03 марта 2021 02:03

После мамы

Через несколько лет воспитывать детей в детских садах будет просто некому

Новые требования к качеству работы воспитателей детских садов сегодня предъявляют и родители, и профессиональное сообщество.
Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования
– Татьяна Владимировна, федеральный государственный стандарт дошкольного образования находится на финальном этапе согласования, но требования к педагогам там прописаны достаточно абстрактно. Какие методы они должны использовать при работе с детьми после вступления его в силу?
– Требования к педагогам действительно прописаны только рамочно, потому что сейчас готовится профессиональный стандарт педагога. Там будет указано, какими компетенциями он должен обладать. Нужно понимать, что стандарт будет вводиться постепенно, поэтапно. Однако если говорить о методах, то при их выборе педагогам и образовательным учреждениям предоставляется абсолютная свобода. Имея в виду целевые ориентиры, они должны выбрать, какой дорогой к ним пойдут. С одной стороны, такой выбор хорош, но с другой – он налагает колоссальную ответственность на педагога. Стандарт ориентирован на множественность возможных примерных образовательных программ с признанием различий в их психолого-педагогических основаниях, методах и формах работы, признанием вариативности условий и результатов работы дошкольных учреждений. Эта позиция зафиксирована чётко и недвусмысленно.

– Не приведёт ли такая свобода выбора к разным результатам?
– Должно сыграть свою роль педагогическое образование. Мы сейчас жёстко настаиваем на том, чтобы на должность воспитателя руководители дошкольных образовательных организаций принимали только людей со средним специальным или высшим педагогическим образованием. Сказать, какие именно методы подойдут детям в конкретном образовательном учреждении, очень трудно. Дети-то разные. В группах могут присутствовать и дети с ограниченными возможностями здоровья, и те, для кого русский язык не родной. Поэтому нам приходится доверять педагогу в этом вопросе.

– Но ведь сейчас у большинства педагогов только среднее профессиональное образование…
– Воспитатель с высшим образованием – это мечта, светлая и прекрасная. Воспитателей с высшим образованием у нас практически нет. Наш институт проводил исследование в рамках подготовки рейтинга муниципальных детских садов. Результат таков – высшее образование, как правило, имеют заведующие детским садом, методисты, старшие воспитатели, такие специалисты, как логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог и педагоги дополнительного образования. Рядовой воспитатель, в основном, имеет среднее специальное. Раньше подготовка происходила в педагогических училищах, сейчас – в колледжах. Жёстко ставить вопрос о получении всеми высшего образования не нужно, например, перед теми, кому сейчас за 50. Однако тем, кто придёт им на смену, необходимо иметь соответствующую квалификацию. При этом я отнюдь не против педагогических колледжей. Но качество подготовки необходимо повышать и там.

– Чему сейчас учат будущих воспитателей?
– В педагогические колледжи принимаются практически все, кто подал заявление, и это редко отличники, чаще школьники с весьма средней успеваемостью. Отбор должен быть более жёстким. Для этого необходим стимул, мотивация – профессия воспитателя должна быть престижной. Престижность определяется многими факторами, и зарплата играет тут не последнюю роль. Сейчас во многих регионах она растёт, поэтому надеемся, что в колледжи выпускники будут приходить более осознанно. Ещё один момент – это программы подготовки воспитателей. Мне кажется, их нужно переработать, включить дисциплины психологического блока. Стандарт дошкольного образования направлен на социализацию и индивидуализацию ребёнка, но, не имея психологических знаний, реализовать его будет невозможно. И, конечно, сами преподаватели средних специальных учебных заведений должны быть нацелены на профессиональный рост.

– Много ли молодых сотрудников в детских садах сегодня?
– Наше исследование показало, что средний возраст в регионах – 50 лет, в Москве – 38. В столице ситуация замечательная: 30 – 40 лет – это тот возраст, когда человек, с одной стороны, имеет профессиональный и жизненный опыт, с другой – хочет профессионально расти. В регионах 50-летний порог означает, что через пять–семь лет эти люди одномоментно уйдут на заслуженный отдых. На их места нужны будут новые педагоги. Об этом необходимо думать уже сейчас, потому что на подготовку педагога требуется минимум четыре года.

– Необходимо ли взаимодействие между учреждениями?
– Абсолютно необходимо. Нет смысла изобретать велосипед в конкретном, отдельно взятом учреждении. Обмен опытом всегда происходил, но сейчас волна интереса к дошкольному образованию простимулировала большое количество конференций, семинаров, «круглых столов». Наш институт проводит Фестиваль педагогических идей «Берега детства». Там демонстрируются наработки в виде мастер-классов, педагоги с удовольствием перенимают чужой опыт, за счёт чего экономятся ресурсы, время, трудозатраты. Легче взять и адаптировать, чем изобрести. На фестивале нам представили очень интересные формы сетевого взаимодействия между детским садом и учреждением дополнительного образования детей. Учреждения идут навстречу запросам родителей: они хотят, чтобы ребёнок во второй половине дня ходил на музыкальные, спортивные занятия, изучал иностранный язык. Для этого нужно ребёнка из детского сада забрать и куда-то отвести. Плюс сетевого взаимодействия в том, что во второй половине дня в детском саду можно организовать образовательный процесс, при котором педагоги системы дополнительного образования будут приходить и проводить занятия с желающими.

– Нужно ли учитывать мнение ребёнка при выборе дополнительных направлений?
– Есть дети, которые проявляют свои способности очень рано. Если ребёнок хочет рисовать, давайте дадим ему кисти и краски. Но, когда ему не захочется заниматься живописью, заставлять его это делать не нужно. Дошкольный возраст – это пора, когда можно попробовать всё и понять, к чему есть тяга у ребёнка.

– Как найти компромисс между желанием родителей научить ребёнка всему и возможностью оставить при этом приятные воспоминания о детстве?
– Это, наверное, самый сложный вопрос. Есть родители, которые думают, что если начнут в три года учить ребёнка чему-то, то к шестому классу он станет профессором. Перегрузка ребёнка в дошкольном возрасте вредна, она может привести к психосоматическим заболеваниям, к неврозам. Нельзя допустить снижения у ребёнка мотивации к обучению и желания учиться, иначе он придёт в первый класс со стойкой ненавистью к учёбе. Ведущей деятельностью у дошкольника является игра, на неё нужно делать акцент. И педагог должен донести эту мысль до родителей.

Беседовала Наталья Савельева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31