМТП» могут позволить создать на базе БСК современный терминал. Грузопотоки, за которые борется БСК, не пересекаются с грузопотоками Новороссийска, поэтому в случае успешной реализации проекта холдинг ОАО «НМТП» сможет увеличить объемы переработки сверх тех, которые были заявлены ранее.

Эксперты считают, что по факту сделка является не покупкой, а техническим переоформлением прав на активы. Порт просто перевел БСК на свой баланс, так как продавец, ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта», входит в состав холдинга, созданного на базе НМТП в 2006 году.

По мнению аналитика ИК «АК БАРС Финанс» Александра Блохина, приобретение 50% доли в БСК сводится к оптимизации структуры управления внутри холдинга. Роль нового подразделения в структуре холдинга будет зависеть от тех задач, которые намерен решать НМТП на этом направлении. Сейчас в Северо-Западном регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. Строятся два завода по производству автомобилей, которым необходимы комплектующие детали и оборудование. Кроме того, через Калининград идут на экспорт сырье и нефть. Подобная номенклатура грузов позволяет говорить о стабильном и динамично растущем объеме грузопотока.

Планируется, что на базе БСК будет создан современный терминал. Это позволит нарастить перевалку грузов, которые не обрабатываются в порту Новороссийска. Балтийская стивидорная компания занимается перевалкой леса, контейнеров и автотранспорта. В ее состав входят три грузовых причала. Длина причального фронта составляет 600 м. С 2004 года БСК принимает участие в развитии автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в городе Балтийске. Вместе со строящимся терминалом в порту Усть-Луги они составят единый паромный комплекс Усть-Луга – Балтийск – порты Германии, который согласно планам Минтранса должен заработать в полном объеме уже в 2007 году. Однако НМТП пока не подтверждает своего участия в этом проекте.

По словам директора Института проблем транспорта РАН Олега Белого, учитывая стратегическую значимость Калининградского региона в транспортной системе страны, очевидна необходимость корреляции грузопотоков между южными портами, в частности Новороссийским, и западными. Это прежде всего касается контейнерных и технических грузов, перевозки автомобилей. Стратегическая цель транспортного комплекса – формирование единой транспортной системы. Эта задача позволяет прогнозировать заинтересованность Новороссийского порта в развитии автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в городе Балтийске.

Напомним, что в течение ближайших трех лет Новороссийский морской торговый порт намерен вложить в развитие $700 млн, что позволит увеличить грузооборот на 20%, до 100 млн тонн в год.

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА


Справка «Гудка»
    ОАО «Новороссийский морской торговый порт» – крупнейшая стивидорная компания, работающая на территории Новороссийского порта. В номинальном держании ОАО «Инвестсбербанк» находится 16,9% акций. В номинальном держании ОАО «Сбербанк» – 50% акций в качестве залога под кредит в $450 млн для приобретения акций пяти новороссийских стивидорных компаний. Эти компании вошли в холдинг НМТП, который акционеры порта формируют с июня 2006 года. В него вошли ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП», ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта» («Флот НМТП»), ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ООО «Балтийская стивидорная компания». В январе 2007 года частные акционеры ОАО «НМТП» передали в доверительное управление ОАО «РЖД»16% акций.

Навигация должна быть успешной

Анна Исаева, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот):

– Надеюсь, что и в навигацию-2007 речные судоходные компании полностью выполнят свои обязательства по заключенным на текущий год контрактам. Для этого Росморречфлотом созданы все необходимые условия для нормальной работы ВВП. Значительно, почти в два раза (до 8 млрд руб.), увеличились объемы финансирования из федерального бюджета работ по реконструкции и модернизации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Более того, впервые за последние 15 лет протяженность гарантированных для безопасного судоходства ВВП в этом году превысит 45 тыс. км. Это на 25% превысит показатель прошлого года. Уже можно говорить о том, что почти 50% речных путей России снова работают в полную силу. Между тем еще несколько лет назад этот показатель не превышал 30%.

Прежде всего следует выделить реализацию проекта по строительству второй нитки Кочетовского гидроузла на Волго-Донском канале. Ранее это было самое проблемное место на водном пути из Каспия в Азовское, Черное и Средиземное моря. В нынешнюю навигацию «подкова» Каспий – Черное море начнет работать в полную силу и принимать суда грузоподъемностью до 6 тыс. тонн. Прежний фарватер, построенный еще в начале прошлого века, мог пропускать суда грузоподъемностью не более 3 тыс. тонн.

Можно смело говорить о том, что «подкова» практически готова к открытию судоходства для судов иностранных компаний.

Полагаю, что с решением проблемы подъема уровня воды на Волге в районе Городецкого гидроузла (Нижегородская область) будет открыт путь по Волге и Волго-Балтийскому водному пути и до Балтийского моря.

В 2006 году, несмотря на все сложности, внутренние водные пути России (ВВП) работали по утвержденному графику. Судоходные компании в целом выполнили свои обязательства по контрактам. Перевозочной деятельностью по рекам России занимались более 2 тыс. судовладельцев и операторских компаний.

В северные и арктические населенные пункты речниками все предъявленные грузы были завезены. Перевозки грузов в районы Крайнего Севера составили 13,7 млн тонн грузов, что на 1,9 млн тонн больше, чем в навигацию 2005 года.

Чиновники согласовали поглощение

Минтранс и Минэкономразвития во вторник подписали согласованный протокол о создании единого судоходного холдинга путем объединения компаний «Совкомфлот» и «Новошип».

Начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов сообщил корреспонденту «Гудка», что в основу соглашения заложено предложение Минтранса о создании новой компании на базе «Совкомфлота». «В ближайшее время подготовленные и согласованные со всеми министерствами и ведомствами проекты указа президента и постановления правительства поступят в администрацию президента и правительство, – сказал представитель Минтранса. – Ожидается, что процесс объединения судоходных компаний завершится в первой половине текущего года».

«Пока неизвестно, какое название получит холдинг, который по тоннажу танкерного флота суммарным дедвейтом около 8 млн тонн и стоимостью более $4 млрд займет третье место в мировой классификации», – добавил Тимур Хикматов.

Как сообщалось ранее, Минтранс предложил внести в уставный капитал «Совкомфлота» госпакет акций «Новошипа» в объеме 50,34%. Для оплаты сделки ОАО «Софкомфлот» разместит на бирже допэмиссию своих акций.

Тимур Хикматов подчеркнул также, что проект объединения судоходных компаний одобрили члены советов директоров «Совкомфлота» и «Новошипа», в составы которых входят представители администрации президента РФ, федерального правительства, Минэкономразвития и Минтранса РФ, Росимущества, администрации Краснодарского края.

Заместитель главы Мин­экономразвития Кирилл Андросов, в свою очередь, подтвердил журналистам, что «вопрос об объединении двух судоходных компаний на базе «Совкомфлота» окончательно согласован и проекты соответствующих решений будут представлены в правительство.

«Мы рассчитываем, что все корпоративные процедуры по внесению «Новошипа» в уставный капитал «Совкомфлота» можно будет завершить в первом полугодии 2007 года», – сказал он.

При этом замминистра отметил, что «Новошип» сохранит самостоятельное юридическое лицо и регистрацию в Новороссийске. Поэтому, по его словам, «не будет негативных последствий для бюджета Краснодарского края».

Рафаил БИКМУХАМЕТОВ

ДВТГ начнет работу в порту

Вчера был снят арест с акций ОАО «Находкинский морской рыбный порт» (НМРП), которые приобрело ОАО «Дальневосточная транспортная группа».

В августе 2006 года ОАО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) приобрело у физических лиц 90% акций находкинского порта на сумму порядка $10 млн. Однако прежние собственники акций затеяли судебный спор и добились наложения ареста на 88% акций порта, принадлежащих ДВТГ.

Ранее проверки Счетной палаты обнаружили ряд нарушений в ходе приватизации ОАО «НМРП». В частности, была потеряна часть федерального имущества. Прежние руководители порта вывели из госсобственности причалы 1 – 3 (их балансовая стоимость на начало 2006 года оценивалась в 61,9 млн руб.).

Кроме того, из-за неправильно рассчитанной территориальным управлением Росимущества арендной платы за использование ОАО «НМРП» объектов федеральной собственности в 2002 – 2005 годах в федеральный бюджет не поступило свыше 1,19 млн руб.

Эти нарушения и стали поводом к судебным разбирательствам.

Спор хозяйствующих субъектов в НМРП длится не первый год. По словам мэра Находки Олега Колядина, порт пережил не одну смену собственников, причем каждый следующий владелец порта не справлялся с задачей его развития – в порту до сих пор нет современной инфраструктуры, нет необходимого оборудования.

В ДВТГ отказались комментировать ход процесса. Как пояснил «Гудку» эксперт юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Корельский, нарушения, отмеченные Счетной палатой, не могут отразиться на текущем судебном разбирательстве, поскольку ДВТГ является добросовестным покупателем. В то же время, отметил он, следует учитывать срок давности в такого рода судебных разбирательствах.

«Оспариваемые сделки имеют срок давности один год, в данном случае он истекает в августе 2007 года. В случае удовлетворения иска со стороны бывших владельцев акций возможна двусторонняя реституция: покупатель вернет акции, а продавец – деньги», – полагает эксперт.

Как сообщает пресс-служба ОАО «ДВТГ», судебные претензии ставят под угрозу инвестиционные планы компании. Они предполагают создание на базе порта мощного логистического центра, обрабатывающего наиболее перспективные виды грузов.

В настоящее время 80% грузооборота НМРП составляет лес на экспорт, однако рентабельность этого бизнеса низкая: вагон леса здесь разгружают в 12 – 15 подъемов, в то время как в других портах – в два-три. Остальные виды грузов также малорентабельны: металлолом и продукты питания – больше «социальные» направления, дающие работу неквалифицированному персоналу.

По мнению партнера юридической компании «Ютис» Александра Шибалова, арест на акции НМРП был наложен необоснованно: «Новый акционер не имеет никакого юридического отношения к прежним владельцам и конфликтам с рейдерскими захватами предприятия».

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31