05 декабря 2021 20:05

РЖД остаются донором

Вчера на расширенном совещании Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по итогам работы в 2006 году и планам на 2007 – 2008 годы его участники признали, что успехов во многих отраслях экономики удалось добиться за счет железнодорожников.

По словам заместителя руководителя ФСТ Виталия Евдокименко, за девять месяцев 2006 года по исключительным тарифам было перевезено 182,7 млн тонн грузов. Сумма скидки с полного тарифа составила 11,7 млрд руб. Ряд исключительных тарифов установлен и в 2007 году.

Как отметил вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, продолжается практика поддержки отдельных отраслей и регионов путем тарифного регулирования российских железных дорог. «С 2001 года применяются исключительные тарифы на завоз топлива для нужд энергетики Дальневосточного федерального округа и Архангельской области. С 2001 года по настоящее время сумма скидки составляет порядка 6 млрд руб. Таким образом, железнодорожники, подменяя бюджет, дотируют регионы».

Общая сумма тарифных преференций по перевозкам удобрений, черных металлов и других грузов превышает 6 млрд руб. Между тем, по словам Салмана Бабаева, объемы перевозок падают. «Это говорит о том, что конкурентоспособность отечественных товаров нужно обеспечивать не только железнодорожными тарифами», – сказал он.

Заместитель министра транспорта Александр Мишарин еще раз озвучил инициативу Минтранса о приостановке унификации тарифов на перевозки в направлении сухопутных погранпереходов и портов. Как напомнил Виталий Евдокименко, с 2005 года государство проводит согласованную тарифную политику с целью к 2009 году перейти на единый порядок расчетов за железнодорожные перевозки товаров на экспорт вне зависимости от вида сообщения. «Бесспорно, проведение унификации тарифов без разработки и реализации комплекса мер государственной поддержки портов приведет только к одному: к снижению их конкурентоспособности. Поэтому этот вопрос мы будем рассматривать совместно с Минтрансом с точки зрения реализации других мер нетарифного регулирования, направленных на государственную поддержку стивидоров», – заявил он «Гудку». Глава ФСТ также отметил, что во многом принятие решения о приостановке унификации будет зависеть от принятия федерального закона «О свободных экономических зонах портового типа». «Если этот вопрос будет решен, то я думаю, что процесс сближения тарифов будет продолжен, – сообщил Виталий Евдокименко. – Но тарифные решения, принятые на 2007 год, пересматриваться не будут».

«Полная отмена унификации – это путь в никуда, – считает генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев. – Существовавшей на протяжении долгих лет разницей в тарифах портовики не воспользовались.

Инвестиции в развитие портов если и направлялись, то этим занимались производители, заинтересованные в перевалке своей продукции. Решить же проблему портов должен именно закон о свободных экономических зонах. В нем можно жестко прописать требование к портам направлять средства, вырученные от льготного налогообложения, на собственное развитие. И законодательно создать механизм контроля за целевым расходованием средств».

Салман Бабаев в своем выступлении отметил, что нужен ряд изменений в действующей тарифной системе. «Для развития здоровой конкуренции необходимо решить вопрос оплаты порожнего пробега вагонов. В настоящее время она зависит от ранее перевезенного в данном вагоне груза, что не имеет отношения к реальной себестоимости транспортировки порожних вагонов», – отметил топ-менеджер компании.

По мнению директора Ассоциации собственников подвижного состава (АСПС) Софьи Катковой, такая инициатива РЖД связана с созданием дочерней грузовой компании. «Грузовая компания будет оперировать крупным парком подвижного состава, в том числе специализированными вагонами, на тех же условиях, что и независимые компании. И платить за порожний пробег, например, цистерн, в которых перед этим перевозился дорогой налив, становится невыгодно», – считает директор АСПС.

Вячеслав ЗАКАТАЕВ


Российские дороги укрепили финансами

Минфин значительно увеличил расходы бюджета на строительство дорог в России по сравнению с первоначальным проектом бюджета, сообщил глава Министерства финансов Алексей Кудрин вчера на итоговой коллегии ведомства.

Из федерального бюджета в 2007 году на эти цели будет направлено 112,9 млрд руб., из бюджетов субъектов России – 77,8 млрд руб. В 2008 году финансирование составит соответственно 166,1 млрд руб. и 83,4 млрд руб., в 2009 году – 171,5 млрд руб. и 88,5 млрд руб.

Реквием по СНГ

Содружество Независимых Государств за прошедшие с момента его образования полтора десятилетия так и не стало полноценным интеграционным объединением. Об этом заявил вчера на заседании Госдумы глава МИД РФ Сергей Лавров.

По мнению министра, далеко не все задачи, связанные с построением единого экономического и гуманитарного пространства, обеспечением открытости границ и внешнеполитическим взаимодействием постсоветских государств, удалось решить в рамках СНГ. «Во многом это обусловлено неприятием каких-либо наднациональных структур руководством ряда стран – членов Содружества», – считает Сергей Лавров.

Министр напомнил, что Украина и Туркмения не подписали устав СНГ, а в 2005 году Ашхабад заявил об ассоциированном членстве в Содружестве. «В некоторых странах к власти пришли люди, которые провозглашают многовекторный подход к международным делам и не рассматривают Россию в качестве приоритетного партнера», – констатировал глава МИД. В любом случае, подчеркнул он, Россия заинтересована в том, чтобы по периметру ее границ были «стабильные, демократические и процветающие государства».

Газовая ОПЕК на повестке дня

Идею создания газовой ОПЕК нужно рассматривать как ответ на альянс потребителей энергоресурсов. Такое мнение высказал председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов на международном форуме «Ресурсно-промышленный потенциал глобальных и национальных проектов». Россия, как известно, категорически не отвергает идею создания газовой ОПЕК, напомнил г-н Маргелов.

«Мы обсуждаем эту идею, а Запад усматривает в этом проведение газодефицитной дипломатии в области энергетики, из-за чего экономический вопрос обретает политическое звучание», – отметил он.

Михаил Маргелов также обратил внимание, что особенности современной внешней политики РФ «состоят в том, что Россия возвращается на Восток и вновь внедряется в восточную политику».

По словам г-на Маргелова, «недавно заключенное соглашение с Грецией и Болгарией по строительству трубопровода Бургас – Александруполис очень показательно в этом смысле: новый маршрут не требует прохода танкеров через проливы, но позволяет России разнообразить свой экспорт географически».

Признаны виновными

Присяжные вынесли обвинительный вердикт по уголовному делу о подрыве поезда Грозный – Москва 12 июня 2005 года.

«Коллегия сочла, что следствию удалось доказать причастность подсудимых к инкриминируемым им преступлениям», – говорится в решении Мособлсуда.

По словам адвоката одного из подсудимых Валерия Прилепского, за это решение проголосовали 10 из 12 присяжных заседателей. Вместе с тем коллегия сочла, что фигуранты дела заслуживают снисхождения. Присяжные заседатели совещались около четырех часов.

2 апреля в Мособлсуде состоится обсуждение вердикта, в этот же день станет известно, какое наказание прокурор считает справедливым для обвиняемых. Затем суд удалится на вынесение приговора.

Подрыв поезда Грозный – Москва произошел 12 июня 2005 года на 153-м километре Московской железной дороги на перегоне Узуново – Богатищево. С рельсов сошли четыре вагона. По заключению взрывотехников ФСБ России, на пути следования поезда сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Железнодорожная глобализация

В июне 2007 года в Москве пройдет Генеральная ассамблея Международного союза железных дорог (МСЖД).

Такое решение было принято вчера в столице Индии Дели в рамках заседания Исполнительного совета МСЖД. В заседании принимал участие президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин.

В рамках сессии международного союза состоялось также первое заседание Азиатской региональной ассамблеи, на котором было принято решение о вступлении ОАО «РЖД» в ассамблею в качестве полноправного члена. Исполнительный комитет МСЖД также принял к рассмотрению обращение ОАО «РЖД» о вступлении в Европейскую региональную ассамблею.

Вчера в Дели Владимир Якунин провел также рабочие встречи с президентом МСЖД, председателем правления Индийских железных дорог господином Йогиндером П. Батрой и президентом Корейской железнодорожной корпорации Ли Чулом.

На заседании Исполнительного совета МСЖД обсуждались организационные вопросы, связанные с изменением структуры союза в соответствии с положениями нового устава, принятого 69-й Генеральной ассамблеей МСЖД 7 декабря 2006 года, и упором на развитие его региональных организаций.

Как известно, на этой ассамблее было окончательно одобрено создание региональных ассамблей, которые объединят железные дороги Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки и Америки.

Европейская региональная ассамблея начала свою работу в ходе ее первой сессии, состоявшейся 31 января 2007 года в Брюсселе, где был утвержден устав ассамблеи. Первое заседание Азиатской региональной ассамблеи состоялось вчера в Дели. В состав этой ассамблеи войдут 7 полноправных (активных) и 13 ассоциированных членов МСЖД.

Предполагается, что в этом году начнут работу региональные ассамблеи международного союза для Ближнего Востока и Африки. Ассамблея для Северной и Южной Америки может начать свою работу несколько позже, по мере роста числа членов МСЖД в этом регионе.

Каждая региональная ассамблея готовит свои уставы и внутренние регламенты, которые впоследствии утверждаются сессией Генеральной ассамблеи МСЖД. В то же время штаб-квартира МСЖД также начала разработку ряда приоритетных вопросов по разным регионам.

Европейская региональная ассамблея в силу того, что наиболее сильные члены союза расположены в Европе, призвана стать в обозримом будущем ведущим структурным элементом МСЖД.

В ее состав входит свыше 100 железнодорожных компаний из европейских государств, являющихся активными, ассоциированными и примкнувшими членами МСЖД, а также представители двух европейских международных организаций – Конференции европейских железных дорог и Европейской ассоциации операторов железнодорожной инфраструктуры. Председателем Управляющего комитета Европейской региональной ассамблеи МСЖД является Хартмут Медорн – глава «Немецких железных дорог».

В рамках заседания Исполнительного совета МСЖД вчера между ОАО «РЖД» и Национальным Обществом железных дорог Франции был также подписан пятилетний Меморандум о сотрудничестве.

Документом предусмотрен обмен опытом реформирования железнодорожного транспорта, организации высокоскоростного движения (включая приобретение подвижного состава), обмен технологиями в сфере организации пассажирских и грузовых перевозок, а также информацией о новых разработках технических средств.

Планируется также взаимодействие в области обеспечения безопасности движения и управления движением поездов, а также при разработке альтернативных источников энергии для нужд железнодорожного транспорта.

В меморандуме прописано создание возможностей для совместного выхода на рынки третьих стран в рамках совместно реализуемых проектов.

Сторонами запланировано проведение регулярных обменов групп специалистов, студентов железнодорожных вузов, совместных семинаров и научных конференций. Предполагается проведение совместных испытаний оборудования и аппаратуры железных дорог на предмет обеспечения их эксплуатационной совместимости.

Международный союз железных дорог был создан в 1922 году в качестве международной неправительственной организации – ассоциации железнодорожных компаний. СССР был в числе его основателей, однако после Второй мировой войны вышел из этой организации. В 2006 году начались переговоры по вступлению ОАО «РЖД» в МСЖД в качестве полноправного члена.

Николай ИВАНОВ

Минфин сверстал революцию

Минфин подготовил проект бюджета на 2008 – 2010 годы. Как сообщил вчера министр финансов Алексей Кудрин, со следующего года из российской казны выведут доходы от энергоносителей, а средства Стабфонда переведут в резерв.

С 2008 года все поступления разделят на две основные части: «нефтегазовые», включая и налог на добычу полезных ископаемых, и «ненефтегазовые», куда пойдет все остальное.

Нефтегазовые доходы напрямую не будут участвовать в расходах бюджета. То есть 50% доходов, а именно столько на сегодняшний день составляют средства от экспорта нефти и газа, будут выведены за пределы бюджетной росписи. Взамен образовавшегося дефицита Минфин предложил из нефтегазовых доходов ежегодно выделять трансферты в размере 6,1% ВВП. Это все равно не покрывает сегодняшних доходов, поэтому остальную часть дефицита (12 – 13% ВВП, порядка 4 трлн руб.) предлагается покрывать «прочими источниками заимствования». Что под этим подразумевается – государственные займы или что-то еще, – пока непонятно. Но в любом случае за любые заимствования государству придется платить проценты.

Из оставшейся от трансфертов части нефтегазовых доходов планируется сформировать два внебюджетных фонда – резервный, куда будет ежегодно отчисляться 10% ВВП, и фонд будущих поколений. Как пояснил «Гудку» Алексей Кудрин, фонд поколений сформируют по остаточному принципу в размере от 2 до 5% ВВП в зависимости от цен на нефть. Резервный фонд создадут уже 1 февраля 2008 года, переведя туда средства из Стабфонда.

По данным Минфина, на 1 января 2007 года размер Стабфонда составил 2 трлн 340,9 млрд руб., или 8,7% ВВП. Таким образом, в результате нововведений наша финансовая подушка безопасности вырастет с 10 до 12 – 15% ВВП ежегодно, а это очень значительная сумма – порядка 4 – 5 трлн руб., или $150 – 200 млрд.

Участники коллегии в целом согласились с новой финансовой политикой. Однако на вопрос нашей газеты, не целесообразнее ли было направить деньги в экономику страны, а не на мировые фондовые рынки, глава одного из региональных казначейств, пожелавший, впрочем, остаться неизвестным, ответил, что, с одной стороны, конечно, рост экономики невозможен без финансовых вливаний. А с другой – России остро необходима финансовая подушка для подстраховки в случае падения цен на нефть, вероятность чего очень велика. Проблема ликвидности, то есть быстрого обналичивания российских «резервных» средств в случае такой крайней необходимости, по его мнению, у нас не может возникнуть в принципе, поскольку Россия – это не какая-нибудь Северная Корея (США и ЕС заморозили средства КНДР, размещенные в зарубежных банках. – Ред.).

Для управления средствами фонда будущих поколений Минфин предлагает создать новое федеральное агентство. А задача у нового агентства будет весьма непростая – гарантировать доходность вложений на уровне не менее 6% годовых. Резервный фонд, по всей видимости, останется в распоряжении ЦБ, и его доходность останется такой же, как и у Стабфонда, – 3,5 – 4% годовых.

Елена ПОПОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31