18 мая 2021 17:47

Особый выпуск

Поступив в МИИТ, они вытянули счастливый билет

Пятьдесят лет назад в МИИТе был «особый выпуск». Предшествовало этому большое событие: в 1956 году был утверждён Генеральный план электрификации железных дорог.
Госплан СССР расписал тогда всё до последней запятой: сколько потребуется электровозов, тяговых трансформаторов, медного провода для контактной сети и инженеров. Многим вузам, в том числе и МИИТу, дали указание с 1958 года в два-три раза увеличить приём абитуриентов на факультеты электрификации.

Первый выпуск оказался удачным: многие из него стали почётными железнодорожниками, награждены орденами. Есть среди них учёные, доктора наук, профессоры. И все – уважаемые в отрасли люди. Спустя пятьдесят лет они пришли в родной вуз, чтобы поблагодарить за всё, что он им дал.

Встретившись, вспоминали свои переживания – поступят или нет. Конкурс был очень высокий: надо было набрать 19 баллов из 20. Всего на первый курс зачислили 175 человек, и лишь 50 из них вне конкурса – после армии и с рабочим стажем. Поселили их в новое общежитие, которое построили специально для них. Это было хорошим подарком для ребят, опалённых войной. В вуз пришли абитуриенты в большинстве своём 1940–1941 годов рождения. Многие побывали в оккупации и в эвакуации, остались без отцов, погибших на войне.
– Я из детдома, – рассказывает Эмиль Гутерман. – В МИИТе устроился в общежитие рядом с Домом культуры, где играл на барабане в оркестре. А тут меня вдруг в другое общежитие переводят. Пошёл к ректору Фёдору Петровичу Кочневу – объясняю, что у меня пальто нет, на репетиции ходить не в чем. Тот распорядился выдать мне 30 рублей, чтобы купил себе пальто, и приказал переселяться.

Денег хронически не хватало. Поэтому почти все студенты после занятий где-то подрабатывали. Все они недоедали, недосыпали.
– Присядешь и встанешь – черно в глазах, – вспоминает Эмиль Александрович.

Друзья рассказывают о том, как, поработав электриком, он купил себе велосипед и отправился на нём в Крым. По дороге снялся в фильме Гайдая «Вождь краснокожих» и, несмотря на приключения, добрался до моря.

Все в один голос говорят, что учиться было очень интересно. Преподаватели были замечательные: Брюхатов, Ратанов, Марквард, Кисилев, Исаев, Берлин, Дмитриев, Находкин… То, что они рассказывали, крепко засело у студентов и в голове, и в сердце.

А потом новоиспечённые инженеры занялись электрификацией железных дорог. Юрий Андросов и Игорь Линдгрен монтировали тяговую подстанцию под Калугой. Потом Линдгрен стал её начальником. Кстати, сейчас он живёт в Швеции, устроиться в зарубежную фирму помогла родная специальность. А его однокурсник Евгений Комиссаров возглавил тогда Калужскую дистанцию электроснабжения. Многие стали начальниками депо. И гордятся причастностью к тому, что страна наша вышла на первое место в мире по протяжённости электрифицированных дорог.
– Мне повезло, – говорит Юрий Андросов, – у нас внедрялось телеуправление. А это как для врача дыхание пациента – слушаешь и всё понимаешь. Я был наладчиком, рационализатором…

В нём легко уживаются «физика и лирика». Стихи писал без отрыва от наладки сложнейших устройств. И уже на пенсии издал четыре книги. Творческую стезю выбрал и его однокурсник Владимир Сергеев, став главным редактором журнала «Электрическая и тепловозная тяга». За 60 лет служения отрасли он дал путёвку в жизнь не одному трудовому рекорду и написал пять книг о железнодорожном транспорте.

Институт дал им так много, что это позволило проявить себя в самых разных сферах.
– Я преподавал механизацию и роботизацию в МАДИ и МИСИ, – заметил профессор Анатолий Тихонов. – Сегодня молодёжь стремится получить два-три высших образования. Лучше иметь одно, но хорошее. Именно такое дал нам родной вуз.

А те, кто остался в родном вузе, стараются учить студентов так, как их самих когда-то учили. Преподавателями МИИТа стали Александр Пузанков и Вячеслав Максимов. А Станислав Власов уже заведует кафедрой, ведёт курс электроснабжения железных дорог. Он подготовил за это время 15 тысяч молодых инженеров-электриков.

В отраслевую науку ушёл Борис Хомяков. Он занялся во ВНИИЖТе электропоездами всех серий – от старого ЭР2 до ЭМ2 и ЭС2. Участвовал в интереснейшей работе по проекту запуска высокоскоростного поезда «Сапсан», а также скоростных «Аллегро» и «Ласточки». Стал лауреатом премии Правительства России.

Не могла удержаться и не задать ему вопрос: неужели мы уже не способны сами создать нечто подобное?
– Два года назад прошёл все испытания электропоезд ЭТ4А, выпущенный в Торжке, – ответил Борис Иванович. – У него энергоэффективность выше Desiro. Мне жаль наш «Сокол» – эту отечественную разработку не довели до конца. Мы отстаём от мирового уровня и постоянно догоняем. По элементной базе, считаю, отстали навсегда. Её надо закупать, но алгоритм должен быть свой. Нельзя привыкать к закупке техники за рубежом – надо поддерживать свою промышленность.

Полвека уже проработал во ВНИИЖТе Юрий Басов. Делом его жизни стали электровозы и испытание современных скоростных и высокоскоростных поездов. Юрий Алексеевич разделяет мнение своего коллеги.
– В своё время мы ведь поставляли за рубеж технику, у нас был неплохой уровень. Надо было деньги вкладывать в свои заводы и своих людей, но этого не сделали…

«Особый выпуск» состоял из людей неординарных, талантливых, поэтому многие вырвались за орбиту отрасли. Так, Михаила Боровского увлекла робототехника. Он участвовал в разработке и запуске роботов на одном из наших приборостроительных заводов. Награждён золотой медалью ВДНХ. А Роман Качанов занимался автоматизированными системами управления в Институте комплексной автоматизации. Потом увлёкся экономикой, защитил докторскую диссертацию и теперь работает в РАН. Его однокурсник Вячеслав Сухинин, проработав 8 лет на Октябрьской дороге, попал в знаменитый 31-й проектный институт. Там от рядового инженера дорос до заместителя начальника института. Участвовал в создании и запуске легендарного космического комплекса «Буран». Предмет его особой гордости – создание системы электроснабжения ракетных комплексов.
– Мне довелось работать с великими людьми, например с академиком Глушко, – говорит Вячеслав Михайлович. – Встречался со многими министрами – умнейшие были люди, они глубоко знали всю нашу промышленность. Потому и решались любые задачи.

После горбачёвской перестройки, когда начался развал космической отрасли, ушёл в коммерческое строительство. Сегодня он главный инженер компании «Меркурий-Сити». Инженер-железнодорожник стал почётным строителем России.

Говорят, однажды на стройке он задал вопрос представителям одной иностранной компании: зачем они завышают сечение кабеля? И когда те стали что-то невнятное говорить, написал на листке математическую формулу расчёта сечения. У иностранцев глаза на лоб полезли: какой знаток этот русский инженер!

Владимир Кошель тоже начинал карьеру на дороге. Был главным инженером локомотивного депо Раменское. А потом окончил Академию внешней торговли и вместе с будущим председателем Центробанка России Виктором Геращенко изучал «экономическое чудо» в Сингапуре. Сегодня Владимир Лукич – председатель совета директоров Института промышленной водородной энергетики РКК «Энергия» имени С.П. Королёва. Именно там создавалась уникальная водородная батарея, которая снабжала энергией «Луноход» и «Буран». Женщин на курсе было мало. Но все умницы и красавицы! Елена Державина, Алла Мазуренко, Любовь Перкович, Виктория Чернухина при встрече на жизнь не жаловались. Годы не погасили блеск в глазах. Карьера у всех сложилась успешно, детей вырастили, теперь внукам радуются.

На встрече посмотрели фильм о своей молодости, и сразу нахлынули воспоминания: как учились, дружили, влюблялись, женились – и у всех ведь крепкие семьи получились! У многих и дети пошли по стопам родителей в МИИТ.

Не могли не вспомнить и тех, кто уже ушёл навсегда. Помянули Олега Филиппова, который более полувека проработал на Московской дороге – был начальником трёх депо, потом главным инженером локомотивной службы. А сегодня две его дочери трудятся на магистрали. Сам Олег – наследник династии. Дед его и прадед были машинистами, а отец – заместителем наркома путей сообщения во время войны. Сын издал книгу с дневниками отца. Но вот до встречи с однокурсниками не дожил.

...Поступив в МИИТ, все они вытянули счастливый билет. На их долю выпало пережить и войну, и распад державы, и смену строя. Но «особый выпуск» выдержал все испытания.

Жаль, не встретились с ними первокурсники МИИТа – знали бы, делать жизнь с кого.

Тамара Андреева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31