02 декабря 2021 16:21

Полувагоны сошли с дистанции

ОАО «РЖД» приступило к тотальной ревизии всех полувагонов, выпущенных ОАО «Уралвагонзавод» (УВЗ) в 2004 – 2005 годах. Вагонные депо компании перешли на круглосуточный режим работы. Ремонт собственного и частного подвижного состава до 15 марта сведен к минимуму.

По информации «Гудка», прекращена эксплуатация 14 тыс. единиц остродефицитного подвижного состава. Есть вероятность, что все они изготовлены на УВЗ с нарушением технологии производства литых деталей тележек. Участившиеся случаи изломов боковых рам тележек вагонов, изготовленных на УВЗ в период с 2004 по 2005 год, привели к сходам вагонов с рельсов, потере грузов и порче колеи.

Руководство компании первоначально приняло решение провести внеплановый осмотр полувагонов парка РЖД, выпущенных на УВЗ до сентября 2005 года, – это около 10 тыс. единиц. Однако сейчас принято решение отставить от эксплуатации еще 4 тыс. полувагонов, выпущенных до конца 2005 года.

Президент компании Владимир Якунин в связи со сложившейся ситуацией обратился с письмом к главе Минпромэнерго Виктору Христенко, в котором сообщил, что заводские неисправности в полувагонах модели 12-132-03, выпущенных УВЗ в упомянутый период, стали причиной двух сходов вагонов с рельсов в 2006 году. В феврале 2007 года по той же причине произошло уже четыре схода. В прошлом году некачественные полувагоны 16,5 тыс. раз отцеплялись в текущий ремонт.

Специалисты компании пришли к выводу, что основной причиной ЧП на железных дорогах стало некачественное литье, которое УВЗ применял при изготовлении тележек грузовых полувагонов. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов настаивал на технической ревизии основных узлов полувагонов УВЗ на базе вагоноремонтных депо компании, причем за счет производителя.

Руководитель же управления по связям со СМИ «Уралвагонзавода» Борис Минеев «Гудку» заявил, что специалисты УВЗ пока точно не определили причины изломов боковых рам тележек. Тем не менее завод бесплатно производит замену тележек в случае обнаружения дефектов.

Начальник департамента вагонного хозяйства Николай Бочкарев сказал «Гудку», что половина отставленных от эксплуатации полувагонов проверена. Дефекты обнаружены в каждом десятом вагоне. Литые детали имеют излишнюю пластичность.

Николай Бочкарев отметил, что все депо компании работают в круглосуточном режиме и проверяют 500 – 600 полувагонов в сутки. В результате РЖД несут убытки, связанные с ремонтом и недополученной выгодой, исчисляемые миллионами рублей. Кроме того, проверка полувагонов УВЗ заставила компанию снизить до минимума ремонт других типов вагонов как РЖД, так и частных операторов. Тем не менее глава департамента сообщил, что до 15 марта все «подозрительные» вагоны УВЗ будут проверены и исправные вернутся на сеть.

Частные операторы восприняли эту ситуацию как форс-мажорную и заговорили об организации альтернативной сети вагоноремонтного сервиса. По словам директора компании «Сангейт» Алевтины Кирилловой, вагоны сотнями стоят в ожидании ремонта, а альтернативы вагоноремонтным депо ОАО «РЖД» в России нет. При повторении подобной ситуации компании-операторы, скорее всего, будут вынуждены обратиться в депо сопредельных государств, в частности Украины и Белоруссии.

По мнению генерального директора Агентства управленческих технологий Сергея Лопарева, форс-мажор с полувагонами УВЗ лишний раз дал понять, что контроль за производством продукции для нужд железных дорог находится на низком уровне. Причем решать эту проблему, по мнению эксперта, должно ОАО «РЖД».

Заместитель же председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Сергей Чаплинский в свою очередь отметил, что безопасность в транспортной сфере должно гарантировать государство. В частности, Генпрокуратура уже начала проверку поставок комплектующих для нужд автомобильного и авиатранспорта и, мягко говоря, удивилась количеству контрафактных и бракованных изделий.

По мнению депутата, качество продукции для РЖД должен гарантировать производитель. А производителя должно контролировать государство (подробнее об этой проблеме читайте на 6-й стр.). По информации «Гудка», вопросы качества железнодорожной продукции будут обсуждаться в Госдуме на предстоящей на этой неделе встрече руководства парламентского комитета по энергетике, транспорту и связи с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

Александр ШУГАЕВ


Что будет

5 марта, понедельник

Москву с двухдневным визитом посетит министр иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Сон Мин Сун.

В Москве в гостинице Ararat Park Hyatt состоится пресс-конференция представителей шведской компании Volvo Truck, посвященная итогам 2006 года.

На Пермском отделении Свердловской железной дороги начинает работу благотворительный поезд «Милосердие».

Комитет Совета Федерации по социальной политике проводит заседание «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы демографии и охраны здоровья детей».


6 марта, вторник

Расширенное заседание коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

На повестке дня – обсуждение основных итогов контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора за соблюдением законодательства по обеспечению безопасности на транспортном комплексе России в 2006 году и определение задач на 2007 год.

В Министерстве регионального развития Правительства РФ состоится заседание, на котором будет обсуждаться стратегия социально-экономического развития Новосибирской области.

В Москве состоится 3-я ежегодная конференция «Благотворительность в России».

Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной думы Российской Федерации проводит «круглый стол» «О законодательном обеспечении структурных преобразований в оборонно-промышленном комплексе и развития оборонных отраслей промышленности».


7 марта, среда

Как ожидается, состоится заседание совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Намечено обсудить реализацию нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса».

На пленарном заседании Госдумы планируется рассмотреть в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ, а также во втором чтении – поправки в закон «О техническом регулировании».

Также на «правительственный час» в Госдуму в этот день приглашены главы Минздравсоцразвития РФ Михаил Зурабов и руководители ряда профильных агентств для информации о ходе реализации госполитики в области обеспечения населения лекарствами.


8 марта, четверг

Международный женский день.


9 марта, пятница

На заседании кабинета министров РФ планируется рассмотреть вопросы выполнения решений в сфере регулирования внешней трудовой миграции. В частности, будут рассмотрены промежуточные итоги реализации нового миграционного законодательства и нормативных актов правительства, регулирующих использование иностранной рабочей силы.

В поселке Ванино (Хабаровский край) будут вскрыты конверты с предложениями по выбору аудитора для обязательного аудита отчетности за 2007 – 2008 годы ОАО «Порт Ванино».


11 марта, воскресенье

В 14 субъектах России – республиках Дагестан, Коми, Ставропольском крае, Вологодской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Омской, Орловской, Псковской, Самарской, Томской, Тюменской областях и Санкт-Петербурге – пройдут выборы в законодательные органы власти и органы местного самоуправления.

Проезд подорожает по гибкому графику

В текущем году ОАО «РЖД» проиндексирует тарифы на пассажирские перевозки повышенной комфортности. Индексацию тарифа на проезд в плацкартных вагонах правительство уже утвердило.

Как заявил на пресс-конференции в Новосибирске президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, в 2007 году тариф на пассажирские перевозки в купейных вагонах будет проиндексирован на 20%.

«Гудок» уже сообщал, что в регулируемом государством сегменте – перевозках в плацкартных вагонах – стоимость проезда по решению Федеральной службы по тарифам возрастет на 12%.

Глава компании напомнил, что 165 дней РЖД работают в сфере пассажирских перевозок по льготной схеме в соответствии с установленным несколько лет назад графиком гибкого тарифного регулирования. То есть пассажиры имеют возможность выбрать более дешевую поездку в зависимости от сезона. Порядок предоставления льгот сохраняется, несмотря на гибкий тарифный график.

При этом государством так и не определен порядок предоставления льгот на железнодорожный проезд для школьников и студентов. Совет директоров ОАО «РЖД» в этом году в очередной раз принял решение о сохранении этой льготы (50% платы за проезд) за счет компании. При этом компания, которая является коммерческой структурой, продолжает нести чисто социальную, то есть государственную, нагрузку, что негативно сказывается на капитализации ОАО «РЖД».

Повышению имиджа РЖД, в том числе на международном рынке, в этом году должна способствовать экологическая экспертиза компании. В ходе визита на ЗСЖД, посвященного подведению итогов коллективного договора за 2006 год (подробнее читайте на 2-й стр.), Владимир Якунин заявил о том, что ОАО «РЖД» «готовится подписать соглашение с серьезной компанией для того, чтобы провести экологическую экспертизу транспортных магистралей, в том числе идущих вдоль Байкала».

Кроме того, идут переговоры с рядом зарубежных компаний, в том числе итальянских, относительно геоинформационного зондирования Земли из космоса на предмет изучения состояния земляной призмы на основных направлениях железных дорог.

Комментируя реализацию программы экологического мониторинга РЖД, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) – Россия доктор географических наук Евгений Шварц заявил «Гудку», что консалтинговых компаний, которые могли бы стать разработчиками техзадания на проведение экологической экспертизы железных дорог, немало и сложно предположить, с какой из них «Российские железные дороги» заключат контракт. В частности, с мониторингом дорог, идущих в зоне Байкала, по его мнению, под силу справиться лишь Институту географии Сибирского отделения РАН.

По словам Евгения Шварца, у российских специалистов есть достаточный опыт в проведении подобных исследований. Однако он не стал отрицать, что возможности иностранных компаний, в том числе итальянской «Финмекканики», в части технического обеспечения такого вида мониторинга гораздо выше.

Александр ВЕТРОВ

МЭРТ написало сценарий для РЖД

В пятницу правительство в целом утвердило «Сценарные условия развития экономики на 2008 – 2010 годы», подготовленные МЭРТ. Сдерживать цены в стране доверили железнодорожникам.

Герман Греф представил два сценария развития – инерционный и базовый, но сам же призвал ориентироваться именно на последний как наиболее вероятный. Однако даже он не вполне отвечал требованиям премьера Михаила Фрадкова сохранить стабильные и высокие темпы роста экономики, которые страна имела по итогам прошлого года.

Тем не менее Герман Греф надеется на качественный прорыв во многих сферах, не связанных с сырьевыми отраслями. Прорыв будет обеспечен крупными госпроектами по созданию инфраструктуры, новых самолетов, развитием иностранных сборочных производств в автопроме, высоким спросом на энергооборудование при реформировании РАО «ЕЭС России».

Кроме того, будет пересмотрена тарифная политика. «Если с 2002 года главным критерием повышения уровня цен и тарифов на товары и услуги монополий являлось снижение инфляции, то теперь – снижение энергоемкости экономики и на этой основе модернизация и повышение эффективности всех сфер экономики, – сообщил Герман Греф. – В этой связи тарифы монополий будут расти более высокими темпами, чем это было в последние годы».

При этом в «Сценарных условиях» запланировано уверенное снижение инфляции. Руководитель МЭРТ сообщил, что связывает это с падением цены на нефть и сокращением притока валюты.

Еще одним барьером для усмирения инфляции должно стать ОАО «РЖД». Ему министр оставил в своих «Сценарных условиях» прежние показатели по верхнему инфляционному коридору (см. справку). Но в последние годы правительство никогда не выдерживало запланированного уровня роста цен и РЖД оказывались в минусе.

«Мы договорились с ОАО «РЖД», что проведем дополнительный анализ потребности компании в финансовых ресурсах, – сообщил Герман Греф. – В связи с этим, возможно, потребуется уточнить данные параметры, не создавая при этом инфляционной спирали».

Чтобы не создавать «спираль», МЭРТ гораздо выгоднее не повышать тарифы, а, к примеру, увеличить компенсации из госбюджета убытков от пассажирских перевозок. О чем сейчас с ним и ведут переговоры железнодорожники.

Елена ПОПОВА


Справка
    Базовый сценарий роста экономики на 2008 – 2010 годы предполагает, что рост экономики в 2008 – 2009 годах составит 5,9%, а в 2010 году – 6,1%.
    Уровень инфляции в 2008 году составит 6 – 7%, в 2009-м – 5,5 – 6,8%, в 2010-м – 5 – 6%. Рост тарифов на электроэнергию по сценарию должен составить в среднем 16 – 17% в 2008 году, 15 – 16% – в 2009-м и 13 – 15% – в 2010 году. Тарифы на перевозки по железной дороге – 7% в 2008 году и 6,8% в 2009 году, в 2010 году – 6,5%. Рост тарифов на газ точно не определен, но каждый год они должны увеличиваться на 25 – 27%.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31