24 февраля 2021 22:59

Не стоять на месте

В школах и детсадах компании внедряется лучший педагогический опыт

За три года реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» работа в отраслевых школах и детских садах вышла на новый уровень.
Елена Иванова, заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД»
– Елена Александровна, с какими целями принималась Концепция?0
– Это повышение качества обучения и воспитания, выявление и поддержка одарённых детей, создание здоровьесберегающего пространства, профориентация, реализация программы поликультурного образования, повышение квалификации и поддержка педагогов, обновление материально-технической базы. Работа по этим направлениям велась у нас и раньше. Принятие документа помогло её систематизировать и поставить на более высокий уровень.

– Что включают в себя здоровьесберегающие технологии и чего удалось достичь?
– В образовательных учреждениях созданы условия для совершенствования физического развития детей. В детских садах реализуются программы «Здоровье», «Здоровый малыш», «Азбука здоровья». В школах работают секции по различным видам спорта, проводятся состязания. Мы ведём мониторинг здоровья детей, в школы и детсады на линейных станциях, где нет медицинских учреждений, два раза в год приглашаем узких специалистов для обследования детей, что позволяет выявить заболевания на ранних стадиях и дать рекомендации родителям.
В нескольких учреждениях есть группы для детей работников компании, которые не могут посещать детские сады по состоянию здоровья или развития. Сейчас на сети открыто десять лекотек – групп для таких детишек. В скором будущем будет ещё пять. Занятия там проходят несколько раз в неделю, потому что детям необходим особый режим. Главной задачей педагогов этих групп является оказание помощи ребёнку в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем он смог перейти в обычную группу. Финансирование на содержание лекотек также предусмотрено Концепцией.

– А какие программы может предложить компания одарённым детям?
– Существует система клубов, секций, студий и различных кружков. Учащиеся практически всех школ и школ-интернатов ежегодно принимают участие и становятся призёрами международных и всероссийских предметных конкурсов и олимпиад. Популярностью пользуются и кружки железнодорожного моделирования. В прошлом году, например, кружок железнодорожного моделирования средней школы № 39 на ст. Россошь ЮВЖД стал бронзовым призёром Международного форума по защите интеллектуальной собственности, в котором приняли участие представители фирм и учебных заведений из 28 стран мира.
Профориентационная работа поставлена на высокий уровень. В учебный процесс вводятся факультативные курсы «Вокзалы России», «Железнодорожные профессии», «Моя будущая профессия» и другие. Ряд учреждений имеют собственные полигоны, а некоторые – профориентационные центры, где обучение нацелено на определённые профессии. К учащимся приходят сотрудники компании, чтобы рассказать о своём предприятии, дети обучаются на Детской железной дороге, знакомятся с производством.

– Руководители вузов часто говорят о том, что абитуриенты, которые приходят к ним, не подготовлены даже по базовым дисциплинам. Есть ли такая проблема в РЖД?
– Результаты Единого госэкзамена у выпускников наших школ лучше, чем по России, – число тех, кто с ним не справился, в два раза меньше. Сейчас развиваем дистанционное образование, при котором педагоги вузов ведут занятия со школьниками в режиме онлайн. Это касается, в основном, тех учреждений, которые расположены далеко от крупных городов. Так, для старшеклассников школ-интернатов № 29 на ст. Уссурийск и № 30 на ст. Комсомольск-на-Амуре ДВЖД уроки по математике и физике проводят преподаватели Дальневосточного госуниверситета путей сообщения. Существует такая практика и на других дорогах. Поэтому наши ребята приходят в вузы подготовленными.

– Как продвигается реализация программы поликультурного образования?
– Она была утверждена только в прошлом году, экспериментальный этап продлится до 2014 года, поэтому о результатах говорить пока рано. Поликультурное направление мы внедряем во все гуманитарные предметы: дети знакомятся с историей края, страны, мира. Рассчитана программа на несколько возрастных групп: для дошкольников, начальной, средней и старшей школы. Созданы ресурсные центры на базе наших учреждений, разработаны программы. Мы надеемся, что, окончив этот курс, ребята смогут отстоять свою точку зрения в дискуссии, будут понимать психологию других культур.

– А какая мотивация есть для педагогов?
– Для них существует много конкурсов – второй год, например, проходит конкурс на звание лучшего педагога. Есть, конечно, аналогичный Всероссийский, но для них важен именно корпоративный, чтобы видеть свою значимость в системе ОАО «РЖД». В прошлом году впервые выделены гранты педагогам на разработку проектов, направленных на повышение качества обучения и воспитания и на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий.

– Хватает ли образовательных учреждений для удовлетворения потребностей сотрудников компании?
– Честно говоря, не хватает, и больше всего дошкольных. Но в общей очереди в муниципальный детский сад дети железнодорожников стояли бы намного дольше. В целом потребность удовлетворяем. Очередь существует в крупных городах, например в Чите, Хабаровске. Стараемся обеспечить местами в дошкольных учреждениях детей сотрудников линейных станций, это условие является частью соцпакета.

– Будут ли развиваться новые направления в сфере дошкольного и среднего образования?
– Перед нами стоит задача обеспечить равные условия для воспитания и обучения детей работников компании по всей сети. Мы не собираемся стоять на месте – всё новое, что может предложить сейчас отечественная и зарубежная педагогическая наука и практика, тщательно изучается и применяется в наших образовательных учреждениях.

Беседовала Наталья Савельева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28