05 декабря 2021 19:50

Юбилей как повод для работы

Вчера, 4 марта, исполнилось 50 лет начальнику Октябрьской Виктору Васильевичу Степову. Коллектив управления дороги и приглашенные VIP-гости поздравили юбиляра способом очень оригинальным, хотя для «октябрят», как называют себя сами работники магистрали, уже традиционным – капустником.

С генеральной репетиции меня с треском выгнали. Главный режиссер была неумолима:
– Полработы не показывают!
– Александра Евгеньевна,– канючил я, – так это ж дуракам не показывают…

Взгляд, на меня брошенный, очень прозрачно намекнул, что это относится именно ко мне.

Раньше «октябрята» свои корпоративные мероприятия проводили, как все теперь, – приглашали артистов. Все изменилось с приходом в управление нового заместителя начальника дороги, широким народным массам известного по первому советскому фильму-катастрофе «Экипаж» и любимой экранизации Стругацких «Чародеи» – Александры Яковлевой.

Из актерской среды в железнодорожную она перенесла традицию капустников.

Когда я узнал список действующих лиц и исполнителей, присвистнул.

– Неужели все они согласились участвовать?
– Конечно, – говорит Александра Евгеньевна. – Причина, простите за нескромность, – авторитет дороги и ее руководителя.

В капустнике согласились участвовать губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, глава правительства Карелии Сергей Катанандов …

Для каждого сценарист Миша Панов, молодой сотрудник ДЦФТО, написал соответствующий стихотворный текст, все взялись учить слова. Отказался только представитель президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов.

Отказался не участвовать в капустнике, а учить готовый текст. Узнав в чем дело, полпред весело изумился:
– И не будет никаких занудных официальных тостов? Класс! Тряхну стариной и подготовлю для вас суперномер…

Труднее всего оказалось уговорить самого юбиляра. Поначалу Виктор Васильевич петь категорически отказывался. Но, когда ему показали слова, сочиненные на мотив культовой песни Фрэнка Синатры «May way» («Моя дорога» – переводят на Октябрьской), именинник дрогнул. Репетировал как миленький, стоя в пробках по пути на работу.

Стихи, написанные для высоких гостей, – «топ-секрет» до самой премьеры. А премьера в воскресенье, поздно вечером. И я не знаю этих строк. Но если не в рифму, а канцелярской прозой, его путь известен на дороге всем.

Родился в городе Подпорожье Ленинградской области. В 18 лет поступил в Петрозаводский техникум железнодорожного транспорта. Работать начал тогда же, слесарем в депо Ленинград-пассажирский. После техникума стал помощником машиниста в Петрозаводске.

Всю жизнь у Виктора Степова «одна, но пламенная страсть» – постоянная, неуемная тяга к самообразованию. «Что такое диплом? – спрашивает он и сам же отвечает. – Это документ, удостоверяющий, что человека научили учиться. А учиться надо всю жизнь».

Для него это не пустые слова. В 1986 году Виктор Ва-сильевич окончил ЛИИЖТ по специальности «инженер путей сообщения – электромеханик». В 1994-м он еще раз окончил тот же родной вуз, называвшийся уже Петербургский госуниверситет путей сообщения, с дипломом экономиста. С 1997 года – начальник экономической службы, а с 1999-го – главный экономист – заместитель начальника ОЖД.

В 47 лет кандидат экономических наук Виктор Васильевич Степов становится начальником дороги. Но учеба его не прекращается.

– Недавно, – рассказывает он, – на семинаре по психологии менеджмента преподаватель попросил: «Ответьте, только очень быстро, что самое главное в управлении?» Вот вы бы как ответили?

– Наверное, компетентность?
– Я ответил по-другому, – говорит Виктор Степов. – Я убежден, что главное – терпение.

Дорога для него все: и жизнь, и радость, и любовь. И даже в коротком предъюбилейном интервью, на которое я с трудом уговорил Виктора Васильевича, он рассказывал не о себе, а только о дороге. О дне сегодняшнем, но главное, про завтра. Конкретно и деловито.

– Октябрьская дорога – припортовая и приграничная. Это 10% погрузки всей сети, обслуживание 8 морских портов и 9 пограничных переходов. С учетом структуры экспорта и развития транспортных коридоров ученые предсказывают дороге на ближайшие 10 – 12 лет по меньшей мере троекратное возрастание объемов перевозок. Дорога готовится к этому, как может.

В прошлом году на нее пришлась пятая часть всех инвестиций ОАО «РЖД» – более 20 млрд руб. 3 млрд из них были отданы на развитие подходов к новому порту Усть-Луга. К 2015 году он сможет обрабатывать до 100 млн тонн грузов в год.

И все-таки инвестиции, потребные на развитие портовых подходов, реконструкцию погранпереходов, на пуск скоростного пассажирского движения Москва – Петербург – Хельсинки, одной «РЖД» не по силам, поскольку все эти проекты имеют статус государственных. Вот почему полпред президента Илья Клебанов готовит вместе с нами обоснования для привлечения к ним средств Инвестиционного фонда.

С губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко Виктор Степов познакомился после первого же объезда дороги в ранге начальника. Повод для контакта оказался до противного не романтичным – помойки. В полосе отвода дороги сваливали всякую дрянь все кому не лень.

– «Нашего» мусора здесь нет, Валентина Ивановна, – сказал тогда Виктор Степов. – Дорога построила собственный мусороперерабатывающий завод, а это – окрестные предприятия и муниципалы. Надо что-то делать, ведь бесконечная свалка – первое впечатление всех приезжающих в наш город.

Валентина Матвиенко реагировала незамедлительно – прокатила по дороге всех глав районов. И не просто прокатила, а «повозила носом» по пейзажу. Стало гораздо чище.

– Губернатор с тех пор подчеркивает, – улыбается Виктор Васильевич, – что сотрудничество города и дороги всегда носит ярко направленный социальный характер.

И действительно носит. У магистрали, например, есть любимое детище – Малая ОЖД – Детская дорога. Это единственный центр профориентации школьников, это 65 детских кружков всех направлений, где занимаются 750 ребятишек, в том числе 300 «неблагополучных» и 50 детей-сирот. Строительство жилого массива сократило Малую с 8 км до двух.

– Но нет проблем неразрешимых. Особенно, когда дело касается детей, – говорит Виктор Васильевич. – Мы обратились к городу, и он выдал разрешение на перенос Детской дороги на старую насыпь Царскосельской дороги. Мало того, что это решение делает проект рентабельным.

Мы возвращаем детворе удивительную радость сопричастности к большим делам. Ведь, когда ребята садятся на настоящий тепловоз, принимают и отправляют поезда, у них в хорошем смысле «сносит крышу». А как их это дисциплинирует. Мы на Детской дороге не только готовим будущие кадры, мы воспитываем будущих граждан России.

Еще до начала репетиции, с которой меня выгнали, заметил в сторонке стройную красивую брюнетку с листочком в руке. Она не просто зубрила слова, а тихонечко их напевала. Я расслышал только знакомый припев: «Долго будет Карелия сниться» и решил, было, что это кто-нибудь из сотрудниц Сергея Катанандова.

Оказалось – Татьяна Васильевна Степова, жена именинника собственной персоной.

Познакомились будущие супруги в Петрозаводском железнодорожном техникуме, где оба учились. Поженились вскоре, и главной проблемой, как у всех молодоженов, было жилье.

– Виктор всегда это помнит. Поэтому так и за ипотеку бьется. Сергей Катанандов, правда, всегда навстречу идет – может, тоже смолоду намучался. В этом году они заключили договор о сотрудничестве ОЖД и Республики Карелия. По желдорипотеке три дома построят: 60-квартирный – в Костомукше, 30-квартирный – в Медвежьегорске и 120-квартирный – в Петрозаводске.

Удивляюсь, как она все это помнит. Татьяна Васильевна объясняет:
– У нас в семье вообще у всех память хорошая. Даже на пустяки вроде бы. Вот чуть не 30 лет прошло, а помним оба. Виктор был помощником машиниста, а в Петрозаводске путей не хватало, поезда вечно отстаивались в Голиковке.

Как-то вечером он там торчал – пятым по очереди на прием. А у машиниста был день рождения жены. Он и попросил Витю: «Пусть твоя Татьяна нас без очереди примет». Я в тот вечер была дежурной по станции Петрозаводск. Ну, я их и приняла, а им потом месяц в депо проходу не давали.

И, вы знаете, с тех пор у нас в семье ничего не делается по блату. Одно исключение помню. Аня, дочка, финансово-экономический оканчивает, на красный диплом идет. И вот отец как-то за ужином: если, мол, не устроишься никуда, может, пойдешь на дорогу? А она смеется: спасибо, пап, за протекцию, только я уже год работаю в крутой рекрутинговой фирме. Я просто вам не говорила, чтоб вы не зудели.

Алексей ЧЕРНИЧЕНКО,
спец. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург


Вагоны рассортировали по заявкам

Покровское агентство фирменного транспортного обслуживания Приволжской железной дороги перешло на новую технологию работы с грузовладельцами.

Начиная с февраля Покровское агентство фирменного транспортного обслуживания Саратовского отделения ПривЖД, которое сотрудничает со 140 клиентами и отвечает за погрузку на двух железнодорожных грузовых станциях – Покровск и Анисовка, – отправляет грузы по принципу коммерческой диспетчеризации, то есть в строгом соответствии с датами заявок грузовладельцев на необходимый вид подвижного состава. Цель эксперимента – повышение качества обслуживания грузовладельцев.

Раньше, подавая заявку на вагоны за 10 –15 суток, грузовладелец не был уверен, что ПривЖД выполнит заказ точно в срок. Теперь дорога гарантирует своевременность ее исполнения при том, что оформить заявку можно всего за трое суток до отправки грузов и без оплаты дополнительных сборов за срочность.

На высокое качество обслуживания могут рассчитывать даже «проблемные» клиенты, чьи заявки требуют длительного согласования в Москве. Как пояснил «Гудку» начальник дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Сергей Титков, дорога обратилась к ОАО «РЖД» с просьбой поддержать эксперимент и осуществлять процесс согласования в кратчайшие сроки.

Оценить в рублях преимущества новой технологии пока сложно. «Сегодня мы можем говорить лишь об издержках, ведь раньше ПривЖД взимала сбор за каждую срочную заявку, – говорит Сергей Титков. – Однако в том, что новая форма сотрудничества с клиентами принесет выгоду, мы не сомневаемся».

Как подчеркивают в ДЦФТО, организация отправки грузов по принципу коммерческой диспетчеризации стала первым шагом к переходу на новую технологию номерного распределения порожних вагонов под погрузку. В скором времени вагоны будут привязываться к заявкам при помощи компьютера, что полностью исключит срывы графиков отправления грузов. «А когда вагоны точно распределены по заявкам, словно по полочкам, гораздо легче принимать управленческие решения. Например, испытывая дефицит полувагонов, менее выгодные перевозки можно предложить частному владельцу погрузочных средств, которому выгодно доставить груз в попутном направлении», – отмечает Сергей Титков.

С 1 апреля Приволжская магистраль переведет еще несколько агентств на новую систему работы. А к концу года вся дорога, включающая 21 агентство фирменного транспортного обслуживания и 144 грузовые станции, будет работать с клиентами по обкатываемой сейчас технологии.

Инга СУНДУКОВА,
соб. корр. «Гудка»
Саратов

Машинисты пропускают сигналы

Несмотря на позитивные изменения в сфере обеспечения безопасности движения на Северной железной дороге, около 30% всех проездов запрещающих сигналов по сети приходится на долю машинистов именно этой магистрали.

Об этом заявил на конференции, посвященной итогам выполнения коллективного договора за 2006 год, вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов. «Еще недавно на Северную дорогу приходилось ездить, чтобы задать единственный вопрос: почему не обеспечивается безопасность движения поездов? Сегодня эта проблема уже не стоит столь остро, вы продвинулись в ее решении, – обратился Михаил Акулов к коллективу магистрали. – Однако проезды запрещающих сигналов – это повод для серьезных размышлений: как организуется труд людей и следует ли руководителям, заботящимся лишь о выполнении плана, торопить с той или иной технологической операцией своих работников, которые зачастую просто не знают, как она выполняется. Такой подход недопустим».

Еще одна проблема СЖД в сфере безопасности – ненадлежащее обеспечение условий труда и высокий производственный травматизм. На реализацию мероприятий по охране труда в 2006 году было направлено более 430 млн руб., или 0,84% от эксплуатационных расходов (при том, что условиями коллективного договора предусмотрено 0,7%). «Средств затрачено более чем достаточно,– заявил на конференции заместитель председателя ЦК Роспрофжела Давид Кришталь. – Но ведь важен положительный результат, а его нет. В прошлом году на дороге погибли 7 человек, и уже 2 человека – в этом году. Я обращаюсь к профсоюзным лидерам магистрали: создание безопасных условий труда, пожалуй, главная на сегодняшний день задача профсоюзов. Кроме проведения соответствующих коллективных мероприятий, необходимо вести на производстве индивидуальную работу с людьми, в которых вы уверены не на все 100%».

Между тем, по словам вице-президента компании, СЖД имеет много причин для гордости. «Северная уже не больное звено транспортного конвейера российских железных дорог. Устраняйте свои недоработки, и вы добьетесь хороших показателей», – отметил Михаил Акулов.

В 2006 году на Северной железной дороге достигнуто снижение количества часов сверхурочной работы локомотивных бригад на 18,3%. Об этом заявили начальник СЖД Василий Билоха и председатель дорпрофсожа Сергей Черногаев. Если в 2005 году локомотивщики отработали сверхурочно более 1 млн часов, то в прошлом году – 884 тыс. часов. Снижения переработки удалось добиться за счет набора и обучения машинистов, а также их помощников. Однако, как подчеркнул Василий Билоха, главной причиной сверхурочных на дороге являются не растущие объемы перевозок, а непроизводительные потери рабочего времени. Так, в истекшем году допущено 268 тыс. часов простоя локомотивных бригад. В 2007 году руководством дороги ставится задача снизить сверхурочные еще как минимум на 10%, причем в основном за счет улучшения использования имеющихся локомотивных бригад. Решить проблему помогут развитие пропускных способностей главных направлений СЖД, удлинение станционных путей, строительство узловых обходов, повышение надежности работы локомотивного парка, а также повышение квалификации локомотивщиков.

Как отмечалось на конференции, средства, которые компания вкладывает в модернизацию инфраструктуры Северной дороги, дают ощутимые положительные результаты. В минувшем году коллектив дороги справился с выполнением всех объемных и качественных показателей работы. При плановом задании по взысканию выручки от перевозок 43,49 млрд руб. фактически получено 44,94 млрд руб. Это позволяет говорить о безусловном выполнении обязательств по коллективному договору, на реализацию которых израсходовано 4,7 млрд руб. Индивидуальный социальный пакет на каждого работника СЖД составил в 2006 году 23125 руб., на каждого ветерана – 4739 руб. А среднемесячная зарплата работников магистрали, занятых на перевозках, в декабре достигла 17423 руб. с ростом к декабрю 2005 года на 14,2%.

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31