05 декабря 2021 19:56

Время менять менталитет

Лучшими на сети по итогам работы в прошлом году стали дирекции связи Приволжской, Южно-Уральской и Горьковской железных дорог. Об этом было объявлено на сетевом совещании, посвященном подведению итогов деятельности хозяйства связи российских железных дорог в 2006 году.

Начальник департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД» Петр Маневич, открывая совещание, подчеркнул, что прошлый год стал особенным для железнодорожных связистов. Завершился первый этап реформирования, в ходе которого произошло разделение хозяйства связи и СЦБ на две самостоятельные структуры – каждая со своими целями и задачами. На железных дорогах были образованы 17 дорожных дирекций связи и 73 региональных центра связи (РЦС). Кроме того, были заложены основы для внедрения менеджмента качества и процессного подхода, который является основополагающим принципом системы управления качеством.

В целом за первые полгода работы в новом формате хозяйство связи показало неплохие результаты. Не было существенных претензий от пользователей услуг железнодорожной связи, на 6,8% выросла производительность труда, почти на тысячу единиц удалось сократить штат за счет его оптимизации.

Тем не менее в прошлом году в хозяйстве связи было зафиксировано пять случаев брака в поездной и маневровой работе, а также 10 корпоративных браков по классификации ОАО «РЖД». По мнению руководства департамента, основная причина – состояние оборудования. На сегодняшний день доля износа средств связи в целом по хозяйству составляет 72%, и поддерживать оборудование на должном уровне непросто, особенно с учетом того, что рост объемов инвестиций не успевает за темпами старения инфраструктуры.

Мероприятия по повышению надежности работы и предупреждению отказов технических средств, проведенные в прошлом году, принесли свои результаты. Число отказов средств связи и вычислительной техники, вызвавших задержки поездов, сократилось по сравнению с 2005 годом почти на 41%. Но при общем снижении количества задержанных по вине хозяйства поездов на ряде железных дорог было допущено увеличение таких случаев.

Первопричина – в недостаточном внимании руководителей дирекций связи и РЦС к повседневной работе по выявлению и устранению недостатков в обеспечении безопасности движения.

Так, комиссии ЦРБ ОАО «РЖД» при технических ревизиях и контрольных проверках, проведенных в прошлом году, вскрывали многочисленные недостатки по содержанию и техническому обслуживанию устройств связи, радиосвязи, электропитающих установок, ведению технической документации.

– На обеспечение работы нашего хозяйства сегодня затрачивается немало материально-технических, интеллектуальных, трудовых ресурсов, – сказал Петр Маневич. – Однако мощного качественного скачка пока не произошло. Чтобы достичь этого, необходимо в первую очередь поменять менталитет. Мы привыкли вначале отчитываться о результатах работы, а затем реагировать на них, разрабатывать соответствующие мероприятия, вкладывать деньги. Такая методика применяется давно, но ее эффективность достигла предела. Чтобы добиться поставленных целей, надо перестроить подходы к управлению процессами.

Тем более что сегодня связисты получили серьезный инструмент для этого – Единую систему мониторинга и администрирования технологической сети связи (ЕСМА), которая позволяет в режиме реального времени осуществлять удаленный контроль за состоянием оборудования и управлять им.

Сегодня к системе, контролирующей работу 82% сетевых элементов первичной сети, уже подключены 16 дорог.

По словам первого заместителя начальника департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД» Владимира Мишенина, получая новые инструменты управления, такие как ЕСМА, необходимо активнее использовать средства анализа и прогнозирования, которые она предоставляет. Ведь информация в ней защищена от влияния человеческого фактора, так как ее достоверность и качество обеспечиваются путем получения данных в автоматическом режиме непосредственно с оборудования.

На ряде железных дорог ЕСМА уже давно воспринимается как настоящий помощник. К примеру, среднее время реакции на сообщение системы о событии, требующем принятия мер, на Восточно-Сибирской и Горьковской железных дорогах составляет 18 минут. Немногим больше – на Забайкальской, Приволжской, Западно-Сибирской, Куйбышевской и Северной магистралях.

Это значит, что уже через треть часа связисты не просто знают время и место повреждения, но и обеспечивают бесперебойную работу систем связи за счет резервирования каналов, определяют причину возникновения аварийной ситуации и принимают меры для устранения неисправности.

Особенное внимание во время совещания было уделено кадровой проблеме, которая для железнодорожных связистов является очень острой. Текучесть кадров не превышает 3%, что более чем вдвое ниже, чем в целом по ОАО «РЖД». Но при этом, как отметил Петр Маневич, количество работников в возрасте старше 50 лет составляет 26%, в возрасте 41 – 50 лет – более 34%, и малая текучесть объясняется в первую очередь низкой ликвидностью специалистов такого возраста на рынке труда.

При анализе возрастного состава работников по основным профессиям, таким как начальник участка, электромеханик, электромонтер, прослеживается устойчивая тенденция старения кадров. Будучи востребованными на телекоммуникационном сегменте рынка труда, наиболее квалифицированные молодые специалисты находят применение своим знаниям в других компаниях, где им предлагают зарплату поинтереснее.

Большие надежды департамент связи и вычислительной техники возлагает на новую форму оплаты труда, которую планируют ввести в ОАО «РЖД» в апреле этого года.

– Надеемся, что с ее введением мы получим возможность адекватно реагировать на изменение рынка труда и предлагать определенному интеллектуальному звену достойную зарплату. В конечном счете это должно не только сделать нашу отрасль привлекательной для высококвалифицированных специалистов, но и стать стимулом к обучению и карьерному росту для работающих сегодня, – подчеркнул Петр Маневич. В ходе двухдневного совещания участники обсудили еще ряд вопросов, в том числе проблемы ликвидации так называемых «мертвых» зон, вандализма в хозяйстве и охраны объектов связи, материально-технического обеспечения, взаимодействия с надзорными органами.

Как сказал в завершение сетевого совещания «Гудку» начальник департамента связи и вычислительной техники ОАО «РЖД» Петр Маневич, диалог получился конструктивным. Впервые в истории хозяйства связи была получена прозрачная отчетность и составлены рейтинги железных дорог по основным направлениям деятельности. Это помогло увидеть слабые места и реальную экономику по каждой из дирекций (рейтинг железных дорог за февраль опубликован в прошлом номере «Гудка» на 4-й стр. – Ред.).

Справка «Гудка»
    Экономия эксплуатационных расходов в хозяйстве связи в прошлом году составила более 125 млн руб., или почти 106% к установленному плану.

    В первую очередь это стало возможным за счет:
    – повторного использования материальных ресурсов (28,9 млн руб., или 108% к плану);
    – сокращения численности работников и совершенствования технологии обслуживания устройств (19,8 млн руб., или 110%);
    – снижения затрат на обслуживание новых устройств связи, внедренных в 2005 году (20,4 млн руб., или 101%);
    – снижения расходов за счет списания основных средств и консервации оборудования (7,6 млн руб., или 183%) и других мер.

    План действий по экономии эксплуатационных расходов за 2006 год выполнили все железные дороги, за исключением Восточно-Сибирской (73,4%) и Юго-Восточной (90,7%).

    На 2007 год задание по экономии эксплуатационных расходов для хозяйства связи установлено в сумме 54,9 млн руб.


Справка «Гудка»
    В рамках инвестиционных программ в 2007 году планируется:
    – устранить «мертвые» зоны поездной радиосвязи,
    – построить 4 тыс. км волоконно-оптических линий связи,
    – каблировать 1,8 тыс. км, в том числе 1,5 тыс. км воздушных линий связи,
    – модернизировать 38 автоматических телефонных станций,
    – оснастить 356 станций цифровыми системами передачи технологического уровня,
    – ввести единую систему мониторинга и администрирования цифровыми системами передач технологического уровня,
    – модернизировать 58 станций цифровыми системами оперативно-технологической связи,
    – поставить 2766 локомотивных, 563 стационарных и 3478 носимых радиостанций, а также 186 комплектов дуплексной поездной радиосвязи.




Какая экономика – такие и коммуникации

Российские железные дороги являются одним из крупнейших потребителей телекоммуникационных услуг в стране. О роли телекоммуникационного сегмента железнодорожного транспорта на рынке связи, перспективах его развития «Гудку» рассказал президент Международной академии связи, профессор, доктор технических наук Леонид Варакин.

– Леонид Егорович, сейчас идет активный процесс реформирования железнодорожного транспорта. Как вы оцениваете значение технологической сети связи на данном этапе развития ОАО «РЖД»?
– Технологическая сеть связи всегда являлась основополагающим компонентом информационной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Но в последние годы ее значение особенно возросло. Сегодня уже невозможно представить функционирование столь крупной корпорации, как ОАО «РЖД», без телекоммуникационной среды. Инфокоммуникации обеспечивают возможность управления всеми сферами деятельности компании: перевозочным процессом, содержанием инфраструктуры и подвижного состава, сбытом транспортных услуг, материально-техническим обеспечением, финансовыми ресурсами и другими.
Устойчивый рост объемов перевозок и внедрение новых технологий на железных дорогах естественным образом влекут за собой увеличение технологического трафика в ОАО «РЖД». Начиная с 2003 года объемы передаваемой информации ежегодно возрастают в среднем в 2,5 раза, и, по прогнозам самой компании, эта тенденция сохранится до 2010 года. При этом до 2008 года увеличение трафика будет происходить преимущественно за счет развития информационных технологий, тогда как после 2008 года его росту будет способствовать внедрение новых мультимедийных услуг связи. А вот для того, чтобы телекоммуникационная инфраструктура не сдерживала развития экономики корпорации, необходимо развивать ее опережающими темпами.

– Вы участвовали в разработке концепции технического и организационного развития хозяйства связи и вычислительной техники ОАО «РЖД». Какие, по вашему мнению, проблемы в хозяйстве связи являются главным препятствием для развития железнодорожных инфокоммуникаций?
– В первую очередь – это состояние основных фондов инфраструктуры хозяйства связи, их прогрессирующее старение. Технический аудит сети связи ОАО «РЖД», проведенный два года назад, показал, что моральный износ оборудования составляет порядка 70%, физический – около 60%. В конечном итоге это не только тормозит использование современных информационных технологий, но и предопределяет необходимость высоких эксплуатационных расходов для поддержания исправного состояния такого оборудования.
Второй серьезный барьер на пути развития инфокоммуникаций железных дорог – относительно низкий уровень их цифровизации. В настоящее время около 55 тыс. км, или примерно 60% общей эксплуатационной длины сети РЖД, оборудовано цифровыми линиями связи. Из них для технологических целей ОАО «РЖД» реконструировано в полном объеме на современном телекоммуникационном оборудовании немногим более 26 тыс. км. По количеству используемых цифровых линий связи железнодорожный транспорт России существенно отстает от других стран. Уровень цифровизации железных дорог Швеции превышает 95%, в США и Китае используется только «цифра».
Кроме того, на телекоммуникационных сетях железных дорог промышленно развитых стран интенсивно развиваются цифровые системы беспроводной связи. К примеру, общая оснащенность магистралей Западной Европы системами цифровой радиосвязи стандарта GSM-R составляет более 20 тыс. км. К 2010 году ими планируется оснастить свыше 50 тыс. км, тогда как отечественные железные дороги находятся лишь в начале пути создания цифровой системы радиосвязи.

– Однако практика показывает, что, несмотря на техническое отставание, железнодорожники всегда обеспечены связью…
– Я скажу больше. По своим параметрам магистральная цифровая сеть связи ОАО «РЖД» ничем не уступает сетям западных стран, таких, как Германия, Финляндия, Польша, а по надежности даже превосходит ее. Безусловно, телекоммуникационные сети этих государств имеют высокий процент цифровизации и намного меньшую долю устаревшего оборудования, а значит, в целом они более однородны и управляемы.
Но, сравнивая состояние сетей связи железных дорог разных стран, необходимо помнить, что уровень развития инфраструктуры любой отрасли определяется прежде всего экономикой государства в целом. Чтобы ситуация изменилась, необходимо планомерно, целенаправленно работать на повышение национального валового продукта в целом и валового корпоративного продукта, в частности. Рассчитывать на резкий качественный скачок нельзя, потому что экономика – это не лошадь, которую можно пришпорить, и она помчится в десять раз быстрее.
Кстати, надо отметить, что по валовому внутреннему продукту ОАО «РЖД» занимает достойное место как среди крупных отечественных корпораций, так и среди зарубежных информационных и железнодорожных компаний. Но при этом по душевому валовому корпоративному продукту, то есть производительности труда, российские корпорации, в том числе и ОАО «РЖД», существенно отстают от зарубежных. Но не потому, что мы хуже работаем, чем немцы или, к примеру, англичане, просто пока у нас такой общий уровень экономики.

– Можно ли обозначить приблизительные объемы инвестиций, которые в идеале необходимы хозяйству связи, чтобы решить вышеупомянутые проблемы?
– Международной академией связи был разработан технико-экономический метод расчета объемов инвестиций на 2006 – 2010 годы, основанный на использовании зависимостей между техническими и экономическими параметрами ОАО «РЖД». В качестве технических параметров нами использовались плотность стационарных, мобильных телефонов и компьютеров, то есть их количество на сто работников корпорации. В качестве экономического параметра использовался душевой валовой корпоративный продукт. Для прогнозирования положения корпорации использовались модели роста доходов с годовыми коэффициентами роста 9,4% и 13,2 %, взятыми в соответствии с «Концепцией стратегической программы развития ОАО «РЖД».
Согласно результатам аудита, исходная плотность для стационарных телефонов в 2005 году равнялась 58%, из которых модернизации подлежит 80%. Для мобильных телефонов было установлено, что современную подвижную сеть связи в хозяйстве связи необходимо начинать практически с нуля, так как действующий парк радиосредств устарел практически на 100%. Для персональных компьютеров исходная плотность составила 17%, половину которой необходимо модернизировать.
В идеале телефонная и мобильная плотность должны достигать 100%, тогда как количество персональных компьютеров – 30%, или по одному на каждого третьего работника компании. Ввод этих терминалов требует затрат на сетевое оборудование, начиная с коммутационных станций, линий, систем передачи и заканчивая зданиями под их размещение.
В результате, по нашим расчетам, на период с 2005 по 2010 год необходимый объем инвестиций должен составить 146 –185 млрд руб. Кстати сказать, примерно такие же показатели получились и при расчете двумя другими способами: методом аудита и методом экономического подобия.
Единственный способ решить большую часть проблем связи, как мне видится, – это обеспечить достаточное финансирование, так как игнорирование проблемы может впоследствии привести к снижению качества управления и качества любого процесса. А за этим уже стоит безопасность движения поездов.

Досье «Гудка»
    Леонид Егорович Варакин – профессор, доктор технических наук, президент Международной академии связи. Родился 31 декабря 1932 года. В 1955 году окончил радиотехнический факультет Московского энергетического института. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации в Московском электротехническом институте связи (МТУСИ).
    Леонид Варакин является председателем Московского научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С.Попова. В его послужном списке звания заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники, лауреата премии Правительства РФ и лауреата Государственной премии Украины. Кроме того, награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.
    Профессор Л.Варакин опубликовал более 400 научных работ в области теории информации, связи, коммутации, шумоподобных сигналов, радиоприемных и радиолокационных устройств, а также волоконно-оптических линий связи. В последние годы активно работает в области макроэкономики инфокоммуникаций.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31