05 декабря 2021 20:21

Каждому – по труду

При переходе на корпоративную систему оплаты труда ( КСОТ) не должен пострадать ни один работник ОАО «РЖД». С этим единогласно согласились участники «круглого стола» «Организация работы по введению новой корпоративной системы оплаты труда», который прошел в Роспрофжеле.

В «круглом столе», который состоялся в конце прошлой недели, приняли участие руководители аппарата компании, дорпрофсожей и структурных подразделений Московской и Октябрьской железных дорог. Вопросы, которые на нем поднимались, на сегодняшний день одни из самых актуальных для отрасли – корпоративная система оплаты труда (КСОТ) вводится в действие с 1 апреля этого года.

Как уже писал «Гудок», новая система должна приблизить минимальный размер оплаты труда в компании до уровня прожиточного минимума, который, по прогнозной оценке, составляет сегодня 3500 руб. С момента ее введения также увеличиваются тарифные ставки и оклады, устанавливаются региональные надбавки. Кроме того, начальникам железных дорог предоставляется право устанавливать зональные надбавки за особые условия труда в отдельных структурных подразделениях, в которых есть проблемы с укомплектованностью кадрами.

Тем не менее, по оценке председателя Роспрофжела Николая Никифорова, еще до начала реализации нового Положения по оплате труда работников ОАО «РЖД» можно спрогнозировать ряд проблем на местах. «В мае работники компании уже получат заработную плату, рассчитанную по новой системе. Уже сейчас можно сказать, что она вырастет у рабочих, служащих, специалистов, – отметил он. – Но что получается, если рассмотреть ситуацию с точки зрения конкретных профессий? Например, у электромехаников СЦБ Восточно-Сибирской железной дороги, имеющих приличный стаж работы, прогнозируемый рост составит 3,4%. А мы говорим о том, что заработная плата работника должна вырасти минимум на 3,9%. Таков размер упреждающей компенсации роста потребительских цен за I квартал текущего года. Индексация совмещается с переходом на новую СОТ. Возникает закономерный вопрос: единичный ли это случай?»

Однако, по мнению заместителя начальника департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» Сергея Данилова, такие ситуации – а они действительно не единичны – следствие недоработки на местах, а не прогнозная ошибка. «Естественно, зарплата каждого работника будет разной, – заметил господин Данилов. – Но если рост составит менее 3,9%, то это означает, что вопросы не были решены на уровне дороги или структурного подразделения. Пока нельзя конкретно сказать, на каких дорогах запланированное увеличение не будет достигнуто. Но необходимо сделать так, чтобы этого не случилось».

Участники «круглого стола» обозначили еще два острых вопроса. Это отмена вознаграждения за выслугу лет, которая введена в тарифную часть заработной платы, а также оплаты за разрывной характер работы.

«Эти проблемы нужно решать, – считает председатель профкома локомотивного депо Раменское Михаил Горбунов. – Я сам локомотивщик. Человек должен отдыхать между поездками ночной и утренней смен. Раньше это время оплачивалось, и машинист был обязан находиться в комнате отдыха. А теперь может не находиться, раз оплату отменили? Причем вопросы эти напрямую связаны с безопасностью движения. И второе: чем ветераны будут отличаться от молодых работников?»

Сергей Данилов напомнил, что оплата времени отдыха в пунктах оборота была введена в 1992 году. Этот шаг обошелся компании в копеечку, так как сразу после нововведения время пребывания железнодорожников в комнатах отдыха стало увеличиваться. «Можно сказать, что этот процесс стал безудержным. Каждый год время отдыха в пунктах оборота необоснованно вырастало примерно на 10 –15% , – подчеркнул он. – Вполне оправдано и логично, если продолжительность отдыха большая на участках с невысокой частотой движения поездов. Там, где частота высокая, этот показатель должен быть меньше. Однако увеличение объемов перевозок, а значит, увеличение и частоты движения, не приводит к уменьшению уровня отдыха. На всех дорогах стабильно идет ежегодное и даже ежемесячное увеличение оплаты времени, проведенного в пункте оборота. После длительных дискуссий мы пришли к выводу, что ее следует включить в тарифную ставку, естественно, усредненно. При этом если у всех рабочих рост тарифных ставок начинается от 50%, то у локомотивных бригад – от 62%. Наибольший рост будет у тех, кто водит поезда и отдыхает в пункте оборота. Сумма, которая была выплачена в предыдущие годы, с соответствующей индексацией, включена в тарифную часть этой категории локомотивных бригад».

Что касается оплаты за выслугу лет, то эта традиция была введена гораздо раньше – в 1972 году и затем поэтапно распространилась по всей сети дорог. Как подчеркнул Сергей Данилов, ее размер был в 2,5 – 3 раза меньше, чем сегодня. «Притом она выплачивалась один раз в месяц и была связана с результативностью работы. В этом вопросе сегодня нужно исходить из других позиций, а не чем будет отличаться старый работник от молодого. Сейчас компания нуждается в специалистах, умеющих квалифицированно управлять разными сферами деятельности, которых ранее на железнодорожном транспорте не было. Это специалисты, ориентированные на новые экономические отношения, которые складываются в стране. И как будет смотреться этот высококвалифицированный специалист, который нам нужен? По действующей системе оплаты труда он будет получать значительно меньшую зарплату. Относясь к стажу работы, безусловно, уважительно, я все же не стал бы ставить абсолютный знак равенства между стажем и уровнем результативности, который в первую очередь подразумевает качество работы. Поэтому, сложив все «за» и «против», было предложено ввести вознаграждение за выслугу в состав постоянной части заработной платы, а вопросы, связанные с продолжительностью работы в компании, решать через надбавки и доплаты».

В новом положении для рабочих предусмотрена надбавка за профессиональное мастерство. Для руководителей и специалистов обозначены три вида надбавок – за выполнение особо важной работы, за высокую квалификацию и результативность. Более опытный работник может выполнять работу с более высоким качеством и быстрыми темпами. В этом случае у администрации есть возможность устанавливать ему надбавку за профессиональное мастерство. Поэтому, уточнил Сергей Данилов, «если мы будем уважительно относиться к таким вопросам, а их задают на всех дорогах, отвечать на них и не допустим решений, которые по каким-либо параметрам результативной работы приведут к ущемлению интересов работников, это нововведение пройдет спокойно и через какое-то время будет принято без возражений».

В дополнение заместитель начальника отдела руководящих кадров департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Виктор Орлов сказал, что залогом успешного внедрения КСОТ во всех подразделениях компании является индивидуальная работа с кадрами. «Мы имеем опыт работы по коллективному договору. Теперь этот опыт нужно перенести и на введение новой оплаты труда и объяснить ее преимущества каждому железнодорожнику», – подчеркнул он.

Елена КУДРЯВЦЕВА

Как полюбить критику

Применение психологических тренингов, тестирования и других методик в работе с кадрами позволило ЗСЖД, КрЖД и ОЖД повысить эффективность работы своих сотрудников.

Психологи Омского отделения ЗСЖД в минувшем году первыми на сети дорог начали внедрять собственные профессионально-психологические методики, призванные помочь железнодорожникам в их ежедневной работе. За истекшее время здесь уже проведено десять тренингов по выработке стрессоустойчивости и умения работать в команде. Участие в них приняли 150 дежурных по станциям и маневровых диспетчеров.

«Это те категории командиров младшего звена, от чьей психологической подготовки зависит атмосфера, непосредственно влияющая на качество работы машинистов. Кроме того, эти профессии сопряжены с риском, поэтому их представителям важно знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях», – рассказывает автор методики психолог Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги Нелли Гостева.

Главная задача тренинга – совершенствование навыков общения, а также умение разрешать конфликты, преодолевать межличностные барьеры, подбирать соответствующий ситуации стиль общения с руководством. «В процессе тренинга важно отработать модели поведения, «проиграть» их в безопасной ситуации. На занятиях подробно объясняются способы снятия стресса, преодоления волнения при общении с руководителями и службами проверок, рассказывается о том, «как не сгореть на работе», – говорит Нелли Гостева.

Обычно в тренинге участвуют не более 15 человек.

«Методики, которые мы применяем, просты и эффективны, – поясняет их автор. – Например, для того чтобы научиться подавлять волнение, я предлагаю освоить метод «собачьего дыхания» – в течение нескольких секунд интенсивно делать глубокие вдохи и выдохи. Это упражнение расслабляет мышцы живота и позволяет привести дыхание в норму».

Прием, который советуют использовать при общении с начальством, взят из «психологического айкидо» доктора Михаила Литвака. Известный психолог советует никогда не опускать голову при «разборе полетов» в кабинете руководителя, так как это провоцирует начальника на еще больший гнев: зажатость подчиненного подсознательно расценивается как свидетельство вины работника. Подчиненный должен смотреть в лицо начальника, правда, не в глаза (это воспринимается уже как вызов), а в переносицу. При этом ни в коем случае не следует оправдываться. Лучше согласиться со всеми замечаниями и, признав вину, предложить варианты выхода из сложившейся ситуации.

На Омском отделении наряду с тренингами большое внимание уделяют и психологическому тестированию руководителей среднего и младшего звена на профпригодность. «В прошлом году тестирование на должность дежурного по станции прошли 60 человек,– рассказывает Нелли Гостева. – Основной критерий, по которому определяется пригодность такого специалиста к работе, – нормативность, то есть умение точно соблюдать все должностные инструкции. А, например, для того чтобы работать машинистом, нужно обладать другим качеством – способностью к монотонному труду».

Еще один фронт работы психологов – тестирование абитуриентов-целевиков до их поступления в техникум. В прошлом году 16 выпускников школ прошли тест на «выбор профессии», пять человек после ознакомления с результатами воспользовались советами психолога и выбрали другую специальность.

Тестирования призваны не только выявлять возможные психологические проблемы у железнодорожников, но и работать на развитие управленческого потенциала компании. Психологическая диагностика позволяет руководителям железнодорожных служб использовать ресурсы работников максимально эффективным образом.

При подготовке тестирования работников Нелли Гостева руководствуется рекомендациями Отраслевого Центра психологических исследований, созданного на базе Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. Одна из важнейших задач центра – создание комплексной системы для определения лидерского потенциала работников отрасли. По словам руководителя центра Сергея Сергеева, «именно такие, обладающие лидерскими качествами кадры смогут развивать компанию с принципиально отличной идеологией, нежели была у МПС».

«Особенно успешно процесс освоения наших методик для массовых профессий идет на Западно-Сибирской дороге. Дорожные специалисты-психологи прошли обучение в нашем центре и сейчас в совершенстве владеют технологиями профессионального отбора. Благодаря их работе дороге уже удалось в значительной степени снизить текучесть кадров», – говорит руководитель центра.

Вдобавок после внедрения на ЗСЖД психологической составляющей профессионального отбора дежурных по станции аварийность в работе у этой группы снизилась на 35%.

Разработки Отраслевого Центра внедряются также на ОЖД и КрасЖД. Психологические тренинги, проходящие на базе Центра дополнительного профессионального образования (филиал ИрГУПСа, Красноярск), являются одной из составляющих программ повышения квалификации работников КрЖД. В тренингах принимают участие руководители, специалисты по управлению персоналом, секретари-референты, билетные кассиры. Отдельные методики выработаны для молодых специалистов, которым необходима адаптация в профессии.

«Мы ориентированы на классическое понимание тренинговой работы, – говорят психологи КрЖД. – Однако те занятия, которые мы проводим для железнодорожников, сильно отличаются от традиционного социально-психологического тренинга (СПТ). В СПТ задействованы, как правило, группы, в которые входят люди, не связанные между собой формальными и межличностными ролями, они проживают некий опыт и больше не встречаются никогда. Мы же проводим занятия для людей соподчиненных, работающих вместе. Это условие предъявляет к психологу требования более тонкой, дипломатичной работы, обязывает его формировать, с одной стороны, довольно жесткую эмоциональную среду, чтобы психологические изменения происходили эффективно и в кратчайшие сроки, а с другой – максимально щадящую, чтобы феномены групповой работы были безболезненно аккумулированы в общий трудовой ритм работников».

Валерий ФИЛОНЕНКО
Светлана ХАБИРОВА,
собкоры «Гудка»
Омск, Санкт-Петербург

Наша консультация

– У коллеги стаж работы на железной дороге 20 лет, но в фонд не вступила. До пенсии осталось меньше года. Как я поняла, в фонд вступать ей уже поздно. Но работник хочет дополнительную прибавку к пенсии. Как быть?
Ольга ПАНИНА
Читинская обл.

    – Если ваша коллега увольняется на пенсию до 1 июля 2007 года, то в ее случае (она не вступила в отраслевой Пенсионный фонд и не уплачивала пенсионные взносы, но у нее длительный стаж работы на железнодорожном транспорте) ей будет установлена минимальная корпоративная пенсия. Она составляет 250 – 350 руб. в зависимости от стажа работы на железнодорожном транспорте.

    В соответствии с новым Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением от 28.12.2006 г. № 2580р, с 1 июля 2007 года минимальные корпоративные пенсии работникам, не вступившим в корпоративную систему НПО и не заключившим пенсионный договор, назначаться не будут (но будут выплачиваться всем работникам, кому минимальные корпоративные пенсии уже были или будут назначены до этой даты).

    То есть если ваша коллега будет увольняться на пенсию после 1 июля 2007 года, то минимальной корпоративной пенсии у нее не будет.

    В этой ситуации самый лучший для нее выход таков: до 1 июля 2007 года вступить в корпоративную пенсионную систему, заключить договор с НПФ «Благосостояние», уплачивать пенсионные взносы до момента выхода на пенсию. И тогда, даже несмотря на то, что продолжительность уплаты и сумма пенсионных взносов у нее будут невелики, она будет иметь право на получение корпоративной пенсии в размере не менее установленного в ОАО «РЖД» на дату обращения за назначением корпоративной пенсии размера ежемесячной материальной помощи, выплачиваемой неработающим пенсионерам в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД».


– Большую часть своей трудовой деятельности я проработал машинистом. Но сегодня, за 4 года до ухода на пенсию, по состоянию здоровья я вынужден сменить работу на менее оплачиваемую. Значит, и корпоративная пенсия мне будет рассчитываться из меньшего заработка?
Юрий ЗАРАЕВ
Московская обл.
    – Новым Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД», введенным в действие с 1 января 2007 года, предусмотрена возможность определения размера корпоративной пенсии из заработка за любые 5 лет работы. Работнику предоставляется право выбрать вариант расчета среднемесячного размера заработной платы, учитываемой для исчисления размера негосударственной пенсии:
    – либо исходя из заработной платы за последние 24 месяца работы;
    – либо исходя из заработной платы за любые 60 месяцев непрерывного периода работы по выбору участника-вкладчика, но не ранее 1 января 1997 года.

    Поэтому у вас будет возможность самому принять решение, из какого заработка вам должна быть рассчитана негосударственная пенсия.

Любовь КОРЕНЕВСКАЯ,
начальник отдела по сопровождению корпоративной пенсии
НПФ «Благосостояние»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31