20 июня 2021 15:01

Служебное торможение

Раньше за предотвращение крушения давали ордена

Я сам бывший машинист, поэтому знаю цену строкам в этой докладной:
«12 августа в 18 час. 23 мин. при маневровых передвижениях по станции Алтайская на 8-м пути был обнаружен размыв пути, вследствие чего 3 шпалы оказались на весу.
15 августа в 22 часа, следуя с грузовым поездом, на перегоне Красный Боец – Усть-Тальменская (157-й км) мы почувствовали боковой вертикальный толчок, применили служебное торможение и остановили поезд. При осмотре была выявлена неисправность пути. Более 13 шпал находились под водой, и щебень под ними просел. Были признаки нарушения крепления подошвы рельсов к шпалам».
(Из рапорта локомотивной бригады начальнику эксплуатационного депо
Барнаул Денису Анатольевичу Новосёлову)

Машинист и сегодня после десяти лет реформирования отрасли остаётся центральной фигурой в перевозочном процессе. Оттого, насколько бдительно несут службу локомотивные бригады, напрямую зависит безопасность движения на дорогах. Недоработку или нарушение инструкций работниками смежных хозяйств машинист может заметить и предотвратить ЧП. Недаром со времён «железного наркома» Лазаря Кагановича машинистов, проработавших 20 лет без нарушений и аварий, награждали орденом Ленина. Только в нашем депо этой самой высокой в СССР награды удостоены 49 человек!

Лето нынче на Алтае выдалось очень дождливое и ещё раз показало, что бдительность терять нельзя. Но локомотивная бригада Дениса Кустова дважды оказалась на высоте: вовремя обнаружила и доложила о неисправностях пути дежурным по станциям, которые оперативно организовали их устранение.

Теперь скажу несколько слов о скромных героях. Бригада подобралась на редкость дружная и с похожими биографиями.

Машинисту Денису Кустову 29 лет. Он окончил Барнаульское профессиональное училище № 2 – это кузница кадров локомотивщиков Алтая. Сейчас заочно учится на 5-м курсе в Омском университете путей сообщения по своей специальности. Перед ним в детстве не было вопроса, кем быть. Денис хотел стать машинистом, как и его отец. И своего добился. Сегодня он – машинист электровоза 3-го класса. Женат, у него двое маленьких детей – сын и дочь. Помощник машиниста Константин Ильин – его ровесник, учился в том же училище, заочно окончил технический университет. В депо работает десять лет. Тоже женат, сыну всего два годика.

Парни тепло вспоминают своего первого наставника в училище – мастера производственного обучения Геннадия Поликарповича Лапердина, который воспитывал в них дисциплинированность, стремление к глубоким знаниям в выбранной профессии.

Серьёзное отношение к работе и профессионализм позволили молодым локомотивщикам стать примером для других в эксплуатационном локомотивном депо Барнаул. Парни говорят, что чётко и пунктуально выполняют свои обязанности. Машинист при приёмке досконально проверяет работу всех систем, а когда ведёт поезд, следит за приборами. А помощник принимает перед рейсом электровоз так тщательно, что с начала года забраковал несколько машин из-за трещин в деталях ходовых частей. В пути он всё внимание направляет на состояние пути, показания сигналов, исправность технических устройств. Поэтому для них факты, указанные в августовском рапорте, – не случайность.

Во времена МПС, когда начальник депо обладал большими полномочиями, машинистов, предотвративших аварии и крушения поездов, обязательно представляли к высшей отраслевой награде – званию «Почётный железнодорожник». Почти за восьмидесятилетнюю историю этого знака в локомотивном хозяйстве Алтайского отделения им было награждено более 150 работников, в том числе свыше полусотни машинистов – за предотвращение аварий. Вспоминается случай: в августе 2004 года машинист Николай Таранин обнаружил выброс пути и вовремя остановил состав, предотвратив возможное крушение пассажирского поезда. При возвращении из рейса его на перроне встречали начальник отделения Анатолий Подниколенко и начальник депо Николай Глебов. Поблагодарив за проявленную бдительность, тут же вручили бригаде конверты с денежной премией. Вот какая оперативность! Кстати, за аналогичный случай в 1988 году машинист Таранин был награждён знаком «Почётному железнодорожнику».

В наше время моральный стимул незаслуженно принижен. Поощрение рублём вышло на первый план. Да и с этим порой не торопятся. Так случилось и с нашими героями.

Ещё 10 июля из ОАО «РЖД» была направлена срочная телеграмма руководителям локомотивных предприятий за подписью вице-президента компании Алексея Воротилкина. В ней сообщалось о том, что из-за высоких температур участились случаи сходов подвижного состава по причине неисправности пути. Так, 7 июля на перегоне Кисляковка – Крыловская Северо-Кавказской дороги допущен сход вагонов в пассажирском поезде Новосибирск – Адлер. В целях повышения безопасности движения предлагалось немедленно организовать предрейсовый инструктаж локомотивных бригад по порядку действий в случае обнаружения неисправности «толчок в пути». А также в июле-августе за каждый заявленный и зарегистрированный с выездом на место случай обнаружения подобной неисправности поощрять работников локомотивных бригад суммой в 500 руб., а в случае подтверждения данной неисправности (ограничение скорости, закрытие перегона) – в размере 5 тыс. руб.

Нашим героям пришлось свою заслуженную премию выпрашивать. Писать рапорт на имя начальника депо о том, что зафиксированный ими «толчок в пути» был подтверждён и дорожным мастером выдано ограничение скорости движения до 25 км/ч на 2-м пикете 157-го км перегона Красный Боец – Усть-Тальменская. Но вот вознаграждение за бдительность ни в августе, ни в сентябре им не выплатили.

Объясняют это тем, что в отделе управления персоналом телеграмму из ОАО «РЖД» не получали, да и специалист, отвечающий за эту работу, был в отпуске. Сейчас, мол, всё это поправили, и деньги бригада получит с очередной зарплатой в октябре. Якобы направили даже ходатайство в Дирекцию тяги о награждении машиниста и помощника знаком «За безопасность движения».

К этой награде прилагаются ещё 25 тыс. руб. Но бумага ведь может затеряться среди множества других, или опять специалист какой-нибудь будет в отпуске.

И что тогда? Снова выпрашивать? Вместо радости и гордости от всего этого горькая оскомина.

Если бы парни сразу получили свою премию, они уже давно бы её потратили и обо всём забыли. Профессия волей случая испытала их на прочность. Они выдержали этот экзамен достойно.

Александр Попов,
машинист 1-го класса,
почётный железнодорожник
Барнаул
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30