05 декабря 2021 20:20

Железнодорожный тупик

КНДР и Южная Корея не смогли договориться о дате проведения первых пробных поездок железнодорожных составов по двум проложенным через границу транспортным коридорам. На завершившихся в приграничном Кэсоне (КНДР) двухдневных рабочих переговорах предполагалось согласовать вопросы о гарантиях безопасного пересечения поездами разделяющей Север и Юг демилитаризованной зоны.

Причиной неудачи переговоров стали разногласия по вопросу о том, когда приступить к реализации совместного проекта сотрудничества, по которому Юг смог бы получать полезные ископаемые в обмен на поставки сырья для легкой промышленности КНДР. Тем не менее делегации договорились продолжить дискуссии в ближайшее время. На этих переговорах Сеул предложил вначале согласовать дату пробных прогонов поездов, а уже затем обсуждать проект сотрудничества на сумму несколько десятков миллионов долларов. Пхеньян же настаивал на одновременном обсуждении сразу обеих проблем.

Нефтедоллары инвестировали в транспорт

Крупная транспортная развязка введена в эксплуатацию в столице Азербайджана. Путепровод общей протяженностью более километра включает мост и подземный тоннель. Первое подобное сооружение в Баку поможет разгрузить северный въезд в город. Его строительство обошлось более чем в $36 млн.

Дорожная развязка, строительство которой предусмотрено программой совершенствования транспортной системы Баку в 2006 – 2007 гг., сооружена на собственные средства Азербайджана, который уже начал вкладывать доходы от нефти в крупные инфраструктурные проекты, отметили в Минтрансе Азербайджана. Строительство моста и тоннеля велось местными специалистами, однако для тестирования сооружений были привлечены эксперты Российской транспортной академии.

В целом в рамках программы в Баку планируется построить 9 мостов и транспортных развязок, 3 из которых уже введены в эксплуатацию. Общий объем инвестиций в дорожное строительство в городе превысит $340 млн.

Супергиганты на китайских магистралях

Самые длинные в мире автобусы вместимостью до 300 человек созданы в Китае специально для обслуживания гостей Олимпиады-2008. Один из экземпляров этих уникальных автомашин был представлен в ходе проходящей в настоящее время в Пекине выставки «Автобусный мир Азии-2007».

Салон пассажирского автобуса длиной 25 м был спроектирован конструкторами расположенной в соседней провинции Чжэцзян автомобильной корпорации «Циннянь». Установленный на четырех осях, он имеет две гофрированные перегородки и более чем на 13 м протяженнее обыкновенных своих городских «собратьев».

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Техника пилотажа

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» планирует в ближайшие несколько недель подписать контракт с Airbus на поставку самолетов, сообщил генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов.

Эксперты обращают внимание, что комбинированный контракт, который будет предусматривать поставку как А330, так и самолетов А350, планируется подписать в тот момент, когда Airbus переживает не лучшие времена. На прошлой неделе национальные профсоюзы провели общеевропейский день протеста против политики руководства авиакомпании Airbus.

«Драконовский», по утверждению профсоюзных лидеров, план реорганизации компании получил одобрение совета директоров Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS), чьей почти 100-процентной «дочкой» является Airbus.

Согласно распространенному EADS коммюнике, реализация плана реструктуризации Airbus под названием Power-8 «позволит противостоять ослаблению доллара, вынести финансовые нагрузки, связанные с отставанием от графика программы выпуска авиалайнера А-380, и обеспечить будущие потребности финансирования». Главная цель реорганизации Airbus – вернуть компании прибыльность. После того как концерн оказался неспособным выполнить контракты на постройку новых самолетов, руководство признало наличие кризиса и разработало жесткий план реструктуризации.

С целью сокращения производственных издержек Airbus планирует за четыре года продать или закрыть шесть из 16 своих заводов и сократить 10 тысяч из 57 тысяч работников. Руководство компании утверждает, что этот шаг позволит снизить к 2010 году производственные издержки на 2 млрд евро в год. Высвобожденные средства будут направлены на производство суперлайнера A-380, что позволит концерну успешнее конкурировать с давним соперником – Boeing.

Первоначально рассмотрение плана реструктуризации Airbus было намечено на февраль, однако затем оно было перенесено из-за разногласий между Францией и Германией, которые являются основными акционерами EADS и Airbus. О том, насколько серьезны эти разногласия, свидетельствует тот факт, что детали плана обсуждались на самом высоком межгосударственном уровне с участием президента Франции Жака Ширака и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. В результате стороны договорились справедливо распределить нагрузку, связанную с реализацией плана экономии.

Рыночные эксперты ожидают, что больнее всего реструктуризация ударит по заводам Airbus во Франции и Германии. При этом и французы, и немцы уверены, что именно их страна понесет наибольшие убытки. Коснется реформа и одного предприятия Airbus в Великобритании.

В странах-акционерах все стараются спасти каждый свою долю в компании, заявил в этой связи президент Airbus Луи Галлуа. Всего в Европе на предприятиях Airbus трудятся до 56 тысяч человек. Из них 36% заняты в Германии, 31% – во Франции, 18% – в Великобритании и 6% – в Испании.

По информации немецкой газеты Handelsblatt, руководство EADS несколько смягчило первоначальные планы в отношении Airbus. На первых порах речь шла об отчуждении восьми заводов филиалов. При этом после продажи они бы не имели преимущественного права на получение контрактов, а должны были конкурировать с другими производителями комплектующих, в первую очередь из Индии, Китая и России.

При реализации утвержденного плана реструктуризации Airbus распределение работ по производству пассажирского авиалайнера А-380 – виновника финансового кризиса – останется без изменений, а вот работы по созданию его грузовой версии приостановлены. Что касается развертывания производства дальнемагистрального самолета А-350, оно будет по-прежнему осуществляться преимущественно во Франции. При этом немецкой стороне удалось добиться полного переноса в Германию производства фюзеляжа авиалайнера и того, что сборка всех модификаций самой успешной модели пассажирских самолетов А-320 будет также осуществляться в Германии.

В середине января президент Airbus Луи Галлуа сообщил, что в портфеле концерна по итогам 2006 года находится в общей сложности 2533 заказа, что составляет 51% от объема заказов всей мировой авиастроительной индустрии. Основную часть портфеля Airbus составляют среднемагистральные лайнеры семейства А-320, грузовые А-300 и дальнемагистральные А-330 и А-340.

В 2006 году компанией было поставлено 434 самолета – 339 узкофюзеляжных, 9 грузовых и 86 широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров.

Вместе с тем, отметил г-н Галлуа, баланс концерна по итогам 2006 года может оказаться отрицательным ввиду серьезных проблем, связанных с отставанием от графика выпуска крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера А-380.

По оценкам специалистов Airbus, мировая потребность в магистральных самолетах на ближайшие 20 лет составит 22 тысячи единиц. Несмотря на проблемы, Airbus подтвердил исполнение своих обязательств перед российской стороной. «Безусловно, план реструктуризации компании вызвал негативную реакцию в мире. Однако для сотрудничества непосредственно с Россией он не будет иметь негативных последствий. Число заказов на самолеты Airbus продолжает расти, что, соответственно, ведет к увеличению потребностей компании в том же титане, закупка которого осуществляется на российском предприятии ВСМПО-Ависма», – сказали в российском представительстве Airbus. В 2006 году корпорация ВСМПО-Ависма (Верхняя Салда) покрывала 55 – 60% потребностей Airbus в титане.

В российском представительстве концерна отметили также, что к настоящему времени ни одна из авиакомпаний России не отказалась от своих заказов на самолеты Airbus.

В России он ведет свою деятельность по трем основным направлениям. Осуществляется научно-техническая работа в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и инженерном центре ИКАР, созданном в 2003 году российской компанией «Каскол» и Airbus. С 2006 года на Иркутском авиационном заводе ведется производство комплектующих для семейства самолетов А-320, А-330/А-340 и А-380. Заказы рассчитаны на 10 лет, их объем составляет $14 млн в год.

Кроме того, в 2010 году начнет работу совместное предприятие компании EADS и российской корпорации «Иркут» по конвертации пассажирских самолетов семейства А-320 в грузовые. В настоящее время в ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО) ведется подготовка производства комплектующих для самолетов А-320 и А-380.

Дмитрий БЛАГОВ

Экология в граммах

Министры окружающей среды 27 стран – членов Евросоюза поддержали в целом предложение Еврокомиссии ограничить с 2012 года у всех новых европейских легковых автомобилей объем выбросов углекислого газа 120 граммами на один километр пробега.

«Страны ЕС согласились с этой целью, но как она будет достигнута, это еще предстоит обсуждать», – сказал журналистам в Брюсселе федеральный министр окружающей среды председательствующей в ЕС Германии Зигмар Габриэл. «Мы согласны с Еврокомиссией в том, что необходимо законодательство, фиксирующее среднедопустимый объем выбросов углекислого газа в 120 граммов на километр пробега. Мы не знаем пока, будут ли эти 120 граммов обеспечены только за счет изготовителей моторов или же также за счет производителей топлива», – добавил г-н Габриэл. «Мы намерены прийти к общей позиции в июне», – по-обещал министр. Ограничение выбросов у новых автомобилей с нынешних 163 до 120 граммов на километр пробега предусмотрено разработанной Еврокомиссией стратегией по включению автомобильной промышленности в программу Евросоюза по сокращению к 2020 году на 20% общего объема выбросов газов, вызывающих парниковый эффект.

Первоначально проект законодательной инициативы ЕС, разработка которого велась под руководством еврокомиссара по окружающей среде Ставроса Димаса, вызвал недовольство не только со стороны европейских автопромышленников (в первую очередь немецких), за которых вступилась канцлер председательствующей в ЕС Германии Ангела Меркель, но и в рядах самой Еврокомиссии. Так, еврокомиссар по промышленности Гюнтер Верхойген высказался против варианта своего коллеги, предложив в качестве альтернативы включить автомобильный транспорт в действующую в ЕС систему торговли квотами на выброс газов, вызывающих парниковый эффект. «Для производителей автомобилей этот путь будет дешевле, чем обеспечение уровня выбросов в 120 граммов», – утверждал г-н Верхойген. Европейские автомобилестроители со своей стороны указывали на то, что ужесточение экологических стандартов приведет к значительному удорожанию автомобилей и сокращению рабочих мест. По подсчетам автоконцернов, без работы могут остаться до 12 млн человек.

В результате достигнутого Еврокомиссией компромиссного варианта проекта директивы конечная цель осталась неизменной – 120 граммов углекислого газа на километр пробега. При этом достижение данного показателя больше не является, как это планировалось первоначально, исключительно задачей автомобильной промышленности. За счет усовершенствования моторов новые европейские автомобили в 2012 году должны будут производить в среднем не более 130 граммов углекислого газа на километр. Еще 10 граммов будут «сброшены» за счет дополнительных мер.

«Снижение выбросов углекислого газа дополнительно на 10% будет обеспечено за счет других заинтересованных субъектов автопромышленности», – пояснил журналистам еврокомиссар Димас.

По его словам, речь идет о дополнительном сокращении общего объема вредных выбросов автомобилей посредством улучшения гидравлических (пневматических) систем, внедрения более экономных систем климат-контроля и ограничителей скорости, а также использования биотоплива и усовершенствованных типов покрышек. Во всех новых моделях автомобилей должны также появиться электронные системы курсовой устойчивости и экстренного торможения.

По данным Еврокомиссии, на автомобильный транспорт сегодня приходится около пятой части всех выбросов углекислого газа в ЕС. Снижение же объемов его выхлопов до предложенного уровня, как утверждают в ЕС, позволит тамошним концернам выпускать без значительного увеличения производственных расходов самые экологичные автомобили в мире.

Согласно оценкам Ассоциации европейских автопроизводителей (АЕА), вступление в силу изначально предложенной еврокомиссаром Димасом директивы ЕС об обязательных нормах выбросов углекислого газа для автотранспорта в 120 граммов на один километр пробега привело бы к подорожанию машин с повышенной мощностью двигателя на три – пять тыс. евро. Как говорилось в заявлении АЕА, предложения Еврокомиссии нанесут ущерб европейской экономике в том, что касается «благосостояния, занятости и потенциального роста». Новые правила ударили бы в первую очередь по немецким производителям, выпускающим много мощных автомобилей с высоким уровнем CO2, привели бы к сокращению рабочих мест и переносу производства в другие страны.

В 1998 году АЕА добровольно согласилась с предложением исполнительной власти ЕС сократить к 2008 – 2009 годам объемы выбросов углекислого газа у автомобилей до 140 граммов на километр пробега. Однако соответствие этому показателю, согласно оценке специалистов, пока в состоянии обеспечить лишь четыре компании: Fiat, Citroen, Renault и Peugeot.

В случае одобрения всеми 27 государствами ЕС и Европарламентом новая экологическая директива Еврокомиссии вступит в силу в конце 2007 или начале 2008 года.

Обязательство снизить выброс углекислого газа для легковых автомобилей до 138 граммов на километр к 2015 году законодательно оформлено пока в одной лишь Японии.

Александр ФЕДОРОВ

Таможня взялась за евроремонт

В Москве прошли российско-латвийские консультации по улучшению ситуации на границе, включая модернизацию инфраструктуры таможенных контрольных пунктов в обеих странах.

С российскими коллегами латышам удалось достигнуть соглашения по модернизации действующих контрольно-пропускных пунктов и строительству новых. Как уже сообщал «Гудок», благодаря этому пропускная способность автотранспортных переездов на границе за сравнительно короткий (до трех лет) срок может увеличиться вдвое. Достигнута также договоренность о выработке плана двустороннего сотрудничества по борьбе с контрабандой на восточных рубежах Евросоюза.

Директор Главного таможенного управления Латвии Андис Друлле охарактеризовал встречу в Москве «как весьма продуктивную». Утверждены важные решения. Руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов подписал документ о плановой модернизации российских КПП, а Латвия обязалась улучшить инфраструктуру погранпереходов на своей стороне. Так, в Терехове (московское направление) и Гребневе (санкт-петербургское) возведут автостоянки на 250 и 150 грузовиков. Обе стороны улучшат системы декларирования грузов и процедуру пропуска фур.

Участники московской встречи договорились значительно расширить проезжую часть магистралей у границы. Планируется, что в 2010 году на КПП Гребнево – Убылинка вместо трех дорожных полос будет шесть, а пропускная способность перехода в обе стороны увеличится до 1000 машин в сутки (сейчас 650). Шестиполосное шоссе вместо нынешнего четырехполосного проложат также в пункте Терехово – Бурачки. Его пропускная способность возрастет до 2000 автомобилей в сутки вместо 1200. Через модернизированный пункт Виентули – Лудонка смогут пройти 600 фур в сутки (сейчас он пропускает только легковые автомобили и автобусы).

Впервые обсуждался вопрос о строительстве еще одного современного переезда на московском направлении. Глава таможенного управления Латвии не исключает возможности сооружения нового КПП у поселков Опули – Могили (российская сторона) с пропускной мощностью до 1000 грузовиков в сутки. Но этот проект еще требует совместного обсуждения и проработки в будущем.

Уже этой весной на всех международных пунктах улучшатся условия ожидания водителями пересечения границы. «Латвия разработала меры для повышения пропускной способности таможенных пунктов, и важно, что эффективные меры намерены без промедления принять и наши российские коллеги», – заявил журналистам после визита в Москву г-н Друлле.

Директор уголовного управления Латвийской таможенной службы Владимир Вашкевич сообщил «Гудку», что ориентировочно в мае этого года будет утвержден совместный план борьбы с контрабандой по обе стороны границы. Создается постоянная латвийско-российская рабочая группа при таможенных администрациях обоих государств с участием региональных представителей. Упор – на борьбу с контрабандой акцизных товаров: горючего, алкоголя, сигарет.

«Пока мы не можем говорить о деталях совместных действий для предотвращения контрабанды, но рассчитываем, что меры окажутся эффективными. Вероятно, уже в мае высшие должностные лица российской таможни нанесут ответный визит в Ригу и этот план станет нашим общим руководством к действию», – считает г-н Вашкевич.

Евгений ВОСТРУХОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31