04 марта 2021 16:24

Электричка под вопросом

Удобный вид транспорта нужен всем, но платить за него пока некому

Пермская городская электричка может прекратить перевозку пассажиров. Уведомление об этом ОАО «Пермская пригородная компания» планирует направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю и транспортную прокуратуру.
Главная причина финансовая: некому оплачивать убытки этого вида общественного транспорта.
«В нынешнем году по окончании срока предыдущего контракта на перевозку краевой бюджет компенсировал наши затраты только за январь, – объяснил генеральный директор компании-перевозчика Сергей Канцур. – Доходы от продажи билетов покрывают лишь 36% расходов. Убытки на сегодняшний день составляют 18 млн руб., а до конца года они вырастут до 25 млн».

Городская электричка в Перми появилась девять лет назад по инициативе региональных властей и зарекомендовала себя удобным средством передвижения в городе-миллионнике. Она связала Орджоникидзевский, Мотовилихинский, Ленинский, Дзержинский и Кировский районы, посёлок Оверята. По маршруту протяжённостью 50 км пустили 32 поезда. Этим летом курсировали десять поездов из четырёх вагонов, сейчас осталось восемь. «Средняя заполняемость вагона – 47 человек, что в 2,5 раза выше, чем в пригородных электропоездах Пермского края, – отметил Сергей Канцур. – Только в 2013 году услугами городской электрички воспользовались свыше 493 тыс. человек».

По утрам на станцию Пермь-2 каждый городской электропоезд привозит до 600 человек. Этот вид транспорта спасает горожан от стояния в пробках на Камском мосту и Соликамском тракте, где в час пик можно потерять до двух часов. По рельсам 26 км между Пермью и Оверятами можно преодолеть всего за 43 минуты.

Краевая власть поддерживала этот проект до февраля, покрывая выпадающие доходы перевозчика из бюджета. А затем заявила, что согласно законодательству она не вправе дотировать городской общественный транспорт, и поручила мэрии Перми изыскать 25 млн руб. на финансирование городской электрички. Муниципальные власти, в свою очередь, отказались выделять средства, поскольку субсидирование железнодорожного транспорта не входит в полномочия городской администрации, к тому же средств на эти цели в бюджете не заложено.

Озвучивались намерения заменить электропоезда автобусными маршрутами, но на защиту электрички встали горожане и краевые депутаты. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин добился от городских властей обещания найти средства на дотацию, которое подкреплено гарантийным письмом за подписью главы администрации Перми Анатолия Маховикова.

Но денег перевозчик так и не дождался. «Мы не можем возить пассажиров, накапливая убытки, у нас тоже есть обязательства, в том числе перед Свердловской дорогой за аренду подвижного состава», – отметил Сергей Канцур.

В мэрии продолжают настаивать: у муниципалитета нет полномочий, чтобы финансировать деятельность городской электрички, соответственно, нет и возможности включить эту статью расхода в городской бюджет. Эту позицию поддержала городская прокуратура и подтвердило Министерство транспорта России.
«Администрация города заинтересована в проекте «Пермская городская электричка», – сообщил Анатолий Маховиков. – Но для полноценного участия в реализации проекта необходимо издание закона Пермского края о передаче соответствующих полномочий органам местного самоуправления муниципального образования. Нужны соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие выполнять расходные обязательства. Несоблюдение данной процедуры приведёт к дублированию органами местного самоуправления полномочий Пермского края, что противоречит действующему законодательству».

Соответствующие полномочия, по мнению мэра Перми, – это право регулировать тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на полигоне городской электрички. Сегодня тариф на проезд устанавливает Региональная энергетическая комиссия.

Администрация города действительно заинтересована в развитии этого вида транспорта: до строящихся жилых микрорайонов на правом берегу Камы, в Левшино и Голованово по рельсам, минуя пробки, можно добраться менее чем за час.
«Во что бы то ни стало электричку надо сохранить. Сейчас ведутся переговоры с краевыми властями, чтобы как можно скорее внести все необходимые изменения в нормативные документы, – сказал «Гудку» заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич. – Чтобы сделать этот вид транспорта более востребованным, муниципалитет планирует продлить маршрут в Кировском районе, обустроить удобные подходы к остановочным пунктам. А поскольку городская электричка связывает три территории: Пермь, Пермский и Краснокамский районы, – мы рассматриваем возможность совместного финансирования перевозок из бюджетов этих территориальных образований».

Евгения Мусихина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31