26 февраля 2021 19:19

Трудно предсказать

В ближней перспективе хорошие показатели погрузки покажут уголь и минеральные удобрения

По данным департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД», с начала года по состоянию на 10 октября общая погрузка по сети железных дорог достигла более 957,3 млн тонн (96,8% к соответствующему периоду прошлого года). Упали показатели грузов всех трёх классов. Эксперты уверенно прогнозируют положительную динамику погрузки лишь у тех номенклатур, которые и сейчас её демонстрируют.  
Высокодоходных грузов, по информации департамента, за указанный период погружено 302,3 млн тонн (95,7%), среднедоходных – 99,6 млн тонн (92,2%), низкодоходных – 546,7 млн тонн (98,2%). Рост погрузки наблюдается только у грузов в контейнерах (16,3 млн тонн, или 100,8% к аналогичному периоду прошлого года), химических и минеральных удобрений (35,9 млн тонн, или 102,4%), каменного угля (236 млн тонн, или 100,6%), а также у железной и марганцевой руды (85,8 млн тонн, или 101,1%). При этом наименьшие показатели в том числе у зерна (9,1 млн тонн, или 66,1%), продуктов перемола (1,6 млн тонн, или 81,5%), цветных металлов и их лома (2,4 млн тонн, или 90,9%), химикатов (20,4 млн тонн, или 93,2%). Погрузка одних из наиболее массовых в структуре перевозок грузов – нефти и нефтепродуктов, чёрных металлов и строительных грузов – также отстаёт от прошлогодней, составляя 97%, 94,4% и 95% соответственно.

По словам заместителя начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергея Старых, тенденция сокращения доли высокодоходных грузов в общей структуре перевозок железнодорожным транспортом существует уже несколько лет и связана она с несколькими факторами.
«Во-первых, мы очень сильно зависим от мировой экономической конъюнктуры, то есть от спроса на товары российского экспорта. А это прежде всего сырьевые товары, которые в основном относятся к менее доходным грузам, например уголь, – объяснил он. – Вторая причина: если в предыдущие годы у нас был стабильный поток нефтяных грузов направлением на Китай, то сейчас с запуском на этом участке трубопроводной транспортной системы происходит перекачка по трубе. Этот груз ушёл, что в большой степени повлияло на структуру».

Другой фактор, по мнению Сергея Старых, неравные конкурентные условия работы с автомобильным транспортом, которые приводят к динамичному росту грузооборота на нём и к менее динамичному – на железнодорожном. В первую очередь, говорит он, это связано с тем, что автомобилисты увеличивают дальность перевозок, таким образом постепенно осваивая традиционный для железнодорожников сегмент.

По словам эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александра Слободяника, низкие показатели по погрузке зерна обусловлены прежде всего низким урожаем прошлого года: официальный итог валового сбора зерновых и зернобобовых культур, по данным Росстата, в 2012 году составил 70,9 млн тонн, что на 24,7% меньше, чем в 2011-м. А снижение объёмов перевозки металлов эксперт связывает с ухудшением конъюнктуры на мировом рынке, «которое проявляется в снижении экспортных цен на продукцию».
«В ближайшее время положительную динамику по погрузке будет показывать уголь в связи с сезонностью перевозок и зимним завозом, – говорит Александр Слободяник. – Её сохранят и рудные грузы, а также минеральные и химические удобрения. Возможно небольшое улучшение ситуации с перевозками лесных грузов, что связано с окончанием периода речной навигации (на 10 октября их погрузка составила 97% к прошлому году. – Ред.). Кроме того, грузоотправители сейчас увеличивают объёмы контейнерных отправок. Во многом потому, что перевозка грузов в контейнерах позволяет с минимальными технологическими и экономическими потерями осуществлять мультимодальную перевозку. Также грузоотправитель имеет право выбора: отправить отдельный контейнер на платформе или в составе ускоренного контейнерного поезда. Отправление этих поездов позволяет существенно снизить время доставки груза, повышать качество услуг, оказываемых клиенту, и вести прямую конкуренцию с автомобильным транспортом на равных условиях».

А вот прогнозировать погрузку зерна, даже несмотря на оптимистичную оценку урожая 2013 года Минсельхозом (90 млн тонн), по мнению первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, сложнее.
«В зерновых культурах просто гигантское число показателей, согласно которым формируется класс зерна. И спрос может быть только на определённую зерновую партию, на ограниченный объём, который и перемещают железнодорожной грузоперевозкой. Тем временем на элеваторах и в хранилищах могут лежать нереализуемые объёмы зерна, которые некуда пристроить и некому продать, так как их показатели не соответствуют нормам», – объясняет эксперт.

Впрочем, в той же степени, по словам Ивана Андриевского, следует относиться и к металлическим конструкциям, химикатам, цветным металлам, так как показатели их рентабельности и реализации на рынке на текущий момент могут быть ниже, чем у других товаров.
«К тому же сейчас коммерческим структурам, в особенности малому и среднему бизнесу, намного легче уйти к тягачам на дорожно-транспортные магистрали. Ведь в этом случае грузоперевозка возможна и в те пункты назначения, где выгрузка железнодорожной поставки отсутствует. Вполне вероятно, что сегодня мы наблюдаем количественный спад из-за перестройки рынка, который становится более мобильным. Требования и скорость перевозок возрастают. А железная дорога не обладает такой мобильностью и скоростью в тех местах, где есть альтернативные маршруты», – заключил эксперт.

Между тем на недавно прошедшем оперативном совещании ОАО «РЖД» топ-менеджмент компании констатировал, что сокращение погрузки строительных грузов на сети (на 10 октября – 95%) по-прежнему связано с повышенными ставками собственников на предоставление порожних полувагонов и их слабой заинтересованностью в перевозке низкодоходных грузов. Президент ОАО «РЖД» – председатель правления Владимир Якунин поручил принять меры по стабилизации обстановки на фронтах погрузки. Одновременно на совещании было отмечено, что сегодня необходимо внедрение схемы гарантированного обеспечения пользователей подвижным составом.

Маргарита Меньшакова


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28