28 февраля 2021 22:16

Фактор времени

Наращивание скоростей – приоритетная задача отрасли

Опыт зарубежных железных дорог показывает, что транспортный коридор при сооружении высокоскоростных магистралей должен обладать определёнными социально-экономическими характеристиками.
Анатолий Бурков, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения, д.т.н.
Так, суммарное население его зоны тяготения должно быть не менее 20 млн человек. А пассажиропоток в обоих направлениях должен составлять не менее 10–12 млн пассажиров в год. Подобными показателями в настоящее время обладают направления Санкт-Петербург – Москва и Москва – Нижний Новгород – Казань. Именно поэтому в этих коридорах и будут развиваться ВСМ в ближайшие годы.

Важно, что улучшение материального положения граждан нашей страны после 2005 года способствовало росту подвижности населения, повышению спроса на скоростные комфортные перевозки. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества поездок в год, приходящихся на одного жителя. И несомненно, что строительство ВСМ будет способствовать данному процессу.

К тому же этот вид сообщения имеет более высокие уровни безопасности и экологичности, чем обычные железные дороги. Но самое главное, что в разы сокращается срок поездки пассажиров по маршруту. Высвободившееся время трудоспособного населения представляет собой важнейший ресурс экономики страны, поскольку работники потратят его на рост ВВП.

Накопленный опыт наращивания скорости на рельсовых магистралях в Японии, Франции, Германии, Италии и Испании убедительно подтвердил перспективность повышения скоростей движения пассажирских поездов, а также лёгких грузовых составов.

В нашей стране также имеется опыт увеличения скорости поездов на линиях с особыми географическими и климатическими условиями. Учёные Петербургского государственного университета путей сообщения уже на протяжении более двух десятков лет ведут научно-исследовательские и проектные работы по применению высокоскоростного движения в России.

В частности, изучались возможные варианты перевода на него существующих линий, пересматривались проекты строительства специализированных магистралей, проводился анализ зарубежного опыта в этой области.

Наиболее актуальные технические аспекты создания таких линий каждые два года обсуждаются на международных конференциях «Элтранс». Уже началась подготовка высококвалифицированных кадров для ВСМ.

В ближайшее время выйдет новое учебное пособие в двух томах для отраслевых вузов «Высокоскоростной железнодорожный транспорт», подготовленное учёными нашего университета, в том числе с учётом докладов, сделанных на симпозиумах «Элтранс». В них содержатся описания передовых разработок специалистов железных дорог, отраслевых вузов, а также предприятий промышленности, энергетики и строительства.

В том числе учёные представили оригинальные проекты инновационного развития электроэнергетической инфраструктуры дорог, способы энергосбережения на традиционных и высокоскоростных линиях, обобщили проблемы создания и эксплуатации современного подвижного состава.

Считаю, что выполненный специалистами вуза анализ передового мирового и отечественного опыта, а также научных достижений в области создания ВСМ будет способствовать обеспечению безопасного, комфортного и энергоэкономичного движения на скоростных линиях нашей страны.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28