05 декабря 2021 20:31

«Россию надо подморозить»

Эта знаменитая фраза из стихотворения Александра Городницкого задала тему беседе с ним на страницах «Гудка» в канун 23 марта – Всемирного дня метеоролога.

– Вы крупный специалист в области климатических процессов. Чем можно объяснить участившиеся сюрпризы погоды?
– По моему мнению, ничего из ряда вон выходящего с погодой не происходит – ни глобального потепления, ни глобального похолодания. Научно доказано, что климат на Земле изменяется циклически. Сейчас мы находимся на пике фазы глобального потепления. Но в ближайшие десятилетия последует постепенное понижение температуры. Малый «ледниковый» период наступит в России примерно в 2030 – 2050 годах, при этом среднегодовая температура будет ниже нынешней примерно на 3 – 4 градуса. Это гораздо лучше, чем глобальное потепление.
Погодные аномалии на нашей планете наблюдались и в прошлом. В Европе в начале XVII века в одну из зим покрылись льдом проливы Босфор, Дарданеллы и Гибралтарский. Трудно поверить, но товары в Венецию в те годы зимой возили по льду. На картинах голландских живописцев той поры можно увидеть замерзшие каналы.
По данным британского Адмиралтейства, в 1601 году Москва-река покрылась льдом на Яблочный Спас, то есть 19 августа. В последующие несколько лет летние месяцы были также аномально холодными.
Земля – живой организм, который развивается и существует по своим законам. Погода напрямую зависит и от расположения нашей планеты относительно Солнца, и от угла наклона земной оси. К тому же расстояние от Земли до Солнца непостоянно, поскольку, совершая обороты вокруг светила, мы вместе с ним вращаемся одновременно и вокруг центра нашей галактики. На изменение расстояния от Земли до Солнца влияет также гравитационное притяжение Юпитера.

– Какие из экологических проблем сейчас стоят наиболее остро?
– Конечно, самые знаменитые: парниковый эффект и озоновые дыры. Но обе, на мой взгляд, скорее надуманны. Например, зеркало Мирового океана без всякого влияния человека ежегодно выбрасывает в атмосферу в сотни раз больше углекислого газа, чем вся мировая промышленность вместе взятая.
А озоновые дыры в атмосфере существовали еще до появления человека на Земле, иногда они затягивались. То же происходит и сейчас. И хотя принятый в 1987 году Монреальский протокол ограничивает производство разрушающих озон газов, я не склонен думать, что фреон из старых холодильников и кондиционеров, а также аэрозольных баллончиков может глобально повлиять на озоновый слой.
Беду можно ждать от менее известных проектов. Например, начатое нашей страной строительство по дну Балтийского моря нефтепровода в страны Западной Европы может нарушить хрупкое равновесие экосферы в этом водном бассейне, где во время войны были затоплены суда с химическим оружием на борту. В случае попадания отравляющих веществ в воду Балтийское море может стать мертвым.

– С какой точностью наука научилась предсказывать землетрясения и цунами?
– Существуют три категории сейсмического прогноза. К первой относится долгосрочный, с временным шагом примерно сто лет. Второй – среднесрочный, с шагом в десять лет. В его основе лежат расчеты, связанные с трансформацией напряжений, финальной стадией накопления энергии.
А вот дать точный прогноз землетрясения за несколько часов или суток современной науке, к сожалению, пока не по силам. Мы можем сказать, где оно может произойти. Но вопрос «когда?» остается открытым.
Так, по нашим расчетам, в ближайшей перспективе землетрясение может произойти между южным окончанием Камчатки и северной частью Курил в Охотском море. Причем по своей силе оно будет подобно произошедшему в декабре 2004 года вблизи индонезийского острова Суматра, которое вызвало цунами с катастрофическими последствиями. Кстати, в нашем Институте океанологии его прогнозировали.

– Что нужно предпринять для того, чтобы избежать подобной трагедии в нашей стране?
– В первую очередь необходимо развивать региональную наземную и подводную системы наблюдений в районах потенциальной сейсмической опасности. Это могут быть станции, принимающие сигналы от сейсмографов и датчиков уровня давления воды, устанавливаемых на дне океана и реагирующих на малейшие изменения водной толщи. России необходимо также присоединиться к общемировой системе оповещения о цунами. Сейчас средств на такие мероприятия у нашей науки нет. Для сравнения могу сказать, что один сухогруз или танкер стоит дороже, чем все техническое оснащение региональной сети оповещения. По моему мнению, для эффективного противодействия цунами в нашей стране должна быть принята специальная программа, объединяющая все заинтересованные министерства и ведомства, включая МЧС России, Росгидромет, РАН.

– Есть ли перспективы развития у Северного морского пути?
– Несмотря на то, что в конце прошлого века Северный морской путь остался не у дел, у него большие перспективы, в первую очередь международные. Он может стать экономически выгодным маршрутом перевозок между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. Например, по нему от Гамбурга до Иокогамы всего 6600 морских миль, а через Суэцкий канал – 11400. Кстати, на шельфе арктических морей содержится треть мировых запасов нефти и газа, которые в последние годы активно разрабатываются, в том числе и в нашей стране. Но для развития Северного морского пути требуются большие капитальные вложения. В первую очередь необходимо строить специализированные суда усиленного ледового класса.

– Что для вас значит железная дорога?
– Железная дорога для меня второй дом. Я люблю поезда. Закончив в 1957 году Ленинградский геолого-разведочный институт, я всю жизнь был связан с экспедициями, колесил по стране. В то время авиаперелеты молодым ученым были не по карману, поэтому даже в самые отдаленные точки страны мы отправлялись на поездах, в том числе в Среднюю Азию и Сибирь. Кроме того, железная дорога не только комфортнее других видов транспорта, но и надежнее. Кстати, много песен и стихов я написал под стук колес, а песню «Между Москвой и Ленинградом» даже сочинил в этом ритме.

Досье «Гудка»
    Александр Моисеевич ГОРОДНИЦКИЙ – доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ. Окончил факультет геофизики Ленин­градского горного института. Работал в НИИ геологии Арктики, в геологических партиях в районе Игарки, в Туруханском крае. С 1972 года – сотрудник Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН. Принимал участие в экспедициях в разные районы Мирового океана, на Северный полюс, в Антарктиду, погружался на дно в глубоководных аппаратах. Автор более 250 научных работ. Известен как поэт и автор песен, в том числе «Атланты держат небо», «Паруса «Крузенштерна», «Над Канадой», «Снег» и других.

Вагон в ультрафиолете

Созданный учеными ВНИИЖТа и МГТУ им. Н.Э. Баумана компактный прибор за минуту очищает воздух в купе вагона от микробов и бактерий.

Заведующий отделением «Охрана природы, экологичные технологии и материалы» ВНИИЖТа кандидат технических наук Адольф Лавров рассказал «Гудку», что сейчас при очистке воздушной среды на железнодорожном транспорте используют различные способы улавливания загрязняющих веществ, в частности с помощью всевозможных фильтров, размещаемых в кондиционерах и системах принудительной вентиляции. Однако в отраслевом институте решили изготовить компактный очиститель, который будет не только фильтровать, но и дезинфицировать воздух на вокзалах и в поездах. Новое устройство легко размещается в небольшом чемодане размером 28 на 45 см и убивает микробы импульсным ультрафиолетовым излучением ксеноновой лампы. Причем оно дезинфицирует атмосферу в пять раз эффективнее, чем приборы с ртутными лампами.

Ксеноновые лампы в различных моделях могут быть в форме шара или дуги, а объем очищаемого воздуха зависит от мощности источника излучения ультрафиолета. Перед началом работы оператор задает прибору только объем обрабатываемого помещения и необходимую степень обеззараживания. Действует и выключается устройство после очистки автоматически.

По мнению ученого, эффективнее всего новинку использовать в пассажирских вагонах, вагонах-ресторанах и на вокзалах. Например, в поездах дальнего следования, находящихся в пути несколько суток, обычные кондиционеры с очисткой воздуха не справляются. А при помощи устройства ВНИИЖТа менее чем за час воздух в вагоне станет здоровым и чистым. На очистку атмосферы в стандартном купе ему требуется одна минута. Благодаря малым размерам его можно вмонтировать в дверь, потолок или стену купе. Незаменимо оно и в плацкартных вагонах, и в пригородных электропоездах.

В вагонах-ресторанах регулярная обработка воздуха ультрафиолетом улучшит санитарно-гигиеническую обстановку. На вокзалах мегаполисов, в крупных пересадочных узлах, где скапливается много пассажиров, новая разработка поможет кардинально решить проблему оздоровления воздушной среды.

Кроме очистки воздуха, ей по силам также очищать и жидкости. Особенно это актуально в местах дозаправки поездов дальнего следования водой, где ее в большинстве случаев необходимо обязательно дезинфицировать. На Московском заводе по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича уже изготовили опытный вагон, в котором в баки для воды вмонтировали новые устройства ВНИИЖТа. За пять минут они очищают два бака воды емкостью по 800 л каждый. Чистку ультрафиолетовыми лучами могут проходить также подушки, матрасы и одеяла, предназначенные для пассажиров.

По исследованиям НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции Минздрава РФ, при работе нового прибора погибают 99% всех бактерий, вирусов и микробов, находящихся в воздухе вагона. А по данным НИИ железнодорожной гигиены, он убивает даже вирус «птичьего гриппа». Поэтому его можно применять практически везде, где бывает большое количество народа и нужно поставить заслон болезням и вирусам: в больницах, поликлиниках, детских садах, школах, гостиницах, метро и аэропортах.

Убытки от подземной стихии подсчитали

Ученые Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН и Геофизического центра РАН разработали математические модели для оценки ущерба от стихийных бедствий.

Как рассказал доктор физико-математических наук Владилен Писаренко, для этого изучили потери от всех 1137 землетрясений, произошедших в XX веке, разделив их на три части: с числом жертв до 10, 100 и более 100 человек. Оказалось, что, несмотря на четырехкратное увеличение населения Земли в прошлом веке, количество землетрясений с большим числом жертв не выросло.

Ученые предположили, что от катастроф людей может защитить хорошо развитая техносфера. Поэтому все государства, пострадавшие от подземной стихии и принимающие участие в ее исследовании, были поделены на две группы по уровню экономического развития. В первую (с более высоким уровнем) вошли страны Северной Америки, Европы и Японии. Во вторую – государства Южной Америки, Азии и Индокитая.

Исследователи установили, что в результате землетрясений в развитых регионах во второй половине прошлого столетия погибало в несколько раз меньше людей, чем в первой. А в странах с невысокими экономическими показателями такого рода катастрофы уносят больше жизней, и в них наблюдается тенденция к росту этого показателя. Материальный ущерб от землетрясений, естественно, более высок в развитых странах. В среднем же ущерб от сильных землетрясений в разных регионах довольно постоянен и составляет 160 – 300 тыс. единиц валового дохода на душу населения.

Наиболее сильные и разрушительные землетрясения XX и XXI веков
    4 апреля 1905 года, Индия, погибли 19 тыс. человек, разрушен город Кангра.
    16 декабря 1920 года, Китай, провинция Ганьсу, погибли около 220 тыс. человек.
    1 – 3 сентября 1923 года, Япония, погибли 200 тыс. человек, остались без крова 3,5 млн человек.
    6 октября 1948 года, Туркменская ССР, погибли около 160 тыс. человек, разрушены города Ашхабад, Батир и Безмеин.
    26 апреля 1966 года, Узбекская ССР, погибли несколько тысяч человек, полностью разрушен город Ташкент.
    28 июля 1976 года, Китай, погибли 250 тыс. человек, полностью разрушен город Таншан.
    7 декабря 1988 года, Армянская ССР, погибли около 25 тыс. человек, разрушены города Спитак, Кировакан, Ленинакан и Степанакерт.
    21 июля 1990 года, Иран, зона Каспийского моря, погибли 50 тыс. человек.
    27 мая 1995 года, остров Сахалин, погибли 3 тыс. человек, разрушен город Нефтегорск.
    26 декабря 2004 года, акватория Индийского океана близ острова Суматра, землетрясение вызвало цунами, погибли более 225 тыс. человек.

Как звонит Царь-колокол

Как известно, легендарный Царь-колокол, стоящий на постаменте в Московском Кремле, никогда не звучал. Однако выпускница МГУПСа Наталья Зылева сумела «расслышать» его голос.

Для этого, как рассказала вчерашняя студентка, ей пришлось использовать современные достижения вычислительной техники и методы строительной механики для анализа колебаний упругих систем. Геометрические параметры модели Наташа получила, замерив фотографии колокола и виртуально разделив его на 8836 элементов. А физические параметры (модуль упругости, удельный вес, плотность металла) она установила по архивам.

«В своих расчетах я постаралась воссоздать максимально реальные условия звучания, – говорит молодая ученая. – Мне хотелось воспроизвести набат колокола «на башне вечевой». После долгих поисков Наталье Зылевой удалось определить частоту 37 Гц, которая, по ее мнению, в основном определяет звучание колокола. Этот звук был синтезирован с помощью колеблющейся гитарной струны. Насколько можно судить по воспроизведению, звук Царь-колокола должен быть низким, существенно ниже обычного перезвона.

Молодая ученая надеется, что ее исследования заинтересуют всех, кто связан с воссозданием старых храмов, колоколен и звонниц. Современные литейщики утеряли многие секреты старых мастеров, поэтому работать им сложнее, чем их предшественникам, использовавшим вековой опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Предложенным Натальей Зылевой методом можно быстро обследовать любой действующий колокол, а также рассчитать проект нового, найдя оптимальные для красивого звучания пропорции.

Юрий КОНОРОВ

Шины переохладят

Замораживая старые покрышки, ученые ПГУПСа получают резиновую крошку и лом металла.

Утилизация автомобильных шин – острая экологическая проблема в большинстве стран. В России каждый год на свалки их выбрасывают до 1,5 млн штук. Только в Москве скапливается около 90 тыс., в Санкт-Петербурге – 60 тыс. покрышек, из которых перерабатывается не более трети. Сами по себе эти изделия в естественной среде быстро не разлагаются, а сжигать их вредно, так как при горении они выделяют ядовитые соединения, в том числе канцерогены. Закопанные в землю шины разлагаются в естественных условиях не менее 100 лет, при этом дожди и грунтовые воды вымывают токсичные соединения.

Лидером по переработке отслужившей свой срок резины является Япония, где перерабатывают около 90% колес. Как рассказал «Гудку» заведующий кафедрой «Теоретические основы электротехники» Петербургского университета путей сообщения Константин Ким, эту проблему можно решить и в нашей стране с помощью разработанного учеными университета мини-завода. Принцип утилизации основан на свойстве резины рассыпаться на мелкие фрагменты при сильном охлаждении. Замораживая покрышки и обрабатывая их электромагнитным импульсом, ученые получают резиновую крошку и куски металлокорда. Резиновый порошок можно использовать как добавку при изготовлении обуви и других изделий, например, современных кровельных материалов, или в качестве наполнителя в составе мастик для гидроизоляции швов. А добавление крошки в асфальт придает дорожному покрытию дополнительную прочность, увеличивая его долговечность в несколько раз.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31