17 января 2022 00:45

Оборотная сторона игры без правил

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) к 1 июля 2007 года намерена повысить штрафы за недобросовестную конкуренцию.

Вчера об этом сообщил глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. По его словам, новые поправки в Кодекс РФ об административных нарушениях, которые заменят действующую норму в законе «О защите конкуренции», станут серьезным рычагом влияния на крупный бизнес.

«Наказание в виде штрафа в 500 тыс. руб. для нефтяных, газовых и других монополий – это не критические суммы, – признался Игорь Артемьев. – И без «оборотных» штрафов, например в случае очередного бензинового кризиса, мы опять не сможем грамотно повлиять на ситуацию».

Поправки предполагают взимание штрафов за нарушение закона о конкуренции в размере от 1 до 15% от оборота компании. По подсчетам экспертов ФАС, теперь штрафы будут исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей.

«Важно понять, что в многопрофильных компаниях будет учитываться только оборот в той сфере деятельности, в которой компания нарушит закон, – говорит начальник аналитического управления ФАС России Алексей Сушкевич. – Скажем, если компания добывает и транспортирует газ, а закон нарушила в сфере добычи, штраф коснется только доходов от этого вида деятельности. Поправки пройдут еще два думских чтения, и мы рассчитываем, что к 1 июля они заработают».

Впрочем, в ФАС заранее готовы к негативной реакции крупного бизнеса.

«Все зависит от правоприменительной практики нововведения, – говорит эксперт инвесткомпании «Финам» Игорь Ермаченков. – Нефтяному лобби вполне по силам максимально ее усложнить, ведь «оборотные» штрафы значительно увеличат затраты компаний на юристов и бесконечные арбитражные процессы и штрафной «укол» может быть вполне ощутимым. Интересно, какие компании станут первыми объектами новой политики антимонопольщиков и сможет ли ФАС влиять на аппетиты госкомпаний».

Как признались «Гудку» в ОАО «Газпром нефть», увеличение штрафа действительно может отразиться на бюджете компании. В то же время они готовы «искать общий язык с государственными органами в этом вопросе, находить возможные компромиссы».

Однако, по мнению директора экспертно-аналитического департамента Российского союза промышленников и предпринимателей Олега Фомичева, наибольшее влияние новые штрафы окажут на средний бизнес, где идет более жесткая конкуренция и антимонопольное законодательство нарушается чаще.

Дарья СОРОКИНА

«Японец» с русским акцентом

Вчера «Северсталь-авто» и японская компания Isuzu Motors подписали протокол о создании в России совместного предприятия по производству грузовиков.

Документ был подписан в Токио в рамках Второго российско-японского инвестиционного форума. Глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко пояснил, что соглашение о создании СП направлено на реализацию программы развития российского автопрома. Это касается не только пассажирского, но и коммерческого транспорта. Предприятие начнет работу уже в 2007 году. Первые автомобили, созданные здесь, должны выйти на рынок в 2008 году. Производительность завода составит более 25 тыс. грузовиков грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн в год.

Соб. инф.

Кольцевая досрочно

Строительство Кольцевой автодороги (КАД) в Санкт-Петербурге может быть завершено на три года раньше запланированного срока.

Об этом вчера заявил генеральный директор Федерального государственного учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода» (ФГУ «ДСТО») Борис Мурашов.

«В ближайшее время будет объявлен конкурс на строительство участка КАД от станции Бронка до Таллинского шоссе. Завершить работы по проекту планировалось в 2012 году, но при объемах сегодняшнего финансирования это можно будет сделать до 2009 года», – заявил Борис Мурашов.

По его словам, в 2006 году строители КАД освоили 17,1 млрд руб. из федерального бюджета и 536,1 млн руб. средств займа Европейского банка реконструкции и развития. Стоимость всего проекта Борис Мурашов оценил «в 128 млрд руб. в ценах 2007 года».

Между тем заказчики отмечают несовершенство схемы перечисления средств на строительство КАД. Из-за того что финансирование традиционно начинается со второго квартала, 4 – 5 месяцев ежегодно выпадают из работы строителей. Таким образом, из шести лет реализации проекта 1,5 года пропало даром.

Вчера же в МЭРТ были вскрыты конверты с заявками, поданными на открытый конкурс по строительству другой дороги в Санкт-Петербурге – Западного скоростного диаметра. Интерес к заключению концессионного соглашения на проектирование, строительство и эксплуатацию дороги проявили 5 компаний: «БУИГ Траво Пюблик» (Франция), ООО «Лиферас-Фальт» (Австрия), ООО «ЗСД – Невский меридиан» (Санкт-Петербург), ООО «Винцида групо де Инверсионес (Испания) и «Санкт-Петербургская скоростная магистраль Б.В.» (зарегистрирована в Нидерландах). Итоги конкурса будут объявлены 16 марта.

Татьяна ОВЧАРОВА

Милосердие дальнего следования

Создатели «поликлиник на колесах» – передвижных консультативно-диагностических центров «Здоровье», «Хирург Николай Пирогов» и «Терапевт Матвей Мудров» – стали лауреатами премии Правительства РФ 2006 года в области науки и техники.

«Я хотел бы поздравить с высокой наградой всех своих соратников, и в первую очередь, конечно, руководителя проекта – вице-президента ОАО «РЖД» доктора медицинских наук Олега Атькова, – сказал «Гудку» директор Центральной поликлиники ОАО «РЖД» Владимир Ни. – В работе активно участвовали главный специалист по информационным технологиям департамента здравоохранения РЖД Валерий Столяр, начальник отдела ПКБ пассажирского хозяйства Вячеслав Шабанов, заместитель директора Воронежского вагоноремонтного завода им. Тельмана Валерий Попов, начальник отдела дирекции по ремонту пассажирского подвижного состава «Вагонреммаш» Александр Носков. В числе лауреатов также главный инженер Западно-Сибирской железной дороги Аркадий Андреев; бессменный начальник поезда «Здоровье», заведующий диагностическим центром дорожной клинической больницы на станции Новосибирск-Главный Владимир Елисеенко; доктор медицинских наук, профессор НИИ терапии Сибирского отделения РАМН Нина Куделькина».

Три передвижных консультативно-диагностических центра (ПКДЦ) – поезда «Здоровье», «Хирург Николай Пирогов» и «Терапевт Матвей Мудров» работают на железных дорогах России и Казахстана, для которых характерны большая протяженность перегонов и относительно малое количество жителей в населенных пунктах. Основные места пребывания передвижных поликлиник – отдаленные станции, где медики компании обслуживают не только железнодорожников и членов их семей, но и все территориальное население. Передвижные телемедицинские комплексы позволяют врачам в режиме реального времени проводить консультации со своими коллегами из крупнейших медицинских центров страны по поводу того или иного пациента.

«В этом году мы предполагаем отправить на ремонт и дооснащение поезд «Здоровье», после чего ему тоже будет присвоено имя выдающегося медика или государственного деятеля, – отметил Владимир Ни. – Параллельно с этим продолжим работу по реализации абсолютно нового проекта создания медицинских вагонов для спасательных работ при ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте – по типу военно-санитарных поездов времен Великой Отечественной войны. В них будут оборудованы предоперационные, операционные и реабилитационные палаты, а также небольшие коечные отсеки».

По словам Олега Атькова, в будущем подобных поездов здоровья будет больше, а курсировать, как планируется, они будут не только по России, но и по территории стран СНГ. «Мы предлагаем местным властям использовать их на паритетных началах. Это уникальный случай, когда ведомственная медицина предлагает реальный вариант решения государственной задачи по оздоровлению нации», – сказал «Гудку» Олег Атьков.

В октябре прошлого года во время заседания президиума Госсовета в Кургане поезд «Хирург Николай Пирогов» с мобильным телемедицинским комплексом осмотрели президент РФ Владимир Путин и члены правительства страны. А на совещании руководителей здравоохранения железнодорожных администраций стран СНГ в Минске поезд был продемонстрирован специалистам с Украины, из Белоруссии, Молдавии, стран Азии и Закавказья. «Нашим проектом интересуются медицинские круги Венесуэлы, Китая, Индии, ЮАР – тех стран, в которых либо большие территории, либо труднодоступная медицина», – отметил вице-президент.

Андрей ИВАХНОВ


Официально

Доводим до сведения работников железнодорожного транспорта, ветеранов-железнодорожников и пользователей железнодорожного транспорта, что личный прием граждан будет осуществляться вице-президентами и членами правления ОАО «РЖД» в марте 2007 года в соответствии с графиком.

График личного приема граждан
вице-президентами и членами правления
ОАО «Российские железные дороги»
на март 2007 года

МОРОЗОВ В.Н.: 29
АНДРЕЕВ Ф.Б.: 1
ЛАПИДУС Б.М.: 15
АКУЛОВ М.П.: 15
АТЬКОВ О.Ю.: 30
ГАПАНОВИЧ В.А.: 14
КОЗЫРЕВ С.В.: 19
КОРНИЛОВ Г.В.: 1
ПОПОВ В.А.: 22
ВОРОБЬЕВ В.Б.: 14
ГНЕДКОВА О.Э.: 15
КОБЗЕВ С.А.: 22

Запись производится в приемной ОАО «РЖД» с 09.00 до 18.00 по адресу: Москва, ул.Новая Басманная, д. 2.


Новое межпартийное единство

Впервые в истории российского парламентаризма политические силы разной идеологии взяли на себя обязательства вырабатывать единую стратегию по внешнеполитическим проблемам.

Вчера представители партий, имеющих фракции в Госдуме («Единой России», «Справедливой России», ЛДПР, КПРФ и «Народной воли»), подписали заявление о создании «Межпартийного совещания по внешней политике».

По замыслу авторов проекта, совещание станет дополнительным механизмом выработки единой стратегии по внешней политике: там во взаимодействии с Федеральным собранием и исполнительной властью будут генерироваться новые подходы и решения.

«Демократы и республиканцы в США насмерть спорят по вопросам внутренней политики, но, выезжая за рубеж, практически всегда единым фронтом отстаивают интересы Штатов, – сказала корреспонденту «Гудка» заместитель главы комитета по международным делам Госдумы Наталья Нарочницкая. – Так должно быть и у нас. А сор из избы выносить нечего».

По словам представительницы фракции «Справедливая Россия», совещание было создано не по чьей-то указке, не было индивидуальной инициативой «Единой России» или какой-то другой партии. «Представители всех парламентских партий последние полгода говорили о его необходимости», – уточнила Наталья Нарочницкая.

По нескольким направлениям подписанты уже нашли консенсус. Они выступают против «любых попыток вмешательства во внутреннюю политику России внешних сил и их претензий на роль верховного арбитра».

Также партии намерены добиваться решения проблем непризнанных государств на территории бывшего СССР, вести линию на дальнейшую интеграцию СНГ. Все участники согласились выступать против любых попыток дискредитировать и изолировать РФ, отстаивать интересы наших граждан и русскоязычного населения за пределами России.

Константин Косачев отметил, что совещание открыто для всех партий, желающих в нем участвовать. В частности, приглашения разосланы СПС, партии «Яблоко», Аграрной партии и другим политическим силам, не представленным в Госдуме.

Первое заседание совещания намечено на ближайший понедельник. Предполагается рассмотреть ситуацию в Косове и российско-белорусские отношения.

Елена ПЕСТРУХИНА

ТКБ вышел на простор

Приватизация ОАО «ТрансКредитБанк» (ТКБ) позволяет ему выйти на биржу, провести IPO и привлечь с рынка крупные ресурсы для собственного развития.

Как сообщил вчера на пресс-конференции президент ТКБ Сергей Пушкин, передача 75% акций банка из госсобственности в уставный капитал ОАО «РЖД» открывает перед банком большие перспективы. При этом у РЖД нет цели бесконечно оставаться крупнейшим акционером ТКБ, и к 2009 году у железнодорожников может остаться лишь блокирующий пакет. Уменьшение пакета будет осуществляться путем новых эмиссий, в том числе и путем публичного размещения акций. Первая эмиссия пройдет уже в 2007 году, но ее выкупят дочерние предприятия РЖД. В 2009 году возможно и проведение полноценного IPO. Предварительно руководство ТКБ считает, что будет размещено 20 – 30% акционерного капитала. Так как капитализация к этому сроку достигнет $2 – 2,5 млрд, то за этот пакет возможно будет выручить $500 – 700 млн».

Сергей ПЛЕТНЕВ

В единстве – деньги

Центробанк рекомендовал всем рейтинговым агентствам России (РА) консолидироваться с целью выработки единых стандартов оценки рисков компаний.

В прошлом году 11 российских банков получили рейтинги, потратив на это сотни миллионов долларов. И почти все эти деньги достались трем агентствам: Moody’s, Fitch Ratings и Standard & Poor’s. Получение рейтинга стоит $15 – $60 млн.

Российские власти такая ситуация не устраивает. Во вторник на конференции заместитель председателя ЦБ Константин Корищенко заметил, что нашим рейтинговым агентствам, конечно, пока еще далеко до международных, но и у них есть своя ниша. Чиновник высказал мнение, что уровневые рейтинги, которые дают иностранные агентства, означают достаточно грубую оценку компании. По мнению зампреда ЦБ, рынку нужна в том числе и детализированная оценка бизнесов. Но иностранцы от этой работы дистанцируются, а российские агентства не имеют общего представления и единой методики подготовки таких оценок. Поэтому рейтинги довольно часто отзываются из-за несостоятельности: например, по причине «неожиданного» банкротства рейтингуемой компании. Особенно это актуально в случае с банковской сферой. И тогда агентства дипломатично говорят не об отзыве рейтинга, а о его приостановке.

Так что сейчас задача агентств – создать единую рейтинговую шкалу и тем самым защитить себя в конкуренции с международными агентствами. В каждой стране существует такая шкала, и обычно она ориентирована на международную оценку деятельности компании.

Создание единой методики оценок рисков самым благоприятным образом повлияет на деятельность российских компаний, отметил Константин Корищенко. «Повышение рейтинга и точность оценки рисков снижает спрэд (разницу между покупкой и продажей ценных бумаг), следовательно удешевляется финансирование эмитента, соответственно снижаются издержки для компаний», – заметил зампред Центробанка.

Попытки каждого агентства самостоятельно оценивать риски Центробанку видятся не самыми продуктивными. «Имеет смысл скооперироваться и выступить в форме если не саморегулируемой организации, то какой-либо профессиональной ассоциации», – предположил Константин Корищенко.

Однако, по мнению эксперта ИК «БрокерКредитСервис» Дениса Мухина, «трудно представить, как воплотить эту идею технически».

Галина БОЧАРОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31