11 мая 2021 19:41

Нефтяники в помощь

Вопрос о том, в каком ключе будет проходить реформа ОСК, остаётся открытым

На заседании Морской коллегии при правительстве был рассмотрен проект стратегии развития ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) до 2030 года. Документ принят не был.
Разработку проекта документа в мае главе ОСК Владимиру Шмакову поручил президент Владимир Путин. В его подготовке также участвовали Минпромторг и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ).

Стратегия предполагает кардинальное изменение структуры ОСК. Предложено создать пять «продуктовых дивизионов», в том числе три военных (надводного и подводного кораблестроения, сервиса) и два гражданских (стратегический и рыночный). При этом предполагается, что в компании больше не будет региональных субхолдингов (за исключением Дальневосточного центра).

Как рассказал «Гудку» официальный представитель ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» Алексей Кравченко, дискуссия показала, что точки зрения «не сведены к общему знаменателю». «Было решено принять к сведению доклад президента ОСК Владимира Шмакова и заслушать его на заседании президиума Морской коллегии, чтобы решить вопросы, которые не удалось согласовать до сих пор», – пояснил Алексей Кравченко.

Он отметил, что вопросы вызвала предложенная структура корпорации. Пока не вполне понятно, нужно ли делить ОСК на дивизионы и каким образом можно разделить функционал между ними. «К примеру, предполагается развивать дивизионы гражданского судостроения, а также надводного и подводного. Это означает, что профильные заводы будут непосредственно управлять этими секторами или только развивать определённую продуктовую линейку. Не сказано, смогут ли они и в какой степени нести ответственность за принятие тех или иных решений и их последствия», – отметил Алексей Кравченко.

Кроме того, вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин выразил опасение, что возникнет сложность в управлении предприятиями, которые занимаются подводным и надводным судостроением и при этом ещё выполняют гражданские заказы.

На обсуждение представлены четыре варианта развития корпорации – выживание, сжатие, рост и диверсификация. На данный момент большинство судостроительных предприятий убыточны, к тому же основные мощности сильно изношены и слишком медленно обновляются. К примеру, в рамках варианта «рост» предполагается господдержка корпорации. В этом случае корпорации до 2030 года потребуется около триллиона рублей, из них 20% – из госбюджета. Средства должны пойти на усиление научно-технического потенциала и развитие и реструктуризацию мощностей.

Кроме того, на заседании коллегии обсуждался вопрос о судьбе ОАО «Балтийский завод» и ОАО «Адмиралтейские верфи». Алексей Кравченко пояснил «Гудку», что данный вопрос ещё не решён. «Перевод их мощностей на новую верфь, которую предстоит построить, либо временное закрытие компаний – это лишь один из вариантов развития событий. Соответственно, если новая верфь не будет построена, то, скорее всего, придётся развивать мощности непосредственно на этих предприятиях», – отметил официальный представитель ОСК.

Балтийский завод и Адмиралтейские верфи – старейшие в стране судостроительные предприятия. Их фонды сильно устарели, но эти компании должны быть задействованы в рамках выполнения производственной программы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы». Проблема изношенного оборудования особенно обострилась, когда Адмиралтейские верфи получили госзаказ на строительство шести дизельных подводных лодок для ВМФ по госпрограмме обновления российского Военно-морского флота (в 2012 году). По этой причине до 2016 года верфям должно быть выделено 4 млрд руб. на перевооружение производства по федеральной целевой программе «Развитие оборонного комплекса». Балтийский завод – единственный в стране производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни весом до 70 тонн и диаметром до 8 м. В 2012 году он признан банкротом: суд ввёл в отношении его конкурсное производство. Поэтому решение вопроса о финансовом состоянии этих двух компаний является краеугольным камнем в формировании новой стратегии развития ОСК и всего российского судостроения.

Если мощности решат переносить, то это, скорее всего, будет расположенный в Северодвинске центр судоремонта «Звёздочка».

Также вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин напомнил о необходимости освоения Арктики. Но, по словам Алексея Кравченко, стратегия не имеет специального раздела, посвящённого этому вопросу. Обсуждались и вопросы о вхождении консорциума инвесторов во главе с «Роснефтью» в Дальневосточный центр ОСК.

При этом Алексей Кравченко отметил, что на данный момент консорциум ещё не создан и в стратегии нет раздела касательно его создания. По его словам, «прежде всего в судостроение для Арктики будут вкладывать средства нефтегазовые компании, а также шипинговые (судоходные) компании при имеющемся заказе от нефтегазовых компаний». Компании, входящие в консорциум, заинтересованы в строительстве кораблей для освоения Арктического шельфа.

Также в состав Морской коллегии вошли представители нефтегазовых и судоходных компаний. В частности, заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов, вице-президент компании «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров, глава компании «НоватЭк» Леонид Михельсон.

Стратегия развития ОСК должна быть доработана к 1 ноября.

Ольга Осипова


Справка «Гудка»
ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России, 100% акций находятся в федеральной собственности. На сегодняшний день корпорации подконтрольны 59 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны, на которые приходится 80% продукции отечественного судостроения. На предприятиях и в организациях, входящих в ОСК, работают около 80 тыс. человек.
ОСК присутствует в 14 регионах страны. В Финляндии существует Archtech Helsinki Shipyard Oy – совместное предприятие ОСК и местного филиала южнокорейской компании STX, которым компании владеют на паритетной основе. Выручка ОСК в 2010 году составила 136 млрд руб., при этом 33% от этой суммы – от экспортных контрактов.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31