21 июня 2021 07:56

Безукоризненные роботы

Отечественное вагоностроение идёт по пути автоматизации сварочных процессов

Без преувеличения фантастические перспективы открываются перед вагоностроением благодаря использованию автоматизированных сварочных систем. Недалёк тот день, когда собирать вагоны станут в основном роботы.
Роботизированными системами Time Twin, в которых каждый из двух совместно работающих электродов имеет свой собственный источник питания и режим горения дуги, в том числе импульсный, никого уже не удивишь. Понятно, что угнаться за роботами, которые обеспечивают безукоризненный по качеству тандемный процесс сварки со скоростью 1,5–2,0 м в минуту, не сможет ни один сварщик. По этой причине в вагоностроении всё шире применяют роботов.

Следующим этапом автоматизации сварочных процессов может стать организация линий сборки вагонов, на которых будут также обрабатываться листовой металл и балки. Концепция такой линии была представлена на научно-практической конференции «Автоматизация и механизация процессов сварки и резки в транспортном машиностроении» в рамках 13-й Международной выставки сварочных материалов, оборудования и технологий «Weldex / Россварка», прошедшей недавно в Сокольниках.

Четыре комплекта сварочного оборудования движутся на рельсах вдоль вагона, соединяя продольными швами его крышу, боковые стенки и пол, а несущие конструкции привариваются с помощью других технических средств. По мнению ряда австрийских и российских специалистов, такая картина станет реальностью уже в недалёком будущем.

Сегодня с помощью процесса Time Twin роботы сваривают вагонные тележки на ООО «Уральские локомотивы». К уровню роботизированной сварки подтягиваются и другие российские вагоностроительные предприятия. Об этом корреспонденту «Гудка» рассказал главный сварщик ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (ДМЗ) Сергей Петросян. Он уже давно занимается разработкой и внедрением в производство сварочных технологий, роботизированной сварки. До недавнего времени был главным сварщиком саратовского ОАО «Трансмаш», где уже более восьми лет применяются роботизированные системы при сварке балок. Теперь свой опыт Сергей Петросян намерен применить и при производстве электропоездов на ДМЗ. Для начала он хочет улучшить качество полуавтоматической сварки при изготовлении боковых рам тележек. Получить хороший шов сварщикам мешает защищающий расплавленный металл от окружающей среды слой флюса, под которым не видна дуга. Но можно вместо флюса применить смесь газов, а традиционные электроды заменить сварной проволокой с различным наполнением, в том числе с нанопорошками.

Ещё больший эффект даст внедрение роботизированной сварки редукторов и моторвагонных тележек, которая пока на ДМЗ не используется. Конечно, приобретение робота, хорошего источника питания к нему и дополнительных приспособлений – недёшево, около двухсот тысяч евро. Зато можно будет сэкономить на заработной плате и на сварочных материалах. А самое главное – значительно возрастут качество выпускаемого заводом подвижного состава, его конкурентоспособность, что после вступления России в ВТО имеет первостепенное значение.

Алексей Торба

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30