04 марта 2021 18:46

Вопрос дня

Насколько будет эффективна концентрация 30% универсального вагонного парка в управлении ОАО «РЖД» для улучшения работы сети?

Анатолий Кужель, начальник управления движением Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»:
– На мой взгляд, концентрация полувагонов в управлении РЖД благотворно повлияла бы на сегодняшнюю ситуацию на сети. Для начала применение этой меры резко бы уменьшило порожний пробег, а также общие затраты грузоотправителей на перевозки. Как следствие, была бы снижена транспортная составляющая в доле производимой продукции в стране. Кроме того, было бы уменьшено общее количество подвижного состава, требуемое для грузоперевозок. Полностью от профицита, конечно, это бы не избавило, однако стало бы понятно, сколько вагонов надо для нормального обеспечения перевозок. В то же время мы бы сумели задействовать большее количество вагонов для перевозки низкодоходных грузов.

Виталий Федотов, директор ООО «Северснабкомплект», вице-президент Ассоциации «Карьеры Урала»:
– С моей точки зрения, возвращение универсального вагонного парка в управление ОАО «РЖД» подействует положительно в сложившейся обстановке на сети, но, на мой взгляд, 30% вагонов будет недостаточно. Думаю, что на сегодняшний день уместно говорить о концентрации как минимум половины общего парка универсального подвижного состава. И, что немаловажно, подача полувагонов под погрузку должна осуществляться исключительно по рыночным ценам. Иначе собственники подвижного состава сделают всё возможное для выдавливания таких вагонов с рынка.

Александр Егорушков, советник генерального директора ООО «Независимая транспортная компания»:
– Не думаю, что имеет смысл возвращаться к инвентарному парку. Совсем недавно на сети работал парк ВСП, но это уже вчерашний день. В конце концов, реформу железнодорожной отрасли начали не случайно. За время с её старта прошло обновление львиной доли грузового подвижного состава. На сегодняшний день у грузоотправителей есть широкий выбор из операторов, создана нормальная, здоровая конкурентная среда. В принципе, сейчас всё идёт своим чередом, реформа проходит в соответствии с заданным трендом, и возвращение вагонов в управление одному перевозчику станет шагом назад для всей отрасли в целом.

Павел Иванкин, генеральный директор ООО «Спецвагонтранс»:
– Сетевая регулировка порожних пробегов при использовании инвентарного парка – уникальный инструмент. При этом использование регулировки при наличии на сети парков различных форм собственности приведёт к созданию дискриминационных условий инвентарного парка перед приватным. Однако перевозчику необходимо обладать своими вагонами. Это показывает отрицательный опыт работ без инвентарного парка. Для мелкого и среднего бизнеса это сильное подспорье. На мой взгляд, наличие вагонов у перевозчика – это неизбежный факт на данном этапе реформирования.

Дмитрий Кочмар, начальник отдела транспорта и строительного щебня ОАО «Первая нерудная компания»:
– Концентрация трети универсального вагонного парка в управлении ОАО «РЖД» только в положительную сторону сыграет на рынке перевозок грузов в полувагонах. Надо помнить опыт предыдущих периодов – он ясно показывает, что у грузоотправителей постоянно в наличии были полувагоны. Также вводились фиксированные ставки на перевозку грузов, что в итоге не позволяло прочим собственникам значительно завышать ставки на перевозку грузов. И, как следствие этого процесса, потребление грузов было значительно выше, так как их стоимость вместе с доставкой оставалась в рамках разумного.

Игорь Скок, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ:
– В условиях дерегулирования вагонной составляющей такая мера может положительно повлиять на работу сети. Дело в том, что после передачи грузовых вагонов в приватный парк изменились принципы работы сети: для обеспечения меньшего объёма погрузки грузов потребовалось больше вагонов. В 2007 году при инвентарном парке 908,1 тыс. вагонов объём погрузки на сети дорог составил 1,34 млрд тонн, а в 2012 году при эксплуатации на сети 1158,6 тыс. вагонов (+27,6% относительно 2007 года) уровень погрузки составил 1,27 млрд тонн (–5,4% относительно 2007 года). К такому объёму парка сеть оказалась не готова, как следствие – возросло число участков с ограниченными пропускными способностями.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31