05 декабря 2021 21:06

РЖД шлифуют модель рынка

ОАО «РЖД» до 15 марта представит в межведомственную комиссию (МВК) Минтранса предложения по формированию модели рынка железнодорожных услуг. Члены комиссии никак не могут найти компромиссный вариант преобразования пассажирского комплекса.

Вчера на оперативном совещании в ОАО «РЖД» первый вице-президент компании Вадим Морозов заявил, что благодаря позиции руководства компании на рассмотрение правительства не попал вариант модели железнодорожного рынка, не согласованный с ОАО «РЖД». В течение ближайших дней компания направит в Минтранс свои дополнительные предложения, касающиеся формирования концепции развития отрасли.

Напомним, 9 марта состоялось заседание рабочей группы МВК при Минтрансе. Советник старшего вице-президента ОАО «РЖД» Федора Андреева Алексей Тайчер сообщил «Гудку», что на заседании обсуждался рабочий компромиссный вариант модели рынка. Он учитывает предложения как РЖД, так и Минтранса и предполагает создание в 2007 году одной грузовой компании. Она станет «дочкой» ОАО «РЖД» и получит 50% парка его грузовых вагонов.

По словам советника, через 1,5 – 2 года, когда новый оператор докажет свою эффективность, а 49% его акций будет продано через процедуру IPO, может быть принято решение о создании еще одной грузовой компании. В нее также будут передаваться грузовые вагоны ОАО «РЖД». Алексей Тайчер подчеркнул, что о количестве вагонов, передаваемых второй компании, и о принадлежности второй грузовой компании (в собственности государства или в форме дочерней компании ОАО «РЖД». – Ред.) рассуждать имеет смысл лишь тогда, когда будут проанализированы результаты работы ее предшественника.

Однако, несмотря на принятие этого рабочего варианта, вопросы у ОАО «РЖД» к Минтрансу еще остаются. Алексей Тайчер отказался их конкретизировать, отметив, что обнародовать перечень разногласий преждевременно.

Как сообщал ранее «Гудок», разработка модели рынка железнодорожных услуг началась в 2006 году. ОАО «РЖД» выступило с инициативой создания дочернего общества – грузовой компании, которой предлагается передать весь вагонный парк РЖД. Предполагалось, что «дочка» начнет работу уже в 2007 году, а в 2008 – 2009 годах рассматривалась возможность проведения IPO – за счет размещения 49% акций компании планировалось привлечь до $4 млрд на обновление инфраструктуры. Свои концепции модели рынка кроме ОАО «РЖД» подготовили Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Росжелдор. Концепции ФСТ и РЖД схожи: оба ведомства предлагали создать одну грузовую компанию в качестве стопроцентной «дочки» ОАО «РЖД». Концепция Росжелдора предусматривала выделение грузовой компании в качестве госструктуры. Одновременно РЖД предлагалось создавать СП с частными компаниями, вносить в их уставный капитал вагонный парк и отделить перевозки от инфраструктуры.

Сейчас, после полугода обсуждения названных вариантов, в Минтрансе считают, что создание двух грузовых компаний обусловит конкуренцию на рынке операторов грузового подвижного состава. Но пока по решению рабочей группы МВК единственным перевозчиком останется ОАО «РЖД». До конца года будет определен тариф, по которому могут перевозиться грузы в составах с частными локомотивами. По замыслу Минтранса, в этот период должны быть разработаны правила, по которым частные локомотивы получат допуск к инфраструктуре.

Алексей Тайчер отметил, что ОАО «РЖД» продолжает настаивать на своей прежней позиции: отделять локомотивы от инфраструктуры, создавать локомотивные компании пока невозможно. Есть опасность потери управляемости перевозочным процессом и сетью железных дорог в целом.

По его словам, ОАО «РЖД» имеет возражения по предложениям Минтранса о реформировании пассажирского комплекса. Минтранс потребовал, чтобы будущая пассажирская компания напрямую принадлежала государству. Причем обязательно вместе с вокзальным комплексом. ОАО «РЖД» настаивает на создании дочерней пассажирской компании, занимающейся перевозками. Отдельная компания должна владеть вокзальными комплексами.

Пресс-секретарь президента ОАО «РЖД» Михаил Гончаров сообщил, что дополнительные предложения компания представит в МВК к 15 марта. В четверг комиссия соберется для обсуждения окончательного варианта модели, которая до конца марта будет представлена правительству.

Если исходить из необходимости привлечения максимальных средств от размещения IPO будущей грузовой компании, то любое ее дробление снизит ее капитализацию, считает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его словам, опасения участников рынка по поводу возможной монополизации рынка перевозок единой грузовой компанией связаны с недоверием к механизмам надзора и контроля органов исполнительной власти. Однако у государства есть все инструменты для предотвращения дискриминационных действий грузовой компании и ОАО «РЖД» по отношению к другим участникам рынка.

По поводу реформирования пассажирского комплекса Владимир Савчук не выразил определенной позиции. Он сказал, что в случае основания госкомпании расходы бюджета не ограничатся только компенсацией убытков от текущей деятельности. Придется финансировать и развитие пассажирского комплекса, а это выльется в суммы, существенно превышающие компенсации, которых сейчас требует ОАО «РЖД». При образовании дочерней пассажирской компании ОАО «РЖД» будет повышена безопасность перевозок пассажиров. Кроме того, статус «дочки» позволит ей использовать финансовые возможности ОАО «РЖД» для развития.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев со своей стороны отметил, что целесообразнее в современных условиях было бы создать одну дочернюю грузовую компанию и передать ей весь грузовой вагонный парк ОАО «РЖД», как на начальном этапе обсуждения моделей рынка железнодорожных транспортных услуг предлагало руководство госкомпании.

Однако эксперт утверждает, что компромиссный вариант Минтранса и ОАО «РЖД», предполагающий создание на первом этапе грузовой «дочки» РЖД с «половинчатым» парком, а затем еще одной компании, также будет актуальным. Будет наработан необходимый опыт функционирования выделенного из госкомпании самостоятельного оператора. По его словам, это не противоречит программе реформирования железнодорожного транспорта и создает здоровую конкурентную среду.

Сергей Лопарев также поддержал стремление ОАО «РЖД» оставить нераздельными перевозочный бизнес и инфраструктуру. По его словам, делить прочный механизм ни в коем случае нельзя, по крайней мере сейчас. Он предположил, что после окончания третьего этапа реформы РЖД в 2010 году, возможно, будет иметь смысл широкомасштабно заниматься созданием частных перевозчиков со своими локомотивами, но на данном этапе такой ход реформирования развалит РЖД.

Александр ШУГАЕВ


ГЛОНАСС выйдет в массы

К концу марта должен быть разработан проект использования глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) не только для нужд государства, но и для массовых потребителей. Такую задачу поставил первый вице-премьер Сергей Иванов на вчерашнем совещании Правительства РФ по вопросу коммерческого использования ГЛОНАСС.

По его словам, «мало создать и развернуть орбитальную и наземную компоненты системы. Не менее, а может быть, более важно обеспечить ее интеграцию с программами и планами ускоренного социально-экономического и инновационного развития страны».

Он отметил также, что предстоит определить «действия государства и частного бизнеса, чтобы обеспечить использование ГЛОНАСС на принципах государственно-частного партнерства».

Отечественная глобальная навигационная спутниковая система предназначена для определения с помощью портативных носимых спутниковых приборов-навигаторов местоположения и скорости движения морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе и людей, с точностью до метра.

Сокращение по службе

Президент РФ Владимир Путин подписал указ о сокращении до одного года срока службы призывников, которые будут набираться в армию после 1 января 2008 года.

Между тем те, кто призван до 1 января 2007 года, будут служить два года. Для молодых людей, призываемых с 1 января по 31 декабря 2007 года, установлен срок службы в полтора года. Выпускники военных вузов, не имеющие офицерских званий и призванные до 1 января 2008 года, будут служить один год.

Промышленная автосборка на льготных условиях

Минэкономразвития России и ООО «Автомобильный завод ГАЗ» подписали соглашение о промышленной сборке автомобилей. Об этом говорится в сообщении министерства.

По условиям соглашения ООО «Автомобильный завод ГАЗ» будет иметь возможность импортировать автокомпоненты по сниженным таможенным тарифным ставкам 0 – 3% вместо действующих 5 – 15% по согласованному перечню, который в соответствии с порядком применения режима промышленной сборки будет сокращаться в течение периода действия соглашения. Оно заключено сроком на семь лет.

При организации производства предполагается создание полного технологического цикла, включающего сварку кузовов, окраску, сборку и испытания готовой продукции. Первые автомобили сойдут с конвейера в феврале 2008 года (25 тыс. единиц), в 2009-м их планируется изготовить 40 тыс., а в 2010 году – 65 тыс. «Группа ГАЗ» готова инвестировать в этот проект более $130 млн.

Госдума запретит курить в транспорте

Группа депутатов внесла в Госдуму проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об ограничении курения табака» и в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».

Как сообщил один из авторов законопроекта – заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский, документ направлен на защиту некурящей части населения от вредного воздействия табачного дыма.

Он вводит запрет на курение в самолетах вне зависимости от протяженности полета, а также существенно ограничивает курение в поездах местного и дальнего сообщения, на судах морского или внутреннего водного транспорта, а также в залах ожидания автовокзалов и железнодорожных вокзалов, аэропортов, где курение будет разрешено только в специально установленных местах.

Законопроект также дополняет перечень государственных органов, в которых запрещено курение в неустановленных местах.

Господин Мединский сообщил, что в ближайшее время данный проект будет рассмотрен комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму и комитетом по охране здоровья.

На рассмотрение Госдумы в первом чтении документ может быть вынесен уже в этом месяце.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

УБЖД займет в России

Совместное российско-монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД) привлечет в России $17,4 млн на реструктуризацию долгов.

Соответствующее соглашение подписали УБЖД и Газпромбанк. Агентство Интерфакс со ссылкой на анонимный источник сообщает, что кредит предприятию будет предоставлен на 5 лет. Но УБЖД его получит после того, как выполнит ряд мероприятий, связанных с оформлением обеспечения по займу.

Напомним, что интересы российских акционеров в УБЖД представляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Вчера заместитель руководителя Росжелдора Алан Лушников воздержался от комментариев по вопросу привлечения УБЖД кредита в Газпромбанке. В департаменте общественных связей банка «Гудку» также отказались предоставить информацию о соглашении.

Как подтвердил господин Лушников, Россия намерена участвовать в модернизации магистрали в Монголии. «УБЖД – прямые ворота для транзита в Китай, – отметил представитель ФАЖТ. – Задача обновления УБЖД отражена в меморандуме, который подписали министр транспорта РФ Игорь Левитин и министр транспорта, дорог и туризма Монголии Цегмид Ценгел». Специалисты агентства работают над созданием механизма вложения российских инвестиций в развитие УБЖД. По словам Алана Лушникова, Росжелдор рассчитывает разработать соответствующие документы в 2007 году. По расчетам российских акционеров, сумма требуемых инвестиций составляет порядка $1,55 млрд. «При этом речь идет не только о государственных средствах, но и о привлечении инвестиций заинтересованных российских предприятий», – отметил Алан Лушников. Но возможных участников проекта по модернизации не назвал.

По мнению заместителя генерального директора компании «Финэкспертиза» Агвана Микаеляна, Россия старается не упустить контроль над железнодорожным активом. «Нельзя допустить, чтобы столь стратегически важный актив, как УБЖД, перестал работать из-за невыполнения магистралью финансовых обязательств перед зарубежными банками. Фактически нынешнее соглашение – перекупка долгов железной дороги банком, подконтрольным государству», – отметил он.

Сроки реализации инвестиционного проекта по модернизации УБЖД составят как минимум 3 – 4 года, считает представитель ФАЖТ. «Основные затраты пойдут на электрификацию 1111 км главного хода дороги. Кроме того, необходимо усиление верхнего строения пути. На 70% УБЖД в настоящее время уложены рельсы Р-50. Предстоит заменить их на более мощные – марки Р-65. На ряде перегонов потребуется строительство вторых путей для обхода участков с критическими уклонами. В то же время требует обновления вагонный парк компании. Он составляет порядка 2,6 тыс. вагонов со средней степенью износа около 70%. Закупки новых вагонов носят единичный характер. Также на УБЖД находится в эксплуатации 55 тепловозов М62, построенных в 70-х годах прошлого века. На смену им должны прийти электровозы», – рассказал Алан Лушников.

Как уже сообщал «Гудок», УБЖД ведет переговоры с российской юридической компанией «Вегас-Лекс» об оказании консультационных услуг на сумму $525 тыс. Речь идет о разработке комплекса мероприятий по усовершенствованию руководящей структуры железной дороги, обновлению техники и технологий.

Вячеслав ЗАКАТАЕВ

Новый сервис «имени» пассажира

«Российские железные дороги» меняют оформление билетов на проезд в вагонах повышенной комфортности.

Как стало известно «Гудку», со 2 апреля в проездных документах ОАО «РЖД» фамилия, имя и отчество пассажира будут указываться полностью. Это должно облегчить проводникам общение с пассажирами и, в конечном итоге, повысить качество сервиса. С инициативой, которая легла в основу распоряжения вице-президента Михаила Акулова, выступили представители Куйбышевской железной дороги – наша газета подробно рассказывала об этом в предпраздничном номере.

Нововведение коснется билетов, оформляемых по полному тарифу в купейные вагоны и вагоны СВ всех категорий поездов, за исключением 800-й нумерации.

Как сообщили «Гудку» в Федеральной пассажирской дирекции (ФПД) ОАО «РЖД», информация о новом порядке оформления билетов сейчас доводится до проводников. Обращение к пассажиру по имени и отчеству станет для них обязательным.

«Мы должны повышать культуру обслуживания. Нововведение продемонстрирует пассажиру, насколько мы открыты для него», – уверен начальник отдела вокзалов ФПД Владимир Каляпин. Он же пояснил, что проведена доработка программного обеспечения в билетных кассах, поскольку полная информация о пассажире наносится на билет впервые.

Сами работники поездных бригад к нововведению относятся по-разному. Начальник поезда Бугульма – Москва Наталья Володина призналась, что обращаться по имени и отчеству к пассажиру будет удобно – по ее мнению, адресное обращение к собеседнику позволит расположить его к себе. С ней согласна и проводник поезда Галина Седова – по ее словам, вежливое обращение подчеркнет важность пассажира как клиента компании. Проводник фирменного поезда «Атаман Платов» сообщением Ростов-на-Дону – Москва Лидия Солосенко считает новый вид этикета правильным, однако сомневается, что сразу сможет запомнить всех пассажиров – в купейном вагоне их, как известно, 36.

«Гудок» уже рассказывал, что ФПД разработала «основы профессионального этикета» проводника пассажирского вагона. В нем значительное внимание уделено культуре речи. В частности, по мнению разработчиков, обращение к пассажиру «товарищ» или «гражданин» устанавливает дистанцию в общении, а оклик «мужчина» или «женщина» для многих звучит как оскорбление. Пока в современном русском языке не появилось устоявшихся уважительных форм обращения, проводники будут именовать пассажиров по имени-отчеству.

Прокомментировать нововведение «Гудок» предложил декану факультета психологии Института психологии имени Выготского Наталье Разиной. По ее словам, обращение к человеку по имени и отчеству сокращает дистанцию при общении. Однако не стоит забывать и о том, что пассажир может захотеть остаться анонимным. Обращение по имени подразумевает определенное вторжение в личное пространство человека. Поэтому в любом случае лучше начинать общение со слов «разрешите к вам обратиться», а далее ориентироваться на реакцию пассажира.

Елена МИРОШНИКОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31