05 декабря 2021 21:31

Новые технологии увеличивают прибыль

Сергей Соложенкин, первый заместитель начальника Куйбышевской железной дороги:

– Одно из приоритетных направлений в работе дороги – развитие взаимовыгодных партнерских отношений с грузоотправителями. Для этого на дороге создана вертикально-интегрированная сбытовая структура в сфере грузовых перевозок. Качество ее работы обеспечивается за счет функционального разделения сбытового и перевозочного комплексов.

На дороге разработана и внедрена в эксплуатацию дорожная «Технология формирования сводного заказа на перевозку груза с использованием автоматизированного рабочего места коммерческого диспетчера (АРМ КД) на базе автоматизированной системы ЭТРАН».

Эта технология позволяет формировать уточненный сводный заказ на перевозку груза на следующие сутки и сводный заказ на период от 2 до 8 суток с детализацией по каждой станции погрузки, грузоотправителю, номеру заявки, а также по роду груза, подвижного состава и его принадлежности, станции назначения. Благодаря этому специалисты системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) могут точнее прогнозировать план погрузки на линейном уровне, оперативно планировать перевозки средних и мелких грузоотправителей по принципу «одного окна».

Сформированный и утвержденный заказ передается в службу перевозок как детализированная потребность грузоотправителей в конкретном порожнем подвижном составе.

Параллельно с созданием вертикали СФТО и внедрением технологии АРМ КД на дороге идет подключение основных грузоотправителей к автоматизированной системе ЭТРАН. По состоянию на февраль 2007 года к системе ЭТРАН подключено 122 грузоотправителя, в том числе 28 крупнейших. Эти предприятия в режиме реального времени видят этапы согласования заявок, электронные учетные карточки, накладные, могут отслеживать раскредитование своих отправок на станции назначения. Благодаря равномерности заявляемых объемов погрузки и более высокой достоверности планирования колебания недогруза от заявленных объемов грузоотправителей сократились в 2006 году в среднем на 100 тыс. тонн в месяц.

Знаковым событием на дороге стал переход на безбумажный документооборот с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП).

20 февраля впервые в практике филиал ОАО «РЖД» Куйбышевская железная дорога и ОАО «Уфаоргсинтез» перешли на электронный документооборот при подаче и согласовании заявок на перевозку грузов в системе ЭТРАН с применением ЭЦП.

До конца 2007 года дорога планирует обеспечить 80% погрузки по заявкам, которые будут передаваться непосредственно с рабочего места грузоотправителя и согласовываться в системе ЭТРАН с использованием ЭЦП.

По состоянию на февраль 2007 года 20 грузоотправителей, подключенных к системе ЭТРАН, самостоятельно формируют заказ на перевозку собственных грузов в АРМ КД непосредственно из офиса. В их числе ЗАО «ЮКОС-Транссервис», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Уфаоргсинтез» и другие. Кроме внешних клиентов свою часть заказа в АРМ КД самостоятельно формируют структурные подразделения дороги и предприятия ОАО «ТрансКонтейнер».

Переход на планирование грузовой работы от заказа в АРМ КД позволил дороге увеличить погрузку в вагонах инвентарного парка на 10,6%, при этом снизить рабочий парк порожних вагонов на 2%. Существенно сократился простой вагонов под одной грузовой операцией. В частности, по станциям Саранск – на 1,84 часа, Новокуйбышевская – на 3,07, Кульшарипово – на 5,18.

Принципиально изменилась технология выдачи заданий на подготовку вагонов на промывочно-пропарочных станциях и пунктах подготовки вагонов. Если раньше вагоны готовили на основании технического плана, устанавливаемого на месяц, то теперь выдается ежесменное задание исходя из заказа в АРМ КД. Так, уже в 2006 году обработка цистерн горячим способом сократилась на 75224 вагона (38,4%), а холодным способом увеличилась на 15507 вагонов (9%) к уровню 2005 года. Экономический эффект от этого составил 145 млн руб.

Благодаря успешному внедрению современных технологических подходов в работе с клиентами Куйбышевская дорога смогла выполнить в 2006 году установленные правлением ОАО «РЖД» финансовые показатели: увеличить выручку к уровню предыдущего года на 7,2 млрд руб.

Поезда пойдут навстречу району

В ответ на просьбу администрации Тамбовской области Юго-Восточная железная дорога приступила к модернизации малодеятельного участка Инжавино – Иноковка. Объем предусмотренных инвестиций должен составить 245 млн руб.

Инжавино – тупиковая станция: от узловой Иноковки ее отделяет 41 км однопутной дороги. В 2002 году из-за плохого состояния пути здесь был отменен пригородный поезд Тамбов – Инжавино. Расстояние до областного центра, а это 90 км, с тех пор инжавинцы преодолевали на автобусах. Все эти годы маневровая работа на участке не прекращалась. Грузовые поезда из трех-четырех вагонов двигались по участку с минимальной скоростью, причем регулярно работникам магистрали приходилось ликвидировать последствия сходов, происходивших из-за плохого состояния пути.

Два года назад администрация Тамбовской области обратилась к руководству Юго-Восточной железной дороги с предложением модернизировать участок, с тем чтобы восстановить здесь нормальное движение.

Железнодорожники откликнулись: за два года был капитально отремонтирован 21 км пути. В планах на 2007-й и последующие годы – приведение в порядок оставшихся 20 км пути, ремонт искусственных сооружений, обустройство полуавтоматической блокировки.

По предварительным расчетам, восстановление участка Иноковка – Инжавино и организация здесь нормального движения обойдутся почти в 245 млн руб. Что касается финансирования работ, то здесь компания и регион договорились сотрудничать на паритетных началах. В конце января этого года на совещании в ОАО «РЖД», которое прошло под председательством вице-президента компании Владимира Воробьева, состоялся разбор письма главы администрации Тамбовской области Олега Бетина «О возобновлении движения на участке Иноковка – Инжавино». Совещание тогда постановило произвести корректировку плана ремонтных работ на 2007 год Юго-Восточной железной дороги, с тем чтобы увеличить объем ремонта на этом участке. В свою очередь железнодорожники ждут от администрации Тамбовской области финансирования половины затрат, которые потребует этот проект.

Между тем в декабре прошлого года на станции Инжавино начался ремонт вокзального комплекса.

– Стоимость работ по ремонту здания – 3,6 млн руб., – рассказал «Гудку» заместитель начальника Управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области Евгений Крехов. – Из бюджета региона на эти цели было выделено 2,4 млн руб. Кроме того, администрация области вложила средства в обустройство привокзальных улиц и прилегающей территории. Общая стоимость работ составит около 11 млн руб.

Сегодня работы на инжавинском вокзале идут полным ходом. Уже уложили кровлю, продолжаются внутренние работы и обустройство прилегающей территории. Треть помещений вокзала займут железнодорожные службы. Оставшаяся территория будет сдана в аренду под торговые площади. Один из местных предпринимателей планирует открыть здесь кафе и обустроить несколько гостиничных номеров.

Как только ремонтные работы будут закончены, из Инжавина до Тамбова начнет курсировать рельсовый автобус. В местной администрации уверены, что в конкурентной борьбе за пассажира железнодорожники обыграют и хозяев такси, и владельцев автобусных маршрутов.

Стоит отметить, что, по прогнозам администрации региона и муниципального образования, реконструкция участка должна подхлестнуть развитие экономики рабочего поселка Инжавино. По словам главы Инжавинского района Александра Попова, «если будем развиваться такими темпами, как сегодня, то лет через пять мы достигнем дореформенного уровня развития экономики, то есть уровня 1988 года, когда район показал самые выдающиеся за свою историю экономические результаты. Несмотря на плохое состояние участка Инжавино – Иноковка и перерывы в движении из-за ремонта пути, в 2006 году по сравнению с 2005 годом у нас выросли перевозки, в частности в полтора раза вырос вагонооборот – до 1313 вагонов. В поселке стабильно работает маслобойный завод, который дает около 15 тыс. тонн грузов в год. Нашел своего хозяина элеватор, сейчас его отремонтируют, и он сможет принимать до 50 тыс. тонн зерна (в прошлом году мы собрали в районе рекордный за пять лет урожай зерновых – 95 тыс. тонн). У ОАО «Группа Черкизово» также есть планы: строительство у нас крупного свинокомплекса. Увеличиваются темпы развития наших дорожно-строительных организаций. Причем весь материал, применяемый ими, завозится по железной дороге. Еще более 8 тыс. тонн грузов в год – это завоз топлива для социальной сферы района. Планируется восстановить работу пункта по приему сахарной свеклы, а это тоже дополнительные грузы. Есть планы построить в районе сахарный завод. У нас 100 тыс. га посевных площадей, и интерес к ним сегодня проявляют уже английские и датские инвесторы».

Правда, как признался «Гудку» Александр Попов, «о рентабельности железнодорожной ветки пока говорить не приходится, убыточная она. Но не надо забывать и о том, что, если не будет железной дороги, крест придется ставить на всем районе».

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж


Олег ЧУМАКОВ, начальник отдела по работе с органами власти Юго-Восточной магистрали:
    – Между администрацией Тамбовской области и ЮВЖД в последнее время складываются действительно партнерские отношения. После долгого перерыва область, начиная с прошлого года, стала решать вопросы компенсации убытков от пригородных пассажирских перевозок, выделять бюджетные средства на развитие объектов железнодорожного транспорта. В свою очередь регион поднимает перед ОАО «РЖД» вопросы дальнейшего развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, первоочередными из которых являются осуществление электрификации участка Кочетовка – Ртищево, приведение в порядок малодеятельных линий. Сейчас готовятся технико-экономические расчеты, а с администрацией области обсуждаются договоры о долевом участии в проектах на условиях государственно-частного партнерства. В ходе восстановления участка Иноковка – Инжавино мы нашли общий язык. Более того, появилась определенная перспектива: решается вопрос о том, что администрация Тамбовской области увеличит отчисления дороге в порядке компенсации, в 2007 году они могут составить уже 5 млн руб.

Премии посменно

Станция Агрыз Горьковской магистрали заняла первое место в отраслевом соревновании по итогам четвертого квартала прошлого года.

Агрыз – одна из крупнейших сортировочных станций сети, именно через нее идет основной грузопоток между Сибирью, Уралом и Центральным регионом. В последние пять лет количество следующих через станцию Агрыз грузов стабильно растет, однако специалисты станции сумели найти необходимые резервы для их переработки.

В частности, было принято решение отказаться от поста списывания. Ранее в обязанности его работников входила контрольная сверка номеров вагонов при перестановке составов из сортировочного парка в парк отправления. Теперь достоверность вагонной модели состава поддерживается за счет ужесточения дисциплины исполнителей – маневрового диспетчера и дежурного по горке. Контроль возложен на приемщиков парка отправления.

– Сейчас мы можем вести перестановку сразу двух-трех составов. Ранее – только одного, – говорит начальник станции Дмитрий Водясов.

Свободу маневра обеспечило развитие путевого хозяйства. Была модернизирована нечетная горловина парка отправления, все стрелочные переводы марки Р50 заменены на более современные Р65. Это повысило скорость на путях без ущерба для безопасности движения. Кроме того, после реконструкции открылся путепровод, включены в работу еще два вытяжных пути.

В результате простой транзитного вагона с переработкой сократился с 10,3 до 9,6 часа, простой под одной грузовой операцией – с 28,4 до 22 часов.

В марте этого года на станции Агрыз была внедрена система персонального начисления премии – по итогам каждой смены, а не по усредненным результатам за месяц. Система была разработана специалистами станции и представлена в департамент управления перевозками ОАО «РЖД», где получила высокую оценку и была рекомендована к распространению на всей сети железных дорог. Департамент дал задание фирме «Транссистематехника» обустроить автоматизированное рабочее место инженера по нормированию труда с учетом внедренной системы премирования.

Марина ГАЛКИНА
Татарстан


Двойной контроль

Впервые диспетчеры, обеспечивающие работу промышленного железнодорожного транспорта в РФ, получили возможность управлять движением поездов сразу на двух станциях дистанционно.

Подобная технология работы стала возможной благодаря запуску на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (входит в «Евраз Групп») станции Скрапная, оборудованной микропроцессорной системой централизации стрелок и сигналов (МПЦ-И). МПЦ-И была разработана специалистами НПЦ «Промэлектроника» (Екатеринбург).

Первая такая система среди предприятий «Евраза» была внедрена в августе прошлого года на станции Слябовая. Теперь обе станции образуют единый технологический комплекс. Новая система автоматически формирует маршруты следования поездов, фиксирует ошибки, повышает вагонооборот и как следствие позволяет своевременно обеспечивать производство транспортными услугами.

Егор ЛЕВИТ

Дороги разгрузят ремонтом

Октябрьская железная дорога инвестирует около 50 млн руб. для вывода на проектную мощность механизированного пункта подготовки вагонов (МППВ) на станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский.

Обработка грузовых вагонов на МППВ станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский по новой технологии началась в октябре прошлого года. На его запуск дорога уже потратила 450 млн руб., еще 50 млн вложит в ближайшее время для вывода объекта на проектную мощность. Сейчас здесь ведется дооснащение комплекса оборудованием и доукомплектование штата осмотрщиков-ремонтников. После того как эти работы будут завершены, а строительство тяговой подстанции закончено (срок сдачи объекта – конец апреля), предприятие заработает в полную силу.

Мощность комплекса позволит ежесуточно готовить под погрузку 120 вагонов, а также осуществлять текущий отцепочный ремонт 70 вагонов. Пока же возможности производства используются лишь наполовину. За 5 месяцев работы МППВ было отремонтировано около 4,5 тыс. полувагонов.

Главная функция эксплуатационного депо – обеспечение качественного ремонта и оперативной подачи исправных вагонов, направляемых под погрузку на угольные разрезы Кузбасса. На прошлой неделе МППВ отправил в адрес Западно-Сибирской железной дороги уже 50-й порожний состав, подготовленный под погрузку по новой технологии. «Комплексная подготовка вагонов позволила на протяжении маршрута до ЗСЖД почти вдвое удлинить гарантийные плечи. Так, если раньше для техосмотра вагоны останавливались на семи пунктах техобслуживания, то сейчас проходят осмотр всего на пяти ПТО, – говорит начальник технического отдела службы вагонного хозяйства ОЖД Роман Химач. – Из Санкт-Петербурга до станции Лянгасово эстафетные поезда следуют без остановок 1422 км. За счет этого время в пути к месту погрузки сокращается более чем на пять часов, ускоряется оборот вагонов».

Предприятие, основанное на базе заброшенного участка промывки вагонов, представляет собой мини-станцию с пятью специализированными путями, пунктом управления стрелочными переводами, операторским центром.

Участки МППВ оборудованы комплексами «Волжанка» для ремонта кузовов вагонов, технологическими линиями – сварочной и подачи воздуха, а также подвижными домкратными установками. С помощью гидравлического пресса легче ремонтировать торцевые двери вагонов, разгрузочные люки.

Благодаря механизированным малогабаритным комплексам на базе автопогрузчиков ПУМ-800 и МКСМ минимизируется ручной труд.

Как резюмирует начальник депо станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский Александр Токарев, мощность комплекса позволяет осуществлять ремонт вагонов любой сложности. МППВ оснащен компьютеризированными системами учета подвижного состава, запасных частей и контроля проследования порожних полувагонов до станций назначения. Последняя фиксирует информацию о технических неисправностях, выявленных диагностическим оборудованием на подходах к сортировочной станции и осмотрщиками во время техобслуживания прибывшего грузового поезда. На подходах к станции в Волховстрое, Ижорах, Металлострое и Полюстрове установлены диагностические комплексы, позволяющие контролировать надежность автосцепки, исправность буксовых узлов, колесных пар, других деталей. На основании этих данных специалисты депо заблаговременно заказывают необходимые запчасти, составляют наряд на ремонтные работы. В результате внедрение системы позволяет значительно сократить время при ремонте и формировании поездов.

«Запуск МППВ – это первый этап реализации новой концепции ОАО «РЖД», предусматривающей подготовку вагонов в местах массовой выгрузки, – сказал «Гудку» начальник службы вагонного хозяйства ОЖД Сергей Гончаров. – По расчетам специалистов, это позволит сократить эксплуатационные расходы дорог на 36 млн руб. в год».

Эдуард БЕЛОДУБ
Санкт-Петербург

Коротко

Вагонное депо Москва Октябрьской магистрали получило 20 новых вагонов для фирменных поездов сообщением Москва – Санкт-Петербург– Хельсинки.

На Ярославском отделении Северной железной дороги в феврале 2007 года погрузка выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 1 млн 339 тыс. тонн.

На Куйбышевской железной дороге на удлинение станционных путей и развитие сортировочных станций в 2007 году будет затрачено свыше 530 млн руб.

На Саратовском отделении Приволжской железной дороги на внедрение технических средств по повышению безопасности движения поездов в 2006 году было затрачено 157,8 млн руб.

По Восточно-Сибирской магистрали с начала года в поездах дальнего следования отправлено около 350 тыс. пассажиров. Это выше прошлогоднего показателя на 3%.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31