27 ноября 2021 23:23

Инвестиции в консенсус

До конца года предстоит создать общественные советы по контролю над инвестпрограммами естественных монополий

На «круглом столе», который прошёл в рамках XII Международного инвестиционного форума «Сочи-2013», потребители и представители естественных монополий впервые попытались договориться, как они будут работать вместе.
Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий была утверждена премьером Дмитрием Медведевым в сентябре этого года. Она предусматривает создание отдельных советов потребителей на верхнем отраслевом уровне и нижнем региональном. Советы верхнего уровня будут работать в инвестиционных комитетах монополий, в профильных министерствах и ФСТ, чтобы иметь возможность воздействовать на все этапы формирования инвестпрограммы. Формируются они из деловых кругов, представителей некоммерческих организаций, отраслевых и общественных. У каждого квота в 25%. Региональные советы работают по такой же схеме, но там по третьей части мест имеют политические партии, общественные и деловые организации. Советы верхнего уровня предстоит создать уже в этом году. Координацию плана осуществляет Минэкономразвития совместно с Открытым правительством и Экспертным советом при Президенте РФ.

Предстоит создать определённый набор официальных документов, которые бы регулировали деятельность этих советов, а также форму предоставления монополиями информации. Как записано в Концепции, инвестиционные программы должны быть представлены в виде, понятном для неспециалиста.
«У нас сейчас нет понимания, почему на тот или иной проект нужно тратить именно столько денег, почему нужно модернизировать тысячу километров дороги, хотя, может быть, можно ограничиться и несколькими сотнями, – говорит вице-премьер Аркадий Дворкович. – Потребители услуг логично задают вопросы, за что они платят, почему они не могут участвовать в обсуждении инвестиций. Это всем принесёт пользу, если появится понимание, за что всё население платит деньги».

Аркадий Дворкович пояснил, что в условиях жёстких бюджетных ограничений все должны снижать свои издержки и серьёзно заниматься анализом своих затрат. Как раз заморозка тарифов и должна явиться стимулом к такой оптимизации.

Министр Открытого правительства Михаил Абызов полагает, что новая система должна способствовать появлению взаимопонимания между крупными компаниями и потребителями, которого сейчас нет. «Это уже миф, что потребители хотят непременно получать услуги быстро и дешёво, – говорит он. – Так как они планируют свою деятельность на долгое время, им сейчас нужнее качество и стабильность».

Генеральный директор ОАО «Российские сети» Олег Бударгин полагает, что такая работа может быть полезной, поскольку действительно снижает нагрузку на инвестпрограмму и экономит средства. К примеру, когда губернатору Ростовской области показали заявки на расширение мощностей в его регионе, он даже не знал ряд компаний, которые требовали строительства новых сетей.

Со своей стороны, ОАО «РЖД» уже использует подобный механизм. Например, как напомнил статс-секретарь – вице-президент компании Анатолий Мещеряков, в процессе обсуждения с грузоотправителями и региональными властями были существенно скорректированы в сторону реальности планы модернизации БАМа и Транссиба.

Однако новая структура всё-таки вызывает ещё много вопросов, и при введении общественного контроля предстоит пройти ряд развилок. «Очевидно, что общественные советы будут формироваться из людей с совершенно противоположными интересами, – замечает Анатолий Мещеряков. – Нужно определить, как в этих случаях находить консенсус. Кроме этого, нужно уйти от практики, когда потребители при оценке проектов оперируют лишь качественными категориями, такими как «дорого», «плохо», «хорошо». Если монополия представляет аргументированные возражения, то и потребители должны обосновывать свои планы. Иначе почти невозможно вести диалог». Как полагает Анатолий Мещеряков, здесь нужно действовать не спеша и тонко настраивать весь этот механизм.

Со своей стороны и государство могло бы серьёзно помочь в эффективной работе этой системы, говорит старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. Ведь именно оно должно формировать стратегию развития экономики, согласно которой и будут разрабатываться инвестиционные планы компании. Это снизит вероятность конфликтов в советах между разными группами потребителей. Если бы был, к примеру, сетевой контракт или заказ на пассажирские перевозки, было бы гораздо проще ответить, почему РЖД включили тот или иной проект в свою инвестиционную программу.
«Также уже со следующего года вступает в силу решение о проведении аудита по крупным инвестиционным проектам, который фактически дублирует ряд функций советов, – замечает Вадим Михайлов. – Ресурсы ограниченны, мы заинтересованы, чтобы затраты не росли, и не хотелось бы тратить время и средства на двойные обсуждения».

Сейчас, как пояснил «Гудку» Анатолий Мещеряков, РЖД будут смотреть за формированием советов. Холдинг не участвует в транспортных советах, но через РСПП как потребитель может влиять на работу совета по электроэнергетике.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30