16 января 2022 12:54

Шереметьево станет холдингом

Минтранс готовится в марте представить в правительство предложение о создании национальной аэропортовой управляющей компании на базе ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ).

Документы по проекту, подготовленные в ведомстве Игоря Левитина, находятся на согласовании в Минэкономразвития.

По словам руководителя пресс-службы Минтранса Тимура Хикматова, пока известно лишь, что управляющей компании будут переданы крупнейшие региональные аэропорты, такие как Кольцово (Екатеринбург), Толмачево (Новосибирск) и Емельяново (Красноярск).

Их основным акционером сейчас является государство. Всего же на первом этапе в холдинг войдут восемь аэропортов. Однако господин Хикматов затруднился их назвать.

По мнению эксперта из ИК «Битца-Инвест» Дениса Барабанова, в холдинг могут войти помимо вышеназванных терминалы Хабаровска, Владивостока, Якутска, Иркутска.

Идея создания единого российского аэропортового холдинга на базе Шереметьева была высказана еще в 2002 году. Проект разработала прежняя администрация МАШ во главе с генеральным директором Сергеем Беляевым.

Кандидатами на объединение рассматривались аэропорты Московского авиаузла – Домодедово и Внуково, петербургский Пулково, аэропорты Сибири и Дальнего Востока и Юга (Краснодар, Минводы, Сочи, Ростов-на-Дону).

Разработчики проекта предполагали, что управляющая компания станет держателем консолидированного межаэропортового бюджета, а также владельцем всего имущества аэропортов. Объединение подразумевало привлечение инвестиционных средств на развитие инфраструктуры.

Пять лет назад проект не прошел согласование в министерствах. Но идея создания управляющей компании в прошлом году реализовалась в новый проект. Росавиация занялась объединением региональных аэропортов.

«Аэропорты не могут выживать в одиночку, так как денег, выделяемых государством, не хватает на развитие инфраструктуры, – рассказал «Гудку» руководитель Росавиации Александр Юрчик, – поэтому их нужно укрупнять. Для этого и будет создана национальная управляющая аэропортовая компания, благодаря которой можно создать условия для честной конкуренции авиакомпаний».

«Наличие такого холдинга и консолидация активов в итоге смогут увеличить объем инвестиций. А в средствах нуждаются абсолютно все региональные аэропорты, – считает заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – Но самое главное, что государство все-таки обратило внимание на аэропорты регионального значения как на коммерческие объекты.

Раньше оно только поддерживало коммерчески неинтересные аэропорты. Теперь же ситуация изменилась. К регионам появляется интерес. Государство не может упустить контроль над коммерческими объектами. Логично выбрана для этого база крупного государственного аэропорта Шереметьево».

«Не все компании с радостью вольются в этот холдинг, – предполагает Денис Барабанов из ИК «Битца-Инвест», – вряд ли частным акционерам региональных аэропортов (например, господину Вексельбергу, группа «Ренова»), владеющим активами в Кольцове, понравится такое слияние».

Но, как считает Агван Микаелян, скорее всего интересы акционеров будут учтены, так как государству не интересно их «обижать».

Светлана КОМАГОРОВА

Ничего сложнее резиновых ковриков

Руководство японского автомобильного концерна Toyota намерено создать в России производство комплектующих. Оно будет обеспечивать ими сборочный завод, строящийся в петербургской промышленной зоне Шушары.

Toyota уже проинформировала о своих планах главу Мин­промэнерго Виктора Христенко, рассказали в пресс-службе ведомства.

Министр со своей стороны заявил, что строительство автомобильного завода в Петербурге не останется без внимания российских производителей комплектующих и материалов. «Им важно понимать объемы, которые будут требоваться новому производству. От этого зависит оценка эффективности производства комплектующих», – подчеркнул он.

Виктор Христенко добавил, что правительство стимулирует российских производителей автокомпонентов к работе с продукцией высокого качества.

В представительстве Toyota отказались сообщить объемы предстоящей локализации компонентов для автомобилей и рассказать о возможности сотрудничества с российскими производителями. Однако эксперты рынка уверены, что у отечественной промышленности весьма ограниченны возможности по взаимодействию с японским автогигантом.

«Для российских производителей комплектующих проблематично стать поставщиками Toyota. Концерн предъявляет повышенные требования к качеству», – уверен аналитик компании «Центр Инвест» Максим Иванов. Он привел в пример опыт сотрудничества завода Ford под Санкт-Петербургом с местными производителями: от них принимают только стекла, стеклоочистители и резиновые коврики.

При этом Максим Иванов считает, что в ближайшие
2 – 3 года отрасль автокомпонентов будет развиваться. Но не за счет российских производителей, а из-за прихода на рынок иностранных компаний, которые могут создавать в нашей стране совместные предприятия. «СП могут создаваться как с профильными российскими компаниями, так и, например, с нефтехимическими, которые заинтересованы в использовании своего сырья», – отметил аналитик.

Наладить сотрудничество с Toyota без участия в совместных предприятиях смогут производители пластиковых и резинотехнических компонентов, заявил аналитик Rye, Man & Gor Securities Евгений Линчик. В России не развито отдельное производство сложных комплектующих – им занимаются исключительно машиностроительные заводы. Эксперт не уверен, пойдет ли Toyota на кооперацию с ними.

Сотрудничество с Toyota будет интересно для металлургических компаний, которые могут предложить заводу в Санкт-Петербурге поставки стального листа, полагает Евгений Линчик.Однако такое сотрудничество во многом будет зависеть от объемов заказов. По мнению аналитика, производители могут обеспечить локализацию производства на 30% за счет выпуска элементов салона. Toyota может самостоятельно организовать в России производство коробок передач и электротехнического оборудования. «Двигатели японцы, скорее всего, будут завозить в Россию», – отметил Евгений Линчик. Toyota планирует приступить к производству модели Camry в Санкт-Петербурге 24 декабря текущего года.

В марте на заводе начинается монтаж оборудования. На первом этапе мощность завода составит 50 тыс. автомобилей в год, затем Toyota расширит производство до 200 тыс. машин.

Глава представительства в СНГ производителя топливных систем и амортизаторов Tenneco Automotive Дмитрий Осипов уверен, что организация западными компаниями производства автокомпонентов в России позволит наращивать объемы и отечественным производителям.

С одной стороны, из-за этого обострится конкуренция на рынке, но с другой – она позволит снижать себестоимость компонентов, сделать их доступными для отечественного автопрома, подчеркнул эксперт.

Пока же в России нет опыта производства широкой линейки комплектующих или разной модификации одного и того же компонента. Но именно это требуется для западных автомобильных компаний.

Примером для Toyota может служить завод Renault «Автофрамос», который добился значительных успехов в локализации и не собирается останавливаться на достигнутом. Как заявил на этой неделе глава представительства Renault в России Жан-Мишель Жалинье, уровень локализации модели Logan сегодня достигает 50%, при этом 30% комплектующих закупается у российских поставщиков. К 2009 году Renault планирует довести локализацию до 70%, при этом до 50% комплектующих закупать в России.

Денис ВИКСНЕ

Несоблюдение государственных стандартов – уголовное преступление

Сергей Чаплинский, заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи:

– Последние полтора-два года РЖД испытывают большие проблемы из-за постоянно снижающегося качества продукции, поставляемой отечественными предприятиями. Для стратегически важного вида транспорта поставляются некачественные вагоны, локомотивы, рельсы и прочее.

Это приводит к тому, что на дорогах происходят различные ЧП, которые, на первый взгляд, можно отнести к браку в работе самих железнодорожников. Однако, как это уже неоднократно подтверждалось, виновными в авариях и крушениях нередко оказываются заводы-производители.

По моему глубокому убеждению, руководство ОАО «РЖД» приняло совершенно правильное решение, направив в правительство предложения по усилению государственного контроля за производимой для железных дорог продукцией.

Вся проблема, с моей точки зрения, состоит в том, что государство посчитало свою работу по контролю качества продукции для железнодорожного транспорта выполненной, когда приняло стандарты и сертификационные параметры. Однако предприятия не всегда выполняют эти требования.

По сути, несоблюдение государственных стандартов – уголовное преступление. Но создается впечатление, что государство устранилось от контроля за соблюдением собственных же нормативов. Тем не менее оно не забывает ежегодно повышать требования к самим РЖД, касающиеся увеличения грузо- и пассажирооборота.

По сути, является парадоксом то, что руководство государственной компании ОАО «Российские железные дороги» вынуждено напоминать правительству о том, что оно должно делать. Я уверен в том, что правительство обязано принять либо программу, либо список мероприятий и активизировать работу надзорных органов.

В нынешнем году РЖД пошли на беспрецедентный шаг, добившись от Новочеркасского электровозостроительного завода отзыва всех выпущенных им с нарушением технологии локомотивов ЭП10. Но РЖД в одиночку не смогут, да и не обязаны контролировать заводы. Ключевая роль в обеспечении безопасности железнодорожной системы страны отведена именно правительству. С достаточной долей уверенности могу предположить, что наш комитет вместе с ОАО «РЖД» постарается сдвинуть решение этой проблемы с мертвой точки.

Терминал уводит нефть из зоны риска

Компания ОАО «ЛУКОЙЛ» намерена построить четвертую очередь нефтеналивного терминала в морском порту Высоцк (Ленинградская обл.).

«Мы рассматриваем четвертую очередь распределительного перевалочного комплекса «РПК – Высоцк «ЛУКОЙЛ II» как технологическую цепочку доставки ярегской тяжелой нефти для заводов в Западной Европе, – заявил президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов во время подписания соглашения о сотрудничестве с правительством Ленинградской области. – Эту цепочку компания строит, начиная от добычи, подготовки нефти, первичной переработки в Ухте, доставки в Высоцк и отправки на наш завод в Западную Европу. Надеюсь, в недалеком будущем он будет приобретен».

Как сообщает пресс-служба областного правительства, стороны договорились и о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры на ближних подходах к распределительному перевалочному комплексу «РПК – Высоцк «ЛУКОЙЛ II».

Срок начала реализации этого проекта пока не определен.

По предварительным оценкам, стоимость строительства четвертой очереди терминала составит около $150 млн.

Ранее господин Алекперов отметил: «Мы подписали соглашение с РЖД. Я благодарен президенту компании Владимиру Якунину за то, что все наши соглашения по наращиванию мощности порта Высоцк до 12 млн тонн в год выполняются. В настоящее время соглашение действует на 7 млн тонн. Считаем, что в течение года мы проект реализуем и терминал будет переваливать 12 млн тонн».

По словам аналитика Центра макроэкономического анализа Дмитрия Белоусова, «диверсификация экспортных маршрутов транспортировки нефти делает актуальным их расширение за счет морских перевозок.

В ситуации, когда отношения с Украиной и Белоруссией превращают инфраструктуру в зону рисков, схема доставки нефти с месторождений Коми морем в Европу из Высоцка выглядит оправданной.

Мы попали в «вилку», созданную нашими партнерами искусственно. С одной стороны, на «трубах» сидят «условно дружественные» правительства, занимающиеся энергетическим шантажом. С другой – их шантаж оценивается потребителями в Европе как наша неспособность обеспечить регулярное снабжение энергоносителями.

Не остается ничего другого, как срочно создавать инфраструктуру, которая обходит страны-транзитеры. Реноме надежного поставщика в долгосрочной перспективе стоит дороже, чем проблемы с частичной переориентацией».

В то же время, отмечает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин, успех транспортного проекта в порту Высоцк во многом зависит от того, насколько «ЛУКОЙЛ» преуспеет в приобретении активов на Западе.

«Европейские страны с очень большой неохотой продают нефтеперерабатывающие и сбытовые активы российским компаниям», – отметил он.

«ЛУКОЙЛ» рассматривает несколько вариантов приобретения НПЗ в Европе. Среди них НПЗ Kuwait Petroleum в Роттердаме и покупка доли ConocoPhillips в Ceska Rafinerska.

Вагит Алекперов ранее заявил: «Сейчас остальные акционеры – Shell, Agip и PKN Orlen – рассматривают это предложение, у них есть преимущественное право выкупа. Если они им не воспользуются, то мы войдем в акционерный капитал чешских нефтеперерабатывающих заводов».

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА


Справка «Гудка»
    Терминал Высоцк расположен на северо-западе России на Балтийском море.

    Строительство терминала было начато в июне 2002 года с целью расширения мощностей по экспорту нефти и нефтепродуктов и сокращения транспортных расходов. В июне 2004 года была введена в эксплуатацию первая очередь терминала мощностью 4,7 млн т/год нефти и нефте­продуктов.

    В 2005 году была построена и введена в эксплуатацию вторая очередь и начались работы по организации строительства третьей.

    Проектная мощность терминала после введения в эксплуатацию третьей очереди (июль 2006 года) рассчитана на 14,9 млн т/год. Благодаря завершению дноуглубительных работ в 2005 году терминал способен принимать суда дедвейтом до 80 тыс. тонн.

    Терминал позволяет отгружать нефть, мазут, вакуумный газойль и дизельное топливо. Нефть и нефтепродукты поставляются на терминал по железной дороге.

    Ввод в эксплуатацию терминала позволил НК «ЛУКОЙЛ» экспортировать нефтепродукты в Западную Европу, США и Юго-Восточную Азию.

    Сообщение о проведении внеочередного Общего собрания акционеров

    Открытого акционерного общества «ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ Московский завод нетканых материалов» (ОАО «Монтем»)

    Полное фирменное наименование Общества: Открытое акционерное общество «ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ Московский завод нетканых материалов».

    Место нахождения Общества: 115114, Российская Федерация, г. Москва, Летниковская ул., д. 6а.

    Уважаемые акционеры!

    Совет директоров ОАО «Монтем» сообщает о созыве внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Монтем» в форме совместного присутствия акционеров.

    Проведение внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Монтем» назначено на 05 апреля 2007 года в 18 час. 00 мин. по московскому времени
    по адресу: Россия, г. Москва, Летниковская ул., д.10, стр.2, конференц-зал.

    Регистрация лиц, участвующих во внеочередном Общем собрании акционеров ОАО «Монтем», начинается в 17 час. 00 мин. по московскому времени.

    Список лиц, имеющих право на участие во внеочередном Общем собрании акционеров ОАО «Монтем», составлен на 28 февраля
    2007 г.

    Акционеры – физические лица должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Представители акционеров должны, кроме этого, иметь доверенность, заверенную в установленном законом порядке. Представители юридического лица, имеющие право действовать без доверенности, должны иметь при себе оригиналы (или нотариальные копии) устава юридического лица и протокол о назначении (об избрании).

    В повестку дня внеочередного Общего собрания акционеров ОАО «Монтем» включены следующие вопросы:

    1. Внесение изменений в Устав ОАО «Монтем» (в части объявленных акций).

    2. Об увеличении уставного капитала ОАО «Монтем» путем закрытой подписки акций, размещаемых пропорционально среди всех акционеров.

    3. Об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

    Ознакомиться с материалами для подготовки к внеочередному Общему собранию акционеров ОАО «Монтем» акционеры могут по рабочим дням с 06 марта 2007 г. по 04 апреля 2007 г. с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. по московскому времени по адресу: г.Москва, ул. Летниковская, д. 6а. Материалы будут доступны также и на Общем собрании.

    Справки по телефону: 8 (916) 925-90-77 (с 10 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. по московскому времени в рабочие дни).

    С уважением,
    Совет директоров ОАО «Монтем»

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
    31