08 марта 2021 00:35

Дополнительная гарантия

Нельзя снижать уровень защиты грузовых вагонов от соударений

Поддерживаю высказанную в вашей газете обеспокоенность предлагаемым комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества отказом от обязательного оборудования вагонов для перевозки опасных грузов поглощающими аппаратами.
Их появление в 90-х годах прошлого века должно было обеспечить повышенную защиту вагонов, перевозящих опасные и ценные грузы, от продольных динамических нагрузок как на сортировочных горках, так и при переходных режимах движения поезда. Уже тогда неоднократное обследование работы сортировочных горок показало, что скорости соударения превышали 17 км/ч, при этом на механизированных горках со скоростями до 9 км/ч происходило более 60% соударений.

Повышение энергоёмкости поглощающих аппаратов автосцепок в 1,5–2 раза позволило существенно повысить безопасный уровень скоростей соударения таких вагонов, увеличить массу тяжеловесных поездов и снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций. В том числе и поэтому за последние 12 лет количество повреждений вагонов при маневровых столкновениях снизилось в 3,8 раза, число инцидентов с опасными грузами по повреждению котла сократилось в 2,1 раза, а обрывов автосцепок стало меньше в 2,7 раза.

Эти показатели могли быть ещё лучше, но пока лишь половина вагонов, перевозящих опасные грузы, оснащена высокоэнергоёмкими поглощающими аппаратами. Их отсутствие порой приводит к тяжёлым последствиям. Так, в мае 2012 года на станции Горький-сортировочный при расформировании поезда было допущено столкновение с повышенной скоростью отцепа из пяти полувагонов со стоящими на пути вагонами с опасным грузом. В результате в днище котла цистерны с бензином образовалась пробоина диаметром более 500 мм. При возникшем пожаре были повреждены 33 вагона и шесть контейнеров, часть из которых впоследствии пришлось исключить из инвентарного парка. Также от огня пострадали фасад, кровля, оконные блоки административно-служебного здания и оборудование на позиции текущего отцепочного ремонта.

Расследование показало, что столкновение вагонов с последующим возгоранием груза произошло из-за отсутствия тормозного эффекта при роспуске вагонов с горки вследствие попадания раствора груза на тележки и колёсные пары вагонов в результате нарушений, допущенных грузоотправителем. Вместе с тем, если бы вагоны с опасными грузами были оборудованы эластомерными поглощающими аппаратами, последствия данной аварии были бы не столь тяжёлыми.

Приведённый пример лишний раз доказывает, что применение таких устройств положительно влияет на уровень безопасности движения на железных дорогах, особенно при перевозке опасных грузов. Поэтому предлагаемый отказ от обязательной установки поглощающих аппаратов повышенной энергоёмкости на подобный подвижной состав является необоснованным и недопустимым.

Борис Кеглин,
д.т.н., профессор БГТУ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31