09 марта 2021 01:30

Мечты, ставшие явью

Карьере управленца Владимир Вагин предпочёл кабину локомотива

В детстве ему часто снились сны о паровозах. Наверное, потому что и в реальной жизни он успел в них влюбиться.
– Да мне такие сны и сейчас снятся, – признаётся Владимир Вагин. – Я ведь на локомотивах проработал 41 год.

Вот уже 16 лет как ветеран труда, кавалер ордена «Знак Почёта», почётный железнодорожник, бывший локомотивщик депо Рузаевка Владимир Андреевич Вагин находится на заслуженном отдыхе. Но, несмотря на то что его возраст приближается к восьмидесяти, связь с родным коллективом не теряет, интересуется всеми событиями в депо, регулярно наведывается туда. Вся его жизнь прошла, можно сказать, в радиусе этого предприятия. Он даже родился в посёлке, который находился недалеко от Рузаевки.
– Наш посёлок стоял на небольшой возвышенности, – вспоминает Владимир Андреевич. – Откуда было хорошо видно, как паровозы, тянувшие за собой длинный состав, пыхтя, выпуская большие клубы дыма, преодолевали затяжной подъём. Мне казалось, что человек, сидящий в кабине, наделён необыкновенными качествами. Да и кто ещё мог управлять такой махиной! И, конечно, я представлял себя на его месте.

Ещё в школе Владимир решил, что будет машинистом паровоза. Эта цель стала для него маяком, не позволяющим сбиться с намеченного курса. Все силы он бросил на учёбу в школе, затем поступил в Пензенский железнодорожный техникум на специальность «Паровозное хозяйство». Диплом защитил с отличием и в 1956 году был направлен в Рузаевское паровозное депо помощником машиниста. Это предприятие уже тогда имело богатые традиции, поскольку основано было в далеком 1896 году и находилось на одном из главных направлений Транссибирской магистрали.

Вагин до сих пор помнит охватившее его ликование, когда впервые поднялся в кабину паровоза, чтобы выйти теперь в уже не учебный рейс. Но долго поработать не удалось. Той же осенью его призвали в ряды Советской Армии.

После демобилизации Владимир вернулся в родной коллектив. Год проработал техником в техотделе депо, где успел показать себя высокопрофессиональным человеком. И мог бы сделать неплохую карьеру управленца, но... попросил перевести его на паровоз. Ему пошли навстречу. Видели, как влекут его эти могучие машины.
– Но для освоения профессии машиниста одной любви к технике всё-таки недостаточно, – замечает Владимир Андреевич. – Ни в одной инструкции не прописано, как правильно забросить уголь в топку, как подкачать воду, как вести паровоз в метель… Нужно впитывать знания и навыки как более опытных машинистов, так и самому практиковаться.

С наставником ему повезло. Машиниста-инструктора Николая Степановича Сырова он и сегодня вспоминает с теплотой и благодарностью. Открытый, увлечённый, он умел простым человеческим языком рассказать о самых замысловатых вещах. А ещё внушить уверенность в свои силы подопечным.
– После его занятий, – говорит Вагин, – появлялось чувство, что тебе любые задачи по плечу. Ты всё сможешь понять, решить.

Впоследствии Сыров первым в Мордовии получил звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР», был награждён орденом «Знак Почёта».

В годы электрификации железной дороги Вагин одним из первых сел за контроллер электровоза. Сначала, конечно же, помощником машиниста, а в 1963 году стал машинистом. Новую машину освоил быстро, понял и оценил её преимущества.
– Но, – признаётся он, – чего-то всё-таки не хватало.

Многим машинистам очень сложно давался переход от осязаемых воды и пара на паровозе к невидимому течению тока в проводах и электродвигателях новых локомотивов. И Вагин был не исключением. Психологически ему оказалось сложно ещё и потому, что на паровозе работали три человека, а это как полная семья. А вот в кабине электровоза – только двое... Поначалу было чувство, что потерял одного товарища. Словом, он на всю жизнь остался верен своей первой любви к паровозу.

Но время диктует свои условия, которые необходимо принимать, постепенно Владимир вырос в классного машиниста электровоза. А в 1976 году Вагину предложили возглавить колонну, стать машинистом-инструктором. Теперь он уже отвечал не только за себя, но и за целый коллектив.
– В общении с молодёжью нужно использовать не только технические знания, но и быть тонким психологом, – делится Вагин. – А иногда надо просто выслушать человека, дать ему житейский совет.

Не было, наверное, и дня, чтобы Вагин не вспомнил своего наставника Сырова, не задумался: а как поступил бы Николай Степанович в той или иной ситуации? Очевидно, что связь поколений, передача опыта и знаний и является той основой, без которой профессия машиниста невозможна.
– Профессия машиниста, – говорит Владимир Вагин, – делает человека выдержанным, сильным, очень ответственным, дисциплинированным. Работа на транспорте не терпит безалаберности. Я всегда требовал от членов своей колонны строгого исполнения всех инструкций и бережного отношения друг к другу. Ведь локомотивная бригада – это экипаж машины, почти боевой, управлять которой может только сплочённый коллектив.

В должности машиниста-инструктора Владимир Андреевич Вагин проработал 23 года, вплоть до ухода на пенсию в 1997 году. Но он продолжает участвовать в жизни родного предприятия. Входит в состав Совета ветеранов депо, является общественным инспектором по безопасности движения, всегда присутствует на Дне безопасности в депо.

Вячеслав Иванов
Рузаевка
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31