05 декабря 2021 19:22

Горькая расплата за беспечность

Уровень производственного травматизма на российских железных дорогах, по данным Федеральной службы по труду и занятости РФ, существенно ниже, чем на других видах транспорта.

Как сказал первый заместитель начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Александр Шульга, сохранить тенденцию снижения производственного травматизма удалось в первую очередь благодаря профилактической работе, улучшению условий труда работников, а также системному контролю за организацией работ и жесткому спросу за нарушения.

Но называть удовлетворительным нынешнее состояние обеспечения безопасности труда в компании рано. В прошлом году были травмированы 757 работников ОАО «РЖД» и структурных подразделений, 96 человек погибли. При этом на фоне общего снижения производственного травматизма допущен рост случаев со смертельным исходом на Свердловской, Северной, Приволжской, Северо-Кавказской железных дорогах, а также в хозяйствах управления перевозками, вагонном, пригородных пассажирских сообщений.

Чаще всего травмирование работников железнодорожного транспорта происходит в результате наезда подвижного состава. В 2006 году такие случаи были зафиксированы на всех железных дорогах за исключением Сахалинской. Как правило, именно они имеют наиболее тяжелые последствия: в минувшем году из 59 железнодорожников, оказавшихся под колесами поездов, погиб каждый второй. Возглавляют список два хозяйства – пути и сооружений и управления перевозками, на которые приходится 70% наездов.

Как показывает анализ, причинами большинства таких несчастных случаев, произошедших в прошлом году, являются нарушения производственной и трудовой дисциплины. Каждый третий железнодорожник, погибший под колесами, находился в состоянии алкогольного опьянения. Зачастую ситуация усугубляется низким уровнем организации работ, грубейшими нарушениями технологических процессов, игнорированием правил охраны труда и безопасности движения поездов.

Такое стечение обстоятельств привело к трагедии на Александровской дистанции пути Московской железной дороги, где велась замена закладных болтов на кривом участке пути с ограниченной видимостью. При этом предупреждение о работах локомотивной бригаде выдано не было, переносные сигнальные знаки не были установлены, сигналисты не выставлены. При пропуске грузового поезда по второму пути монтеры сошли на обочину земляного полотна. В момент прохождения встречного поезда по первому пути один из них нагнулся за инструментом и, оказавшись в габарите подвижного состава, получил смертельную травму. Погибший находился в состоянии алкогольного опьянения.

Не снижается уровень травматизма среди тех, на кого возлагаются обязанности сигналиста во время производства путевых работ. Игнорирование ими своего прямого долга нередко приводит к опасным ситуациям и создает реальную угрозу для жизни. Вот пример: на Тогучинской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги при производстве работ по очистке щебня погиб и. о. бригадира пути, исполнявший обязанности сигналиста. Когда из-за завертывания геотекстиля была приостановлена работа машины СЧ-600, сигналист перешел в междупутье и стал помогать расправлять материал. В итоге оказался под колесами состава.

Второй серьезной проблемой является электротравматизм. Несмотря на то, что в прошлом году общее количество травмированных в результате поражения электрическим током снижено на 8%, число смертельных случаев пропорционально возросло. Основные причины все те же – нарушения организации производства работ и технологических процессов. Так, на Ярославской дистанции электроснабжения Северной железной дороги при устранении последствий повреждения на контактной сети на станции Беклемишево был смертельно травмирован электромонтер. При изучении обстоятельств произошедшего выяснилось, что энергодиспетчер не отключил в полном объеме сеть, в результате чего рабочее место электромонтера осталось под напряжением. В свою очередь, производителями работ не было проверено отсутствие напряжения и не установлено переносное заземление.

Тревогу вызывает и тот факт, что достаточно часто в результате поражения электрическим током страдают руководители среднего командного звена, начальники цехов, электромеханики и бригадиры – то есть те, кто обязан организовывать и контролировать безопасные условия работы на электроустановках по долгу своей службы. К примеру, на Горьковской железной дороге при организации работ по реконструкции тяговой подстанции, которые проводились с нарушением требований правил электробезопасности, был смертельно травмирован исполняющий обязанности начальника района контактной сети.

И еще одна цифра: 273 работника компании, травмированных на производстве в прошлом году, имели за плечами стаж работы пять и более лет. По мнению специалистов Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», все это объясняется привыканием к опасным факторам, снижением бдительности и как следствие пренебрежением элементарными мерами предосторожности.

– Большинство трагедий на производстве можно было избежать, если бы не попустительское отношение ряда работников к собственной безопасности, а также бездействие со стороны некоторых руководителей к нарушителям требований охраны труда, – уверен Александр Шульга. – В конечном счете, это сводит на нет всю профилактическую работу, направленную на предупреждение производственного травматизма. Можно вкладывать огромные деньги в охрану труда, внедрять новые технологии, придумывать всевозможные способы защиты от несчастных случаев, но не получать должного результата, если каждый из нас не будет заботиться о личной безопасности. Практика показывает, что безнаказанность формирует у работников привычку не соблюдать установленные требования, позволяя вновь и вновь совершать нарушения. Иногда за это приходится платить жизнью…

На конференции по подведению итогов выполнения коллективного договора за 2006 год, состоявшейся на Московской железной дороге, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что «причина неудовлетворительного положения с травматизмом – низкий уровень трудовой и технологической дисциплины». При этом он подчеркнул, что в дальнейшем за подобные случаи будут наказываться дороги в целом. «Другого способа научить всех относиться к охране труда соответствующим образом я не вижу», – сказал президент компании.

В феврале текущего года правлением ОАО «РЖД» было утверждено положение, предусматривающее снижение средств мотивации на 1 млн руб. за каждый случай производственного травматизма со смертельным исходом. Для сравнения: ранее эта цифра составляла 300 тыс. руб. Кроме того, готовятся предложения в коллективный договор ОАО «РЖД» по изменению гарантий и компенсаций семьям погибших, а также получивших инвалидность работников, находившихся на тот момент на производстве в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения.

Внесены изменения в условия соревнования коллективов железных дорог. Первое слово в формулировке «непревышение производственного травматизма с летальным исходом» за отчетный квартал и год заменено на «снижение». Для железных дорог это означает, что если уровень производственного травматизма со смертельным исходом не снижается, рассчитывать на победу даже при самых лучших эксплуатационных и экономических показателях будет непросто.

Уровень безопасности труда на производстве, как показывает практика, во многом зависит и от личной ответственности руководителей всех рангов. По результатам проводимых проверок установлено, что около 40% руководителей всех уровней постоянно и целенаправленно занимаются вопросами охраны труда. Остальные уделяют внимание этим вопросам, лишь когда вынуждает ситуация. В прошлом году за нарушения норм, правил и требований охраны труда было привлечено к ответственности порядка 15 тыс. руководителей. Но исправить ситуацию с травматизмом кардинально пока не удается.

– В нынешних условиях работы роль руководителей в обеспечении безопасности труда будет только повышаться, – говорит Александр Шульга. – Железнодорожный транспорт является отраслью с повышенной травмоопасностью, и профессиональные риски, которым подвергаются работники, достаточно значительные. Обостряет проблему серьезный износ технических средств и оборудования, повышающих риск получения травмы. Но с другой стороны, сегодня уже понятно, что травматизм на производстве не имеет права быть спутником бизнеса. Проведенный диагностический аудит действующей в ОАО «РЖД» системы управления охраной труда и промышленной безопасностью показал, что она соответствует требованиям международного стандарта OHSAS-18001. Это означает, что работа по многим аспектам охраны труда ведется в правильном направлении и нам необходимо продолжать ее. В конечном итоге, как показывает мировая практика, это будет способствовать не только сокращению риска травмирования работников, но и повысит доверие клиентов к компании.

Справка «Гудка»
    В 23% случаев основной причиной травмирования работников сети железных дорог в прошлом году стали неудовлетворительная организация и слабый контроль за производством работ. При этом доля таких нарушений, в итоге приведших к гибели работника, еще выше – 33%.
    Второе место среди причин производственного травматизма принадлежит нарушениям трудовой и производственной дисциплины, на которые приходится порядка 19% всех нарушений. Недостатки и нарушения технологического процесса послужили причинами травмирования в 17% случаев.
    Нападение и физическое воздействие со стороны посторонних лиц – 15%, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – почти 5%, конструктивные недостатки машин, механизмов и подвижного состава –1,7% нарушений.
    Кроме того, анализ причин производственного травматизма в прошлом году показал, что 50% нарушений, приведших к травматизму, и 59% нарушений, приведших к травматизму со смертельным исходом, носили организационный характер. Это нарушения, устранение которых не требовало капитальных вложений.


Справка «Гудка»
    Общий уровень производственного травматизма в целом на сети железных дорог удалось снизить по сравнению с 2005 годом на 21%, число случаев со смертельным исходом – на 7%. Эти цифры были представлены в итоговом отчете состояния и условий охраны труда, промышленной безопасности и непроизводственного травматизма в ОАО «РЖД». Число работников ОАО «РЖД», получивших производственные травмы, в прошлом году сократилось на 18%.

Все десять пальцев

Со следующего года железнодорожники будут работать не в рукавицах, а в перчатках.

По данным рабочей группы ОАО «РЖД», которая анализирует новые средства индивидуальной защиты (СИЗ), в компании уже приступили к производственным испытаниям 30 моделей различных рабочих перчаток. По их результатам будут разработаны рекомендации по использованию новых средств защиты рук.

С давних времен основным средством защиты рук в отечественной промышленности являлись рукавицы. Перчатки считались слишком «элегантными», и их даже не рассматривали в качестве возможного варианта СИЗ. Как итог – в высокотехнологичный XXI век благополучно перекочевали три вида рабочих рукавиц: хлопчатобумажные, брезентовые и комбинированные.

Главные их преимущества – простота изготовления и дешевизна. Однако использование рукавиц приносит массу неудобств. Материал быстро загрязняется, с легкостью пропускает влагу и вредные вещества, в том числе кислоты, щелочи, нефтепродукты и другие. Работать в них, мягко говоря, не совсем удобно, и, кроме того, рукавицы достаточно быстро выходят из строя. При норме одна пара в месяц ежемесячная потребность в рукавицах у рабочих таких профессий, как монтер пути или, к примеру, слесарь по ремонту подвижного состава, может достигать восьми пар.

Перчатки, которые есть на рынке средств индивидуальной защиты, являют собой полную противоположность рукавиц. Главные их достоинства – высокий уровень защиты и эргономичность, вследствие чего из-за меньшей утомляемости пальцев рук повышается производительность труда. Рабочие перчатки сделаны из современных материалов, а потому отличаются хорошей износостойкостью, в том числе и по отношению к воздействию агрессивных сред.

Нынешний рынок средств индивидуальной защиты предлагает также зимние модели с синтетическим утеплителем. Даже при длительной работе на морозе в 30 градусов они гарантируют защиту от обморожения. Кроме того, на службу железнодорожникам таких профессий, как экипировщик, пропарщик цистерн, мойщик-уборщик подвижного состава, и других придут специальные перчатки из морозостойких полимерных материалов, которые не промокают при работе с водой.

Особое внимание уделено защите рук сварщиков. На смену брезентовым рукавицам, которые приходят в негодность уже через несколько рабочих смен, придут краги из спилка.

Кстати, норма выдаваемых средств защиты рук при этом не изменится – одна пара перчаток в месяц. Однако за счет качества продукции и ее износостойкости они смогут прослужить значительно дольше рукавиц.

Победа перчаток не означает, что рабочие рукавицы канут в Лету. Из тех, что используются сегодня на железных дорогах, останутся виброзащитные рукавицы, а также зимние ватные и меховые. Но в остальном – дело в шляпе, вернее, в перчатке.

По словам заместителя директора отраслевого центра охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и экологии Елены Комлевой, сегодня уже многие российские компании отказались от рабочих рукавиц.

– Тенденция замены морально устаревших средств индивидуальной защиты на современные наблюдается во всех отраслях российской экономики, и железнодорожный транспорт не исключение, – говорит Елена Комлева. – В ОАО «РЖД» действуют типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, которые были разработаны и введены в действие МПС в 2002 году. В третьем квартале этого года планируется, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвердит новые нормы обеспечения средствами индивидуальной защиты для транспортной отрасли, в том числе и для ОАО «РЖД», которые существенно отличаются от ныне действующих. И мы готовимся к этому.

Производственные испытания рабочих перчаток проводятся на пяти дорогах. Цель экзамена – оценить эффективность их использования и выбрать оптимальные с учетом специфических особенностей условий труда. Уже к концу года – моменту формирования заявки на средства индивидуальной защиты – будут подготовлены рекомендации по их выбору.

Справка «Гудка»
    В целях подбора оптимальных средств индивидуальной защиты (СИЗ) для эффективной защиты работников ОАО «РЖД» с учетом фактического состояния рабочих мест по условиям труда в 2003 – 2004 годы впервые за последние десятилетия были организованы производственные испытания современных СИЗ.
    Для испытаний было отобрано 60 разных моделей средств защиты органов дыхания, слуха, зрения, лица, головы, рук, а также спецобуви. Испытаниями, которые проводились на предприятиях различных хозяйств восьми железных дорог, было охвачено порядка 150 основных специальностей отрасли. Контроль за ходом испытаний осуществлялся под руководством Управления охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД».
    Проведенные испытания показали актуальность и своевременность внедрения современных СИЗ на предприятиях железнодорожного транспорта. Получившие положительную оценку по результатам испытаний средства защиты наравне с отличным дизайном, комфортностью применения имели высокий уровень надежности и эффективности защиты. В итоге к применению было рекомендовано более 50 моделей, большинство из которых с большим успехом используется сегодня.

Почему не крутят кино…

В 2007 году обучение по охране труда пройдут более 12 тыс. работников ОАО «РЖД». На эти цели компания планирует израсходовать около 46 млн руб.

Главный специалист Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Сергей Панасюк отметил, что сама система подготовки кадров для охраны труда нуждается в совершенствовании. В первую очередь это касается искоренения формального подхода к этому вопросу и повышения качества обучения.

Анализ случаев производственного травматизма и проверка работы по охране труда показали, что в некоторых структурных подразделениях и выделяемых дирекциях не проверяют знания специалистов по охране труда и руководителей. Не везде работники знакомы с правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.

На некоторых железных дорогах из-за недостаточного оснащения кабинетов охраны труда не используются разработанные в ОАО «РЖД» мультимедийные программы и фильмы, повышающие эффективность усвоения знаний. Этим грешат на Октябрьской, Дальневосточной, Северной, Сахалинской, Свердловской, Восточно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорогах.

В то же время на ряде магистралей, в том числе Горьковской, Юго-Восточной, Московской и Западно-Сибирской, ведется большая работа по пропаганде мероприятий охраны труда. В конечном итоге это дает положительный эффект, о чем свидетельствует и понижающийся уровень производственного травматизма на этих дорогах.

Справка «Гудка»

    В прошлом году обучение по охране труда прошли порядка 12 тыс. работников, в том числе более 7 тыс. руководителей и 4 тыс. специалистов по охране труда. Кроме того, по плану целевого приема в высшие учебные заведения железнодорожного транспорта было направлено 33 человека для очного обучения по специальности «Безопасность жизнедеятельности» и «Безопасность технологических процессов».

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31