05 декабря 2021 20:41

Нам нужны не товары, а технологии

За состоянием железнодорожного полотна в России будут следить из космоса.

Вчера в итальянском городе Бари, в старинном замке XII века, где располагается префектура, президент России Владимир Путин и глава итальянского правительства Романо Проди продолжили межгосударственные консультации, начавшиеся днем ранее в Риме. Был подписан пакет соглашений как на государственном уровне, так и между ведущими российскими компаниями и их итальянскими партнерами. Документы касались сотрудничества в области атомной энергетики, транспорта, промышленного производства. Среди них – соглашение о сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и концерном «Финмекканика».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, находящийся в Италии в составе официальной делегации, рассказал корреспонденту «Гудка» об основных направлениях сотрудничества: «Итальянские железные дороги признаны лидерами в Европе, здесь разработана принципиально новая, самая лучшая система управления высокоскоростным движением. Мы подписали соглашение по поводу развития сотрудничества в этой области».

Глава РЖД сообщил, что в России скоростная дорога на направлении Москва – Санкт-Петербург откроется уже во второй половине 2008 года: «Это будет самая длинная в Европе скоростная железная дорога, по которой поезда начнут ходить со скоростью около 200 км/ч, – сказал он. – А затем будет объявлен конкурс на строительство выделенной линии для движения по маршруту Москва – Санкт-Петербург уже со скоростью свыше 250 км/ч. В тендере смогут принять участие любые страны, в том числе Италия».

По словам Владимира Якунина, движение со скоростью до 300 км/ч в России будет налажено не ранее 2012 года. Оно потребует специальной инфраструктуры и новых технических средств ее диагностики. В этой связи интерес представляет итальянский диагностический поезд «Архимед», который вчера вечером продемонстрировали Владимиру Путину и членам российской делегации. Поезд оборудован 57 компьютерами, он может двигаться со скоростью более 200 км/ч и одновременно проверять 119 параметров – от состояния рельсов до исправности линий электропередачи. «Этот опыт представляет интерес для России, – сообщил журналистам Владимир Якунин. – Однако насчет «Архимеда» мы еще не определились».

«Покупать что-то у итальянцев мы не считаем необходимым, – сказал президент компании корреспонденту «Гудка». – Мы говорим о сотрудничестве, создании совместных предприятий, чтобы к нам приходили технологии, а не готовые товары».

Другое направление сотрудничества РЖД с итальянцами – космическое. «У нас есть проблема «здоровья» земляного полотна, – отметил Владимир Якунин. – К сожалению, руки до этого долго не доходили. Поэтому мы ведем переговоры о возможности зондирования из космоса тех участков, по которым проходит или должна пройти железная дорога». Соглашение, подписанное вчера с «Финмекканикой», предусматривает сотрудничество в области применения спутниковых технологий на железнодорожном транспорте, разработку концепции совместной системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, а также совместную разработку и производство скоростного электропоезда.

Отвечая на вопрос «Гудка» о возможности итальянских инвестиций в проекты РЖД, Владимир Якунин заметил, что это задача отдаленного будущего. «Хотя если судить по количеству банкиров, приехавших в Бари, может, и не столь отдаленного», – заключил он.

Владимир Якунин также сообщил вчера, что РЖД примут участие в конкурсе на строительство легкого метро из Сочи до горнолыжного курорта Красная Поляна. Кроме того, компания будет строить дорогу от аэропорта до центра Сочи.

Среди других соглашений, заключенных во время визита, можно выделить пакет документов, подписанных Внешэкономбанком и двумя итальянскими компаниями о создании в Оренбургской области предприятия ООО «Завод бытовой техники». Как уже сообщал «Гудок», в Бари также подписано соглашение о совместном производстве среднемагистрального пассажирского самолета «Суперджет-100».

Михаил ЗУБОВ
Ольга СОЛОМОНОВА


Госдума просит прогноз

Госдума запросит в Правительстве РФ прогноз роста зарплат и пенсий на ближайшие три года. Соответствующее протокольное поручение было дано комитету по экономической политике, предпринимательству и туризму.

«Для дальнейшей работы нам надо понять, что прогнозирует МЭРТ», – пояснил заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Также парламентарии намерены выяснить, возможно ли увеличение к 2010 году размера средней зарплаты до 25 тыс. руб., а средней пенсии – до 10 тыс. руб. Депутаты также хотят узнать источники и условия повышения зарплат и пенсий, их реальный уровень по сравнению с 2007 годом и с учетом инфляции.

По данным Росстата, средняя начисленная заработная плата в сентябре 2006 года составила 11 тыс. 70 руб., что на 24,3% больше показателя сентября 2005 года.

Детали мошенничества

Сегодня в России остро стоит проблема контрафактных авиадеталей. Об этом вчера на пресс-конференции в Москве заявил и.о. начальника криминальной милиции МУВД на воздушном и водном транспорте РФ Виктор Храпов.

«Это комплексная проблема, которую силами нашего управления не решить. К каждому самолету милиционера не поставишь, да и человеческого фактора никто не отменял», – сказал он.

Первопричина сложившейся ситуации, по мнению Виктора Храпова, в дефиците новых запчастей для самолетов. «Запчасти незаконно привозят из других стран, например из Китая. На них, как правило, есть техническая документация, но она, разумеется, поддельная, – уточнил он. – Последствия использования таких запчастей могут быть самыми серьезными, ведь речь идет о безопасности полетов. Но в отсутствие адекватной правовой базы нам приходится возбуждать по таким фактам уголовные дела по статье «Мошенничество», когда по сути это более серьезное преступление».

Нефть на троих

Правительство России одобрило проект соглашения с Болгарией и Грецией о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации трансбалканского нефтепровода Бургас – Александруполис. Как сообщила вчера пресс-служба кабинета министров, соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Фрадков.

Трубопровод предусматривает создание нового, дополнительного маршрута, который позволит транспортировать нефть из портов Черного моря на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона через Болгарию и Грецию.

Ожидается, что завтра Россия, Болгария и Греция подпишут это соглашение в Афинах.

Проектная протяженность трассы нефтепровода Бургас – Александруполис – 280 км, пропускная способность – 35 млн тонн в год с возможным увеличением до 50 млн тонн в год. В проекте предусмотрено использование технологии последовательной перекачки нефти разных сортов.

Нефтепровод будет принадлежать международной проектной компании, которую учредят участники. Доля российской стороны составит 51%, ею будут управлять ООО «Трубопроводный консорциум Бургас – Александруполис», которое создали «Роснефть», «Газпромнефть» и «Транснефть». Болгарии и Греции будет принадлежать по 24,5%.

Весенние бедствия

В Центральной России ожидается ранний весенний паводок, а в ряде регионов страны – нашествие грызунов и распространение клещевого энцефалита. Об этом вчера заявил первый заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Юрий Воробьев.

По его словам, следствием теплой зимы в России могут стать несколько неблагоприятных процессов. «В частности, весенний паводок в центральной части России начнется раньше на 3 – 10 дней. Теплая зима, которая была в этом году, уже привела к зимним ледоходам. В результате образовались заторы рек, которые могут привести к осложнению ситуации во время паводка», – рассказал Ю. Воробьев.

При этом первый замминистра отметил, что в этом году МЧС РФ во многих местах не сможет применить такие, уже ставшие традиционными методы борьбы со стихией, как распилка льда и взрывы заторов.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

В Мурманске боятся «Белкомура»

Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов раскритиковал проект соединения железнодорожной магистрали «Белкомур» с дорогами Финляндии. В регионе спешно готовят альтернативные проекты с общей сметой более $1 млрд, чтобы сохранить грузы для отечественных стивидоров.

Как заявил Юрий Евдокимов на коллегии Минтранса, соединение «Белкомура» (Белое море – Коми – Урал) с Финляндией и Норвегией снизит конкурентоспособность северных портов России. «Тогда грузы уйдут к соседям. Недаром Норвегия так заинтересована в строительстве этой магистрали, – отметил губернатор. – Зато строительство железнодорожной ветки на западный берег Кольского залива должно значительно увеличить загрузку Мурманского порта».

Руководитель департамента промышленности и транспорта Мурманской области Петр Принц заявил «Гудку», что в регионе готовят новый проект. Он предусматривает комплексное развитие Мурманского транспортного узла (МТУ) на западном берегу Кольского залива. Там намечено строительство нефтеналивного терминала стоимостью $564 млн, угольного терминала ($480 млн) и железнодорожной ветки. Ее ориентировочная стоимость – 270 млн руб. Кроме того, для привлечения транзитных грузов предусматривается строительство глубоководного контейнерного терминала. Его смета пока только уточняется.

Петр Принц отметил, что учитывается возможность создания нового порта на западном берегу Кольского залива. Власти региона рассчитывают на концепцию создания особой экономической зоны. Сейчас рассматривается несколько вариантов расположения глубоководного контейнерного терминала – в морском, рыбном портах Мурманска или на западном берегу залива. Предполагается, что на площадке угольного терминала инвесторам будет предложено строить и нефтеналивные терминалы.

Проект развития МТУ предполагает расширение и реконструкцию железнодорожной инфраструктуры с соответствующим развитием станций. В том числе строительство железнодорожной линии общего пользования станция Мурмаши-2 – станция Лавна. Реализовать заявленные проекты предполагается в рамках государственно-частного партнерства. Несколько крупных компаний-инвесторов уже заявили о своей заинтересованности в строительстве терминальных мощностей – ОАО «Кузбассразрезуголь» и ЗАО «Синтез Петролеум».

Напомним, что разработанная Минтрансом концепция развития Северного морского пути до 2015 года предусматривает увеличение отечественных портовых мощностей на 180 – 190 млн тонн для перевалки угля, нефтепродуктов, сырой нефти, удобрений и генеральных грузов. Как уже писал «Гудок», заместитель министра транспорта Александр Мишарин в декабре прошлого года заявил о возможном сокращении грузопотока на Северо-Западе России в результате появления «Белкомура». В результате пострадают экономические интересы не только стивидоров, но и ОАО «РЖД».

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА
Павел АРАБОВ

Программу заменили концепцией

Минтранс подготовил «Программу развития железнодорожного транспорта необщего пользования до 2010 года». Однако владельцы этих железнодорожных путей считают документ расплывчатым.

Программа оказалась в распоряжении «Гудка». Как следует из сопроводительной записки, документ был разослан членам специальной рабочей группы 1 марта с просьбой представить свои предложения и замечания.

Он включает анализ действующих нормативных актов, анализ международного опыта, а также перечисление вопросов государственной политики России на железнодорожном транспорте необщего пользования. «Эта «Программа» программой по сути не является, – заявил «Гудку» первый вице-президент общественной организации «Союзгрузпромтранс» Владимир Прозоровский. – В ней нет технического задания, не ставятся никакие задачи по развитию этих путей». Еще более категоричен вице-президент ассоциации «Промжелдортранс» Алексей Кузнецов. «Программа должна содержать четкое расписание развития, – считает он. – А этот документ – слово в слово переписанный текст разработанной ранее «Концепции развития железнодорожного транспорта необщего пользования».

Причиной недоработок «Программы» Алексей Кузнецов считает спешку. «Есть распоряжение правительства от 10 августа 2006 года с указанием Минтрансу разработать эту программу в первом квартале 2007 года. Чтобы уложиться в срок, чиновники взяли «Концепцию» и просто поменяли название», – возмущается он. Владимир Прозоровский с ним согласен, но предлагает перенести срок подготовки «Программы». «Сейчас предпринимается попытка подменить программу непонятно чем. Развитие транспорта необщего пользования – слишком важный вопрос, а его техническая оснащенность отстает от дорог общего пользования. Может быть, и стоит отдать эту отрасль на откуп свободному рынку, но прежде надо тщательно проанализировать ее состояние. Поэтому предлагаю Минтрансу просить правительство перенести срок подготовки программы на год», – считает он.

Однако разработчик концепции развития железнодорожного транспорта необщего пользования заместитель директора Центра правовых исследований в области транспорта Михаил Еремин заявил, что «повода для паники нет. Можно представить программу и в таком виде, а уже потом дорабатывать ее. Гораздо хуже, если вообще никакой не будет».

Заместитель начальника департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Валерий Воблов сообщил, что получил от Минтранса проект «Программы» и подготовил свои предложения по ней. Однако отказался сообщить подробности предложений РЖД. Он лишь пояснил, что примыкание путей необщего пользования к путям РЖД строится на основании заключенных с их владельцами договоров на подачу и уборку вагонов или договоров об эксплуатации путей. «В 99,9% случаев работа с примыкающими путями идет нормально, согласно подписанным договорам, – говорит он. – Но иногда мы расходимся с владельцами этих путей в толковании Устава железнодорожного транспорта, и споры приходится решать в судах».

Павел АРАБОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31