05 декабря 2021 21:08

Перед сокращением все неравны

– Какие категории работников по новой редакции Трудового кодекса имеют преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения численности или штата работников организации?
Ольга КРИВУНОВА
Тюменская обл.

– Прежде всего такое право принадлежит работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Законом не установлен какой-либо перечень конкретных документов, руководствуясь которыми можно было бы определить более высокую производительность труда одного работника по сравнению с другим. Для этого может использоваться оценка самых разных обстоятельств: например, данные, свидетельствующие о высоком качестве выполняемой работы, о выполнении работником особо важных ответственных заданий либо большего объема работы по сравнению с остальными работниками коллектива, занимающими такие же должности или выполняющими работу аналогичной сложности, данные о поощрении работника за добросовестный и качественный труд. Высокая квалификация, являющаяся еще одним условием преимущественного оставления на работе, подтверждается документом об образовании.

Бывают случаи, когда производительность труда и квалификация работников коллектива является равной. Как же в этом случае необходимо поступить работодателю при решении вопроса о том, кто из работников вправе остаться на работе при сокращении штата? Статья 179 Трудового кодекса устанавливает, что в подобном случае преимущества предоставляются следующим работникам:
– семейным – при наличии двух или более иждивенцев. К числу иждивенцев работника относятся любые члены его семьи, которые находятся на его полном содержании или получают от него помощь, являющуюся для них постоянным и основным источником средств к существованию. К ним могут относиться не только дети, но и родители работника, получающие пенсию, отсутствие в семье других работников с самостоятельным заработком означает, что получение членами семьи работника различного рода социальных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) не должно приниматься во внимание;
– получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание. Под трудовым увечьем понимается повреждение здоровья работника в результате несчастного случая, произошедшего при выполнении трудовых обязанностей, а также при выполнении каких-либо действий в интересах организации, хотя бы и без поручения администрации; в пути на работу или с работы, на территории организации или в ином месте работы в течение рабочего времени (включая и установленные перерывы), в течение времени, необходимого для того, чтобы привести в порядок инструменты, спецодежду и т.п. перед началом или окончанием работы; вблизи организации или иного места работы в течение рабочего времени, включая установленные перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовым увечьем признается также повреждение здоровья в результате несчастного случая, который произошел при прохождении производственного обучения (практики) либо проведения учебных опытов (экспериментов) во время учебы; при выполнении заданий общественных организаций (например, профсоюзов); выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
– инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
– работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. При этом форма обучения и вид учреждения профессионального образования значения не имеют.

При определении перечисленных преимуществ в оставлении на работе может возникнуть ситуация, когда все работники коллектива принадлежат к той или иной из рассмотренных категорий. Законом не определено, кому из работников в этом случае должен отдать предпочтение работодатель для оставления на работе. Вероятно, тем из них, кто одновременно принадлежит к нескольким категориям – например, имеющему двух иждивенцев и повышающему квалификацию по направлению работодателя. Если же работники, принадлежащие одновременно к двум категориям, в коллективе отсутствуют, работодатель вправе отдать предпочтение любому из них.

Трудовой кодекс в качестве работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе в случае сокращения штата, не указывает жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Однако это не лишает указанных работников такого права: оно предусмотрено для них федеральным законом от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих». Этим же законом преимущественное право оставления на работе предоставлено и одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы также имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата – на основании закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 года. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом оставления на работе при равной производительности труда и квалификации.

Марианна ФИЛИППОВА,
старший преподаватель кафедры «Транспортное право» Юридического института МГУПСа

Наша консультация

– Можно ли застраховать «материнский капитал»? Надо ли ждать 2010 года?
Ирина ВАСИЛЬЦОВА
Калининград

    – В соответствии с законодательством страхователь имеет право застраховать только то имущество, которое является его собственностью. «Материнский капитал» – это материальная помощь, выдаваемая государством при соблюдении определенных условий. Он не является вашей собственностью, он нематериален, а потому не может быть объектом страхования.


– В чем преимущество ЖАСО перед другими страховыми компаниями? На что надо ориентироваться при выборе подобной организации?
Игорь НЕУСТРОЕВ
Омск
    – При выборе страховой компании в первую очередь обратите внимание на размер ее уставного капитала (данная информация открыта). Именно она является гарантом получения вами страховой выплаты в случае наступления страхового случая.

    Также обратите внимание на место организации в рейтинге страховых компаний и на наличие рейтинга надежности. Немаловажный показатель стабильности компании – длительность ее работы на рынке, а также количество и качество публикаций о компании в СМИ.

    «Страховое общество ЖАСО» имеет 869 млн руб. уставного капитала, работает на рынке предоставления страховых услуг с 1991 года. Компания входит в десятку крупнейших страховых компаний России и имеет рейтинг надежности «А» по данным рейтингового агентства «ЭкспертРА».

    Преимуществами компании «ЖАСО» также являются 100% выплаты по страховым случаям, оперативность работы со страхователями.

    ОАО «ЖАСО» предлагает разнообразные программы страхования и большой объем страховой защиты.

    Программы «Страхового общества ЖАСО» направлены на различные категории граждан: имеются специальные условия страхования для железнодорожников и членов их семей; программа страхования учащихся «Защита нового поколения», а также страхования семей по программе «Семейный полис».

    В компании действует демократичная тарифная политика, так, по программе «Семейный полис» тарифная ставка составляет от 0,35% до 0,45% от страховой суммы.


– Могу ли я быть застрахован в двух страховых компаниях?
Алексей СМИРНОВ
Магадан
    – Существует 3 направления страхования, которые регулируются законодательством: личное страхование, страхование имущества и гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков.

    По личным видам страхования физическое лицо может быть застраховано в нескольких страховых компаниях, так как жизнь и здоровье не имеют стоимости.

    Страхование одного объекта имущества или гражданской ответственности, а также страхование предпринимательских рисков может осуществляться только в одной страховой компании, так как объект страхования в данном случае имеет четкую стоимость.

    Страхование одного и того же объекта по данным видам страхования в нескольких страховых компаниях запрещено законодательно, так как механизм страхования не может быть инструментом обогащения. В противном случае страхователь может быть привлечен к ответственности.


– Два года назад я застраховался от несчастного случая, а недавно меня уволили по сокращению штата. Взносы я по понятной причине платить не могу. Как мне теперь быть?
Иван ЧУМАКОВ
Новосибирск
    – Необходимо уточнение: когда был заключен последний договор страхования от несчастного случая; срок, прошедший с начала его действия; кто был плательщиком страховых взносов – работодатель или физическое лицо?

    В случае если страховые взносы за вас выплачивал работодатель, то вы не имеете права на получение неиспользованной части страховой суммы.

    Если же страховые взносы вы выплачивали самостоятельно, то вы имеете право на досрочное расторжение договора страхования и возврат суммы, пропорциональной времени неиспользованного договора страхования.

    Николай ДРУЖИНИН,
    заместитель генерального директора,
    директор Центральной дирекции продаж
    ОАО «Страховое общество ЖАСО»



– При покупке туристической путевки за границу мне предложили застраховаться. Могу ли я отказаться: ведь у меня уже есть полис обязательного медицинского страхования?
Наталья ИГНАТОВА
Рязань
    – Полис обязательного медицинского страхования действует только на территории Российской Федерации. Для того чтобы в случае внезапного заболевания или несчастного случая за границей вам была оказана квалифицированная медицинская или иная помощь, необходимо иметь на руках полис страхования путешественников. Страховая защита по полису действует на территории, указанной в договоре страхования, и покрывает следующие расходы: оплату медицинских расходов застрахованного при наступлении несчастного случая или внезапного заболевания; в случае обращения за экстренной медицинской помощью в лечебное учреждение, госпитализации и стационарного лечения; обращение застрахованного за стоматологической помощью в связи с острой болью; транспортировку, эвакуацию и репатриацию.

    Необходимо также отметить, что без страхового полиса вам будет отказано в получении визы в посольствах стран с визовым режимом.

    Елена СИТНИКОВА,
    директор департамента личного страхования
    ОАО «Страховое общество ЖАСО»


Обратная связь

– Осенью прошлого года мой муж собрался в Новосибирск. Купил билет на поезд № 1 в двухместное купе. Провожая его, я заглянула в окно и увидела на его месте какого-то человека и много груза. В беспокойстве я ушла с вокзала, и, как оказалось, небезосновательно: мужу пришлось ехать до места назначения в обычном купе, так как его СВ было забито какими-то баулами. Но и этим его злоключения не закончились – в вагоне не работал кондиционер, а за горячей водой все пассажиры ходили в соседний вагон. Обидно, что за эти безобразия так никто и не извинился.
Татьяна КРОХМАЛЬ
Приморский край
    – Обращение о неудовлетворительных условиях проезда в поезде № 1 сообщением Владивосток – Москва в газету «Гудок» рассмотрено в Московской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров с причастными работниками пассажирского вагонного депо Москва-3. В ходе служебного расследования установлено, что вагон № 6 обслуживали проводники Т.Н.Архипенкова и С.Н.Белоусова, руководил поездной бригадой И.М.Гордеев.

    За допущенные нарушения в работе приказами начальника пассажирского вагонного депо Москва-3 проводнику Т.Н.Архипенковой, старшему мастеру участка производства И.Н.Капралову, заместителю начальника депо по эксплуатации В.Г.Наумову объявлены выговоры. Проводник С.Н.Белоусова и начальник поезда И.М.Гордеев уволены с предприятия.

    Руководство организации приносит свои извинения за доставленные неудобства.

    Сергей ЧИСТЯКОВ,
    заместитель начальника
    Московской региональной дирекции
    по обслуживанию пассажиров


– Из нашего поселка можно было добраться на электричке до Владимира. А потом и до Москвы. А теперь эту электричку отменили. Приходится ездить окольными путями, тратя на дорогу уйму времени.
Маргарита САТИРСКАЯ
    Нижегородская обл.
    – В соответствии с приказом Минтранса РФ от 24.12.2004 года дальность пригородного маршрута может составлять не более 150 км. В расписании пригородных поездов отсутствуют маршруты, по дальности превышающие допустимые нормы. Прямого пригородного сообщения Горький – Владимир нет, так как дальность маршрута составляет 210 км.
    Сообщаем, что пассажиры от ст. Ильино имеют возможность добраться до Москвы пригородными поездами с пересадками по ст. Вязники, Владимир, Петушки.
    Алексей ЕМЕЛЬЯНОВИЧ,
    заместитель начальника
    Горьковской железной дороги

Зарплата по системе

– Работаю машинистом электровоза. Работаю давно. И хорошо помню, как было обидно, когда приходилось «забесплатно» отдыхать в пункте оборота далеко от дома по 16 – 20 часов. Затем была установлена справедливая система оплаты такого вынужденного безделья: локомотивные бригады добились ликвидации этой уравниловки, когда «бесплатно» можно было отдыхать три часа, а можно и 23 часа.
И что же я вижу в статье «Зарплату выдадут по системе», опубликованной в газете «Гудок»? Цитирую: «... как за время переотдыхов, так и за раздробленный рабочий день отдельно доплата производиться не будет». То есть опять уравниловка, которая, с одной стороны, не соответствует самой концепции (оплата по труду), а с другой – не способствует стремлению руководства к упорядочению работы локомотивных бригад?
Владимир ИВАНОВ
Новосибирск

    – В новой системе оплаты труда, вводимой в действие с 1 апреля 2007 года, для локомотивных бригад не предусмотрена оплата отдыха в пунктах оборота и доплата за работу в режиме «раздробленного» рабочего дня. Как вы правильно заметили, отдых в пункте оборота – это действительно вынужденное безделье. Ни одна организация не может себе позволить такую роскошь – оплату отдыха.

    Однако машинист, вынужденный не по своей воле отдыхать в пункте лишние часы, не должен терять в зарплате. Поэтому рабочим локомотивных бригад Положением о корпоративной системе оплаты труда были установлены повышенные тарифные ставки.

    Одновременно при новой системе оплаты труда повышается ответственность руководителей предприятий, причастных служб железных дорог за использование рабочего времени локомотивных бригад.

    Анна ГНЕВАШЕВА,
    начальник отдела организации оплаты труда,
    показателей по труду
    и мотивации персонала
    департамента планирования и бюджетирования
    ОАО «РЖД»

Родители – детям

– Имеют ли преподаватели и студенты высших и средних профессиональных учебных учреждений железнодорожного транспорта право на отраслевые льготы?
Николай ГОРДЕЕВ
Екатеринбург

    – Данные учебные заведения подведомственны Федеральному агентству железнодорожного транспорта и в систему ОАО «РЖД» не входят. Преподаватели этих учреждений в трудовых отношениях с компанией не состоят, поэтому социальные гарантии, установленные коллективным договором ОАО «РЖД», на них не распространяются.

    Отдельные социальные гарантии установлены для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования железнодорожного транспорта.

    В частности, право бесплатного проезда от места жительства к месту учебы предоставляется детям железнодорожников до 18-летнего возраста, обучающимся в образовательных школах дневного обучения, профессионально-технических училищах, учреждениях высшего или среднего профессионального образования по дневной форме обучения. В случае письменного отказа работника компании от права бесплатного проезда по личным надобностям по разовому транспортному требованию право бесплатного проезда от места жительства к месту учебы предоставляется его ребенку, обучающемуся по целевому направлению в учреждениях высшего или среднего профессионального отраслевого образования по дневной форме обучения до достижения им 24 лет.

    Согласно положению о плате за содержание воспитанников в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах-интернатах ОАО «РЖД» родители, если один из них студент-очник одного из вышеперечисленных вузов, платят 10% затрат на содержание детей в образовательном учреждении компании. Если такими студентами являются оба (или единственный) родителя, от оплаты они освобождаются.

    Андрей БЫКОВ,
    начальник департамента социального развития
    ОАО «РЖД»


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31