02 декабря 2021 15:40

Брак остановят системой

ОАО «РЖД» изменит систему контроля за обеспечением безопасности и надежности перевозок на сети. В компании намерены внедрить комплексный подход в проверке готовности всех хозяйств и служб, основанный на международных железнодорожных стандартах.

Надежность и качество существующих и вновь разрабатываемых систем обеспечения безопасности движения поездов рассмотрел вчера в ОАО «РЖД» научно-технический совет (НТС) компании.

Вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович сказал на заседании совета, что на сети дорог до сих пор не удалось добиться того, чтобы все подразделения, работая по единым стандартам, гарантированно обеспечивали два главных результата: стопроцентную безопасность движения и высокую коммерческую скорость доставки грузов и пассажиров. По его словам, компания столкнулась с уникальной ситуацией: в целом качество подготовки пути, вагонов, локомотивов оценивается как удовлетворительное, но высокий уровень готовности одного хозяйства нивелируется низким уровнем в другом. Например, при хорошей готовности локомотива поезд задерживается из-за неисправности пути или контактной сети.

Валентин Гапанович отметил, что положение усугубляется низким качеством изготовления техники и оборудования для РЖД на заводах. По словам вице-президента, проблема требует срочного решения. Сеть должна выйти на международный уровень качества, а сделать это позволит принципиально новый подход к осуществлению перевозочной деятельности.

Первый заместитель директора ВНИИАСа Ефим Розенберг сообщил, что специалисты его института разработали подход, позволяющий РЖД в короткие сроки получить оптимальное соотношение: хорошее качество на всех уровнях вкупе с безопасностью. Новая концепция обеспечения надежности всех технических средств на железнодорожном транспорте направлена на достижение трех результатов: обеспечение перевозок грузов и пассажиров на заданном маршруте в заданное время, безопасности перевозок и минимальных затрат ресурсов.

По мнению замглавы ВНИИАСа, высокий уровень работы хозяйств и отдельных узлов и оборудования достигается введением на РЖД принятого за рубежом комплексного оценочного показателя RAMS (R – надежность, А – коэффициент готовности, М – пригодность к обслуживанию, S – безопасность). Кроме того, требуется прогноз безотказной работы технических средств. Этот фактор должен учитываться с момента разработки оборудования на заводах до конца их использования на сети РЖД.

Исходя из концепции ВНИИАСа, ОАО «РЖД» внедрит систему жесткого контроля качества изготовления продукции для компании на всей цепочке, включающей проектирование, изготовление и эксплуатацию до конца жизненного цикла. Вышеупомянутый стандарт RAMS предусматривает документирование каждого этапа как в процессе разработки, так и изготовления машин и оборудования.

Предложенную схему контроля распространят на все предприятия-поставщики без исключения. Ефим Розенберг подчеркнул, что компания может применять к изготовителям бракованной продукции различные санкции – от штрафов до судебных исков.

В процессе эксплуатации работа техники и оборудования будет отдана «под надзор» создаваемой сейчас системе мониторинга всех хозяйств сети, связанной с их служебными АСУ: на основе ранее заложенных в нее данных она позволит прогнозировать отказ того или иного оборудования, отслеживать работу персонала.

Начальник департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Сергей Кобзев сказал, что новая концепция актуальна для эксплуатации тягового подвижного состава. В частности, используемые сейчас локомотивные приборы безопасности не отвечают требованиям РЖД и порой даже техническим условиям самих производителей. Анализ отказов даст РЖД возможность выявить ошибки и потребовать от поставщиков их устранения. Системная «работа над ошибками» также позволит поднять уровень работы машинистов, которую будут контролировать в режиме on-line.

НТС предложил разработчикам концепции окончательно доработать ее до 15 апреля, проведя консультации с департаментами РЖД. До ноября планируется экспериментальное внедрение системы на полигоне Челябинск (Южно-Уральская дорога) – Рыбное (Московская дорога).

Александр ШУГАЕВ


Портовые ОЭЗ будут долгожителями

Законопроект о создании портовых особых экономических зон (ОЭЗ) внесен на рассмотрение в Госдуму, сообщила вчера один из авторов законопроекта зампред комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

По словам Паниной, для портовых ОЭЗ предлагается отказаться от ограничений, связанных с существующим в настоящее время в законе «Об особых экономических зонах в РФ» запретом на наличие на момент создания зоны на ее территории имущества юридических и физических лиц. С учетом длительного периода окупаемости портового хозяйства и высокой стоимости основных фондов законопроектом предусматривается увеличение до 49 лет срока, на который предлагается создавать портовые ОЭЗ.

Границу укрепят рублем

Россия намерена направить до 2013 года около 25 млн евро на развитие приграничного сотрудничества со странами Европейского союза.

Об этом вчера заявил помощник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам развития отношений с ЕС Сергей Ястржембский, выступая на заседании Координационного совета по приграничному сотрудничеству при полпреде президента РФ в СЗФО.

Он отметил, что в целом приграничные регионы будут участвовать в семи из 15 программ, предусмотренных Европейским инструментом соседства и партнерства (ЕИСП), с общим объемом финансирования около 255 млн евро. Ястржембский уточнил, что предусмотренный ЕИСП механизм софинансирования подразумевает финансовое участие России в объеме не менее 10% общей стоимости.

Жертвы неосторожности

Жертвами инцидентов и преступлений в армии в феврале нынешнего года стали 37 военнослужащих. Такие цифры были вчера приведены на официальном сайте Минобороны России.

По данным военного ведомства, всего в феврале в Вооруженных силах зафиксировано 1397 преступлений и происшествий, а с начала года – 2232.

В опубликованной на сайте справке также сообщается, что основной причиной гибели военнослужащих в феврале стал суицид – покончили жизнь самоубийством 17 человек (в январе – 26). Жертвами несчастных случаев стали 10 человек (в январе – семь). Еще семерым смерть причинена по неосторожности. В результате нарушения основных правил обращения с оружием и дорожного движения погибли трое военнослужащих.

«Аэрофлот» докупает «суперджеты»

ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», уже заказавшее «Гражданским самолетам Сухого» 30 региональных лайнеров Superjet 100, договаривается об исполнении опциона еще на 20 машин, не исключая расширения этого контракта, сообщил вчера гендиректор авиакомпании Валерий Окулов.

Общая стоимость 20 самолетов, исходя из цены по каталогу, составляет $547 млн.

Газовая ОПЕК на повестке дня

Министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес высказался в пользу создания газовой ОПЕК. По его мнению, вопрос о создании глобальной организации стран – экспортеров газа может быть предложен для обсуждения уже в текущем году на саммите ОПЕК в Саудовской Аравии.

Рафаэль Рамирес подчеркнул, что Венесуэла поддерживает идею газовой ОПЕК. Она должна дополнить ОПЕК, что станет прекрасным механизмом для регулирования двух главных элементов энергетического рынка, пояснил министр. Он также подчеркнул, что тема газа приобретает все большее значение в регионе, и выразил уверенность в развитии интеграционных процессов в этой области на глобальном и региональном уровне.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Куда катится колесо

Российский импорт новых автомобилей вырос в 2006 году на 73,8% – до 776,9 тыс. машин. Новых автомобилей ввезено на $11,4 млрд (в 2005 году – $ 6,6 млрд). В РФ также ввезли почти 213,4 тыс. автомобилей, с момента производства которых прошло 3 – 7 лет, на сумму $932,3 млн (в 2005 году – 389 тыс. штук на $2,564 млрд).

Во всем виновата весна

Менее суток потребовалось работникам Свердловской железной дороги для того, чтобы восстановить движение на главном ходу Транссиба, прерванное накануне в результате схода 35 вагонов с углем.

В среду вечером в результате схода на перегоне Кузино – Сабик движение по четному пути в направлении станции Свердловск-пассажирский было задержано почти на 12 часов, в сторону Перми – примерно на сутки. Из графика выбились 16 поездов. Среднее время опоздания – два часа. Все поезда были направлены в обход перекрытого перегона, через Нижний Тагил и Челябинск.

В ликвидации последствий аварии, по данным МЧС, было задействовано 179 человек и 7 единиц техники.

Несмотря на сход с рельсов, «вагоны устояли, не потеряно ни грамма груза. Пострадавших нет. Было повреждено около 500 м пути, сейчас этот участок уже восстановлен, по нему возобновлено движение поездов», – завил «Гудку» начальник службы по связям с общественностью СвЖД Андрей Иванов.

Причины схода выясняет работающая на месте происшествия комиссия во главе с вице-президентом ОАО «РЖД» Виктором Поповым.

По результатам первичного осмотра эксперты пришли к заключению, что ЧП могло быть спровоцировано нарушением геометрии пути. На Среднем Урале в это время года происходят значительные перепады температуры: днем она плюсовая, ночью же может опускаться до минус 20 градусов. Асбестовый уплотнитель полотна впитывает влагу днем и расширяется при температуре ниже ноля, деформируя пути.

Изменившаяся ширина колеи, вероятно, и привела к сходу двенадцатого вагона. За ним потянулись остальные. Однако, пока нет официальных выводов комиссии, изменение геометрии пути, настаивают на дороге, является лишь одной из возможных причин аварии.

Это уже второй сход вагонов, произошедший на Свердловской железной дороге, за неделю. 12 марта на перегоне Шамары – Кордон произошел сход 13 вагонов поезда, груженного зерном.

По словам Андрея Иванова, причиной этой аварии, скорее всего, стала изношенность деталей одного из вагонов.

Георгий ЛЕТОВ



Балканский транзит

Чтобы российским танкерам не приходилось стоять в «пробках» Босфора, решено построить нефтепровод от Черноморского побережья до Эгейского моря.

Соглашение о строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис было подписано вчера в афинском президентском дворце. В присутствии президента РФ Владимира Путина, а также премьеров Греции и Болгарии Константиноса Караманлиса и Сергея Станишева документ скрепили своими подписями министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, министр развития Греции Димитрис Сиуфас и министр регионального развития Болгарии Асен Гагаузов. Затем глава России встретился с президентом Греции Каролосом Папульясом.

Переговоры по этому трехстороннему проекту велись с 1994 года. Он предполагает транспортировку российской нефти к терминалам Средиземноморья, минуя «пробки» в турецких проливах. Сейчас, чтобы попасть из Черного моря в Эгейское, российские танкеры вынуждены идти через Босфор и Дарданеллы. Эта транспортная артерия перегружена, нефтеналивные суда вынуждены простаивать, дожидаясь своей очереди по 10 и более суток.

Трубопровод позволит не только выиграть время, но и снизить стоимость поставок. Россия получит возможность из Новороссийска возить свою нефть на танкерах до болгарского черноморского порта Бургас. Затем по новому нефтепроводу ее будут перекачивать в греческий порт Александруполис на Эгейском море и далее – на зарубежные рынки. Еще одно преимущество: в греческом порту можно будет загружать танкеры большей емкости. Пролив Босфор не позволяет пропускать суда водоизмещением 300 тыс. тонн.

После подписания документа президент России отметил, что Трансбалканский нефтепровод является серьезным вкладом в развитие мировой энергетики: «Он позволит диверсифицировать и расширить объемы поставок российских энергоносителей на мировой рынок». Владимир Путин считает, что нефтепровод выгоден не только российским компаниям: «В нем заинтересован весь мировой энергетический рынок, он дает возможность американским, казахстанским, азербайджанским компаниям подумать о расширении поставок из Каспийского региона».

Президент РФ подчеркнул, что наличие нового трубопровода не повредит традиционным путям транспортировки: «Речь идет не о переориентации потоков из других систем, а о наполнении трубопровода новыми потоками». По словам главы Российского государства, благодаря соглашению Россия расширяет возможности по поставке сырья, а транзитные страны – Болгария и Греция – привлекают новые технологии, создают рабочие места, повышают уровень своей энергетической безопасности. И будут получать десятки миллионов долларов от транзита нефти.

Как сообщил Виктор Христенко, для реализации проекта предстоит создать единый трубопроводный консорциум, доля России в котором составит 51%. По 24,5% получат Болгария и Греция. При этом российская часть будет поделена поровну между «Роснефтью», «Газпромнефтью» и «Транснефтью».

Вице-премьер РФ Сергей Нарышкин считает, что «по оптимистическим прогнозам, строительство нефтепровода может стартовать в начале 2008 года, за год он будет построен и в начале 2009 года заработает».

Греция и Болгария предоставят для строительства трубопровода наиболее благоприятный налоговый режим, причем льготы сохранятся до тех пор, пока не будет достигнута окупаемость нефтепровода.

«России с геополитической точки зрения необходимо иметь этот маршрут, так как Турция сравнительно быстро может построить нефтепровод от порта Самсун на побережье Черного моря до Джейхана на Средиземном, – считает эксперт «Гудка», аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кормщиков. – Этот проект позволит ей оттянуть часть российской нефти из Новороссийска. В этом случае именно Турция может стать главным распределителем нефтяных потоков в Черноморском регионе. Трубопровод Бургас – Александруполис является своего рода противоядием».

«В последние годы США лоббируют доставку нефти через «южный коридор» – трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, – сказал «Гудку» заместитель генерального директора Центра политических технологий Сергей Михеев. – Делается это для того, чтобы пустить топливо в обход России. Поскольку нас такое положение не устраивает, мы и настаиваем на строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис. Но это не политическая акция. Вот трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан действительно был построен не из экономических, а из политических соображений. И чем все закончилось? Сегодня его нечем заполнять. А с Трансбалканским нефтепроводом такого произойти не может. При этом Москва не пытается этим проектом кого-то «уесть». Мы просто отстаиваем свои экономические интересы».

Михаил ЗУБОВ
Артем КОБЗЕВ
Елена ПОПОВА
Ольга СОЛОМОНОВА



Справка «Гудка»
    Протяженность нефтепровода Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция) – 285 км.
    Стоимость проекта – 783 млн евро.
    Объем прокачки нефти – 35 – 50 млн тонн в год.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31