28 февраля 2021 09:32

Приоритет для каждого

Эффективные методы по предупреждению нарушений безопасности движения нужно широко тиражировать на сеть

Повышение уровня безопасности движения и производственных процессов – приоритетное направление деятельности в ОАО «РЖД». Реализация этих задач требует системного подхода, регулярного внимания и приложения максимума сил.
Шевкет Шайдуллин, вице-президент – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД»
Ключевые показатели

Целевое состояние показателей безопасности движения по снижению аварийности, установленное основополагающими в данном вопросе документами – Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 года, в целом по ОАО «РЖД» имеет отклонения и отражает оценку ранее принятых решений по повышению эффективности данного процесса.

Анализируя итоги работы компании, вопросы обеспечения безопасности движения мы должны рассматривать через призму реализации Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», а также через достижение удельных контрольных показателей с разработкой корректирующих мер по стабилизации обстановки в подведомственных хозяйствах. При этом необходимо понимать, что показатели работы по данному вопросу являются достаточно серьёзным основанием для оценки корпоративного управления.

По итогам работы за 8 месяцев текущего года достигнуто снижение общего количества транспортных происшествий и событий по вине ОАО «РЖД» на 2,4%, по холдингу «РЖД» – на 3,5%.

В целом на инфраструктуре ОАО «РЖД» количество транспортных происшествий и событий снижено на 0,3%.

Несмотря на то, что в целом ряде хозяйств положение с аварийностью и общими показателями безопасности движения существенно улучшились, негативную оценку происходящему придаёт ситуация, сложившаяся в данном вопросе в локомотивном комплексе.

Достижение позитивных показателей стало возможно благодаря началу активной реализации положений, заложенных в Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. Сегодня на уровне функциональных филиалов наметилось снижение количества отказов, а это один из элементов надёжности наряду с достаточно высоким уровнем организации перевозочного процесса.

При этом в сентябре достигнуто снижение количества пассажирских и грузовых поездов, задержанных вследствие отказов технических средств, – к уровню 2012 года соответственно на 4,6% и 8,7%. Но вместе с этим допущен рост в пригородном сообщении – на 35%.

Поддержанию высокой степени важности вопросов безопасности движения способствовали проводимые в соответствии с указанием первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова осенние комиссионные осмотры объектов инфраструктуры комиссиями под председательством начальников железных дорог. Наибольшее число замечаний выявлено в границах Восточно-Сибирской – 15% от общего числа, Свердловской – 14% и Забайкальской – 13%.

По функциональным филиалам наибольшее количество замечаний выявлено в хозяйствах Центральной дирекции инфраструктуры – 89% от общего числа, Центральной дирекции управления движением – 3% и Центральной станции связи – 1,7%.

В целом принято 5992 предупредительные меры. Наибольшее количество таких мер принято на Забайкальской – 52% от общего числа, Восточно-Сибирской – 14% и на Свердловской дорогах – 8%.

Наибольшее количество предупредительных мер приходится на хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – 84% от общего числа, из них снято 37%, Центральной дирекции управления движением – 8%, снято 25%, Дирекции тяги и Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – 4%, снято 36%.

Важно подчеркнуть, что в дирекциях инфраструктуры наибольшее количество запретных мер принято в хозяйстве пути – 70% от их общего количества, хозяйстве автоматики и телемеханики – 11% и в вагонном хозяйстве – 9%.

Эти результаты со всей очевидностью указывают начальникам дорог и функциональных филиалов, что вопросы безопасности движения являются наиважнейшими, а показатели – ключевыми.

Вместе с тем результаты проводимых осмотров порождают ряд сомнений. И прежде всего по выполнению плана ремонтно-путевых работ.

Например, детальное рассмотрение работы в Могочинском отделении Забайкальской и Красноярской дорогах вызывало серьёзную тревогу у руководства компании.

По оперативным данным, на сегодня уже устранено 46% замечаний, выявленных в ходе комиссионных осмотров.


Есть пример

Сегодня на сети есть положительный пример построения работы по обеспечению безопасности движения. Так, на Октябрьской дороге проводится анализ оценки рисков по прогнозно-аналитическому материалу, предоставленному Ситуационным центром ОАО «РЖД». Эта работа организована системно и проводится ежемесячно и ежеквартально как в рамках региональной оперативной комиссии, так и на еженедельных совещаниях под председательством начальника дороги.

Информация, содержащаяся в материалах факторного анализа, применяется при технических ревизиях, аудитах и днях безопасности. Сравнение идентифицированных рисков, предоставленных руководителями дирекций, и результатов факторного анализа, разработанного Ситуационным центром ОАО «РЖД» на третий квартал 2013 года, показало, что не все имеющиеся риски учтены при разработке корректирующих действий. Это было исправлено.

На дороге создан и работает комитет по безопасности движения поездов Региональной оперативной комиссии Октябрьской дороги. На его заседаниях рассматриваются вопросы стратегического развития дороги в области безопасности движения поездов, анализируются выполнение целевых показателей по безопасности движения в 2013 году, мониторинг реализации стратегических инициатив по безопасности движения с применением инструмента «лепестковая диаграмма».

Все эти вопросы успешно решаются в ходе осмотра комиссией под председательством начальника дороги. Об этом свидетельствует и выполнение организационно-технических мероприятий по результатам контрольной проверки ЦРБ, а также итогам технического аудита второго уровня, проведённого в Дирекции связи, Дирекции тяги, Дирекции по ремонту пути «Путьрем» Октябрьской магистрали, региональной службе предоставления услуг и инфраструктуры в пассажирских сообщениях и территориальном Центре фирменного транспортного обслуживания.

На дороге проведён дополнительный контроль за техническим состоянием бесстыкового пути, выполнением программы по приведению пассажирских обустройств (платформ) в соответствие с требованиями ПТЭ и указаниями руководства ОАО «РЖД».

Успешно реализуются мероприятия по повышению мотивации и вовлечённости в функционирование системы управления безопасностью движения отраслевых ревизоров по безопасности движения поездов.

Этот опыт для принятия эффективных решений по предупреждению нарушений безопасности движения и реализации Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса в холдинге активно тиражируется на сети. Материалы об успешном опыте в области оценки рисков на Октябрьской дороге на основе факторного анализа Ситуационного центра мониторинга управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» были направлены на все дороги для активного использования при проведении региональных оперативных комиссий, еженедельных совещаний, а также при подготовке к техническим ревизиям, аудитам и дням безопасности.


В соответствии с главным законом железных дорог

По итогам проведения Ассамблеи начальников дорог в июле текущего года в городе Чите, согласно поручению президента компании, департамент безопасности движения совместно с причастными департаментами и дирекциями разработал подпроекты Программы повышения безопасности движения: «Приведение к требованиям ПТЭ» и «Технология и производственная среда».

Всего же с 2013 по 2020 год запланировано устранить 538969 несоответствий. Для этого в бюджете компании необходимо предусмотреть целевое выделение финансовых средств, а главное – действенно приступить к выполнению программы. И работы уже начали проводиться. На сегодня устранено 16836 несоответствий из 26194 по плану 2013 года, что составляет 64%.


Неизменно оперативно

Значительная и важная работа проводится в Ситуационном центре мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. Успешно были реализованы меры по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на инфраструктуре ОАО «РЖД» в регионах Забайкальской и Дальневосточной дорог. И уже сегодня мы «выходим» в другую фазу – речь идёт о подготовке нашей инфраструктуры к работе в зимних условиях.

Считаю необходимым, и прежде всего это касается Центральной дирекции инфраструктуры, достаточно серьёзно и адресно подойти с определением оперативных необходимых мер на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии.

Для поддержания высокой степени готовности на Красноярской дороге в Абакане 18–19 сентября проведена школа передового опыта заместителей главных ревизоров по безопасности движения поездов, ведающих восстановительными средствами. В её работе также участвовали начальники дирекций аварийно-восстановительных средств и начальники восстановительных поездов дорог.

Проведены командно-штабные полигонные учения восстановительного поезда станции Абакан с привлечением региональных аварийно-спасательных формирований, подразделений МЧС, Министерства обороны РФ и медиков, на которых отрабатывались вопросы информирования, взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате схода подвижного состава на железнодорожном мосту, разлива нефтепродуктов и их попадания на водную поверхность. Ход учений транслировался в Ситуационный центр ОАО «РЖД».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28