05 декабря 2021 20:18

Электрички застрахуют на конкурсе

ОАО «РЖД» объявило открытый конкурс по выбору компаний, которые будут страховать электропоезда компании в 2007 – 2009 годах.

Победители будут определяться по числу набранных баллов, которые им выставят члены конкурсной комиссии по каждому из объявленных критериев. От участников тендера потребуют опыта страхования подвижного состава и наличия филиалов во всех 17 городах, где расположены дирекции дорог. Кроме того, в заявках страховые компании-конкурсанты обязаны указать размер собственного капитала и величину страховых резервов. Будет учитываться также размер отчислений страховщика в резерв предупредительных мероприятий (часть страховой премии, которая пойдет на профилактику аварий. – Ред.).

Максимальная начальная цена контракта устанавливается в размере 0,3% от страховой суммы. По сведениям «Гудка», речь в этом конкурсе идет только о страховании пассажирских электричек от возможных аварий.

Подать заявку можно до 5 апреля, когда будут вскрыты конверты с предложениями. Решение о допуске участников к конкурсу будет объявлено 14 апреля, а победителей назовут 23 апреля.

Участие в конкурсе бесплатное, также не взимается плата за предоставление конкурсной документации. Все расходы по проведению конкурса ОАО «РЖД» финансирует за счет собственных средств.

Открытый конкурс по страхованию электричек проводится впервые. Напомним, что отбирать страховщиков по конкурсу естественные монополии, к которым Федеральная антимонопольная служба относит и ОАО «РЖД», должны в соответствии с законом «О защите конкуренции», который вступил в действие в 2006 году.

«В данный момент грузовой подвижной состав мы страхуем в СОГАЗе и ЖАСО. Электрички – в ЖАСО, – заявил «Гудку» первый заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Юрий Новожилов. – И сотрудничество с этой компанией нас полностью устраивает. Работа с пассажирским подвижным составом имеет свою специфику. Так, почти весь пассажирский парк находится в собственности ОАО «РЖД», тогда как грузовые вагоны распределены между многими частными владельцами. И они могут их страховать на свой выбор».

По словам начальника управления маркетинга СОГАЗа Алексея Смертина, его компания «является лидером по страхованию имущественного комплекса и грузового подвижного состава российских железных дорог. Однако решение об участии компании в конкурсе на страхование электропоездов еще не принято.

Зато участвовать в нем твердо намерено ЖАСО. Как заявил «Гудку» генеральный директор компании Павел Козлов, он ожидает большой конкуренции в конкурсе. «Его условия весьма либеральны, – утверждает он. – Опыт страхования подвижного состава имеют несколько десятков российских страховых компаний. В том числе десяток крупнейших в России».

После проведения конкурса, по мнению Павла Козлова, работа в этом сегменте рынка станет заметно прозрачнее. «По сложившейся сейчас практике каждая дорога страхует электропоезда самостоятельно. Теперь же страховые компании-победители будут иметь дело с одним контрагентом – непосредственно с ОАО «РЖД», – говорит он.

Павел АРАБОВ

Пункты пропуска навязывают Минтрансу

Президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Юрий Сухин предложил передать приграничные автомобильные пункты пропуска (АПП) в ведение Минтранса.

Внастоящее время у АПП нет единого хозяина, считает глава АСМАП. На пунктах базируется множество служб, в том числе коммерческих.

Как сообщил Юрий Сухин, простои на АПП превышают нормативы в 3 – 4 раза. Ежегодные потери перевозчиков из-за этого составляют более $50 млн. Водители проводят в очередях длительное время, лишенные элементарных удобств и медицинской помощи.

Пресс-секретарь АСМАП Антонина Камчатова пояснила «Гудку», что концентрация в пунктах пропуска большого количества служб (пограничников, таможенников, Ространснадзора, санитарного контроля) приводит к тому, что никто ни за что не отвечает. Если пункты пропуска будут принадлежать одному ведомству, то появится возможность для строительства новых подъездных путей, новых зданий, будет установлен единый режим работы АПП.

Антонина Камчатова привела пример несогласованности работы разных служб на АПП: на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия на российско-китайской границе таможенники и инспекторы Ространснадзора начинали работать в 9 часов утра, а пограничники – в 10. Однако первыми на въезде на пункт пропуска располагаются именно пограничники.

Целесообразность передачи АПП именно в ведение Минтранса Антонина Камчатова объясняет просто: это ведомство больше всех должно быть заинтересовано в создании благоприятных условий для работы перевозчиков. У пограничной и таможенной служб – совершенно другие задачи.

Автомобильные пункты пропуска разумно отдать в ведение Федерального дорожного агентства (Рос­автодор), заявил «Гудку» заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта, геодезии и картографии Минтранса Александр Шерстнев. По его мнению, целесообразно, чтобы пунктами пропуска на разных видах транспорта занимались соответствующие агентства. Автомобильные пункты пропуска, по мнению Александра Шерстнева, должны быть интегрированы в дорожную инфраструктуру.

В Федеральной таможенной службе не захотели комментировать возможность передачи АПП в ведение Минтранса. Там лишь заметили, что таможенники будут выполнять любое решение правительства по этому вопросу.

В пресс-службе Федеральной пограничной службы (ФПС) признали, что наличие в пунктах пропуска шести представителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих семь разных видов контроля, осложняет пропуск транспортных средств через границу. Тем более что зачастую представители ведомств получают дублирующие функции. Исправить эту ситуацию поможет введение принципа «одного окна» и «одной остановки», считают в пограничной службе. Этот принцип предполагает проведение совместного пограничного и таможенного контроля с внесением информации о грузах и транспортных средствах в единую базу данных.

В пресс-службе ФПС напомнили, что в настоящее время существует законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу». Однако там не содержится положения о передаче пунктов пропуска в единое ведение. Законопроект только предлагает правительству установить единый порядок осуществления контроля на пунктах пропуска, а также установить общие требования, предъявляемые к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений для организации различных видов контроля.

Тем не менее, по словам Александра Шерстнева, пропускная способность АПП не рассчитана на современные грузопотоки и поэтому пункты пропуска требуют скорейшей модернизации.

Денис ВИКСНЕ

Производители не готовы к сервису

Эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожной отрасли Института проблем естественных монополий Виктор ЛИТВИНОВ:

– Текущий кризис в области ремонта грузовых вагонов обусловлен системными проблемами, накопившимися за последние полтора десятка лет. Огромный износ подвижного состава вкупе с низким качеством выпущенных вагонов держит в напряжении ремонтные мощности. Ситуация с вагонами ФГУП «Уралвагонзавод» лишь обострила положение.

Настало время для практических шагов по реорганизации системы обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава с целью вовлечения в этот процесс производителей на весь срок эксплуатации техники.

В настоящее время вагоностроительные заводы после выпуска вагонов не имеют экономических стимулов для сопровождения своих изделий в течение всего жизненного цикла – срока службы подвижного состава. Отсутствует обратная связь между эксплуатацией и производством. Все бремя обслуживания не всегда совершенной техники ложится на существующую вагоноремонтную базу потребителя. При этом эффективной системы контроля качества производимой продукции ни у производителей, ни у потребителей нет. Существующая система приемки не в полной мере позволяет выявлять сложные случаи брака. Аналогичная ситуация и у производителей – система контроля качества низкоэффективна даже при наличии международных сертификатов.

Поскольку создание «с нуля» системы сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава требует привлечения значительных финансовых средств, было бы целесообразно рассмотреть вопрос создания совместных предприятий (СП) на ремонтных мощностях ОАО «РЖД». Они смогут осуществлять ремонт как подвижного состава инвентарного парка ОАО «РЖД», так и подвижного состава частных собственников. Для развития конкурентной среды необходимо, чтобы эти СП занимались ремонтом подвижного состава не только одного производителя. В результате у частных компаний-операторов появится альтернатива выбора поставщика услуг по ремонту вагонов.

В дальнейшем на базе полученного опыта и накопленной статистики возможна разработка единой методологии оценки стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного состава.

Авиакомпании недооценивают пассажиров

Минтранс готов в ближайшее время внести на рассмотрение правительства предложение о повышении размера обязательного страхования жизни авиапассажиров до $75 тыс.

Спешка с продвижением документа связана с выступлением первого вице-премьера РФ Сергея Иванова на прошедшей коллегии Минтранса. Он потребовал объяснений от чиновников, почему до сих пор не оформлено страхование авиаперевозок пассажиров.

По словам представителя пресс-службы Минтранса Константина Рубахина, проект документа, предусматривающий повышение нижнего порога страховой суммы для авиапассажиров до $75 тыс., был разработан еще в прошлом году. Однако возникли затруднения в ходе межведомственного согласования документа. «В ближайшее время проект будет внесен на рассмотрение в правительство, несмотря на перечень разногласий с Минфином», – пояснил г-н Рубахин.

Если проект документа будет одобрен уже в этом году, на рынке страхования могут произойти серьезные изменения. «Сейчас Воздушным кодексом установлена страховая сумма, или лимит ответственности авиаперевозчика перед пассажиром, в 100 тыс. руб., – рассказал «Гудку» ведущий специалист отдела по авиационных рискам ИК «Уралсиб» Юрий Шудрак. – Эту сумму предлагают трансформировать в $75 тыс. Общие страховые суммы будут увеличены, но пока еще неясно, как будут строиться схемы этих выплат».

«Все очень просто, – уверяет пресс-секретарь Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Николай Цветков. – Теперь при наступлении страхового случая авиакомпания будет выплачивать пассажирам обозначенную сумму. Если же пассажира не устроит $75 тыс., он может обратиться в суд».

Представители авиакомпаний, к которым обращался корреспондент «Гудка», были единодушны. «Если изменения по страхованию жизни пассажиров будут введены в Воздушный кодекс, мы будем их исполнять», – заявил, например, пресс-секретарь «Сибири» Илья Новохатский. Этого же мнения придерживаются и в «Трансаэро». Однако, по словам Николая Цветкова, только крупные перевозчики, имеющие большой пассажиропоток, смогут увеличить выплаты страховщикам, мелким компаниям это будет не под силу. «Такое чувство, что государство любыми способами пытается укрупнить авиакомпании и разорить мелкие, навязывая им свои условия игры. Так в итоге на рынке действительно останется всего 7 – 8 компаний», – предполагает аналитик ИК «Битца-Инвест» Денис Барабанов.

Светлана КОМАГОРОВА

Лизинг для повышения плавучести

Минпромэнерго объявило конкурс по отбору проектов финансовой аренды в области гражданского судостроения.

Инициатива призвана вернуть часть заказов российских судоходных компаний на отечественные верфи. Помимо судостроителей и пароходств, чиновники намерены пригласить для участия в конкурсе ряд крупных лизинговых компаний, имеющих опыт работы в самых разных отраслях промышленности. По условиям конкурса лизинговые компании, предлагающие приобретение гражданских судов для дальнейшего их предоставления российским грузоперевозчикам на условиях аренды, получат государственную поддержку за счет средств федерального бюджета. Четких критериев по отбору проектов пока нет. Как отмечается в положении о проведении конкурса, помимо прочего при отборе предложений комиссия будет учитывать долю государства в уставном капитале лизинговых компаний, а также объем собственных средств, которые она готова будет инвестировать в проект. Итоги конкурса будут подведены до 1 июня 2007 года.

Как считает аналитик ИК «Финам» Денис Горев, в мировой практике судостроения лизинг получил широкое применение, однако в России ситуация противоположная: «Государству необходимо сначала создать производственные мощности. Проблема заключается не в том, какой будет схема лизинга – операционной или финансовой. Для начала нужно построить корабли, а потом решать, как их сдавать в лизинг». В то же время, отметил Денис Горев, существует несколько подходов к тому, какой должна быть лизинговая компания. В случае участия в проекте компании со смешанным капиталом выделение ей государственных средств может быть организовано через механизм допэмиссии, как это было в авиапроме. В случае с частной компанией возможно субсидирование государством процентных ставок по рыночным кредитам. «У каждого из трех центров судостроения может быть своя лизинговая компания, но возможно, что лизинговые компании будут отделены от производителей», – отметил эксперт.

Как пояснил «Гудку» представитель Финансовой лизинговой компании (FLC), пожелавший остаться неназванным, FLC заинтересована в переоснащении производственных мощностей судостроительной отрасли с использованием лизинговых схем. В компании также не исключают своего участия и в судостроительных проектах. «При этом, – отметил собеседник, – любой российский лизингополучатель с удовольствием кредитовался бы в российских банках, но все понимают, что зарубежный кредит дешевле».

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА

В Красную Поляну С «Кока-Кола»

Продолжение. Начало в №№ 43, 44 от 14 и 15 марта

В конце зимы компания «Кока-Кола» выполнила обещание и отправила российских победителей своей акции «Новый год в движении!» на горнолыжный курорт Красная Поляна. Сначала они собрались в Москве и уже отсюда на поезде отправились в Сочи…

Поезд несся по заснеженным просторам, а в уютном вагоне-ресторане победители акции «Кока-Кола» обедали вместе со знаменитостями. Алексей Немов, четырехкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, говорил о том, что ему очень понравился лозунг акции – «Новый год в движении!». «Я участвую во многих мероприятиях, связанных с поддержкой спорта и активного образа жизни, – сказал он. – И я с большим удовольствием принял это приглашение от «Кока-Кола» – поехать в Красную Поляну с победителями акции».

Немов и другие спортсмены раздавали автографы, фотографировались с попутчиками, а за окнами проносились леса и поля, озера и реки, станции и полустанки. Вагон-салон превратился сначала в игровой зал, где провели анимационную программу. Потом – в концертную площадку, где под стук колес для всех пассажиров компании «Кока-Кола» и РЖД пели барды братья Мищуки. А потом и в танцпол, где поздно вечером устроили дискотеку.

Ну а к полудню следующего дня поезд с оркестром встречали в Сочи. Отсюда до Красной Поляны – 70 километров, которые гости преодолели на комфортабельных автобусах. Вечером в отеле для них был устроен праздничный ужин. Первый тост поднял Клайд Таггл, глава подразделения компании «Кока-Кола» в России, на Украине и в Белоруссии. «Мы уверены, что всем здесь будет весело! Ведь мы делаем этот праздник для вас!» – сказал он. Затем выступил Игорь Плотников из ОАО «РЖД», а потом и чемпионы сказали много теплых слов в адрес гостей и устроителей поездки. К выступающим присоединился и Роман Костомаров, олимпийский чемпион в танцах на льду, который приехал в Красную Поляну прямо с очередного шоу.

Александр МОРОЗОВ


Продолжение следует

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31