06 марта 2021 10:12

Полвека надёжности

Пассажиры не споткнутся, не поскользнутся

В следующем году Центральная дирекция пассажирских обустройств намерена реализовать инвестиционную программу, предусматривающую строительство платформ нового типа, упорядочить торговлю в своей полосе отвода, а также организовать для аутсорсеров конкурс на уборку платформ, мостов и тоннелей.
Борис Мяготин, начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств
– Борис Петрович, у вас молодая дирекция, ей нет ещё и двух лет. Какое наследство вы получили, в каком состоянии и каковы были ваши первые шаги?
– Сначала необходимо было сформировать саму дирекцию, её управленческий состав. Полгода мы этим занимались в первую очередь. «Шлифовка» продолжается до сих пор, мы смотрим за теми, кто не проявил своих деловых качеств в должной мере. Недавно у нас, кстати, произошли кадровые перестановки. К примеру, мы сменили руководство экономического блока, а также руководителей имущественного и маркетингового отделов, руководителя Московской дирекции.
Если же говорить об инфраструктуре, то поначалу мы определили «размеры бедствия», то есть провели мониторинг имущества, платформ. И сейчас постоянно отслеживаем ситуацию. На каждую платформу по киевскому и белорусскому ходам Московской дороги мы получили технический паспорт. Ведь не на все платформы были даже паспорта, мы не всегда знали, где проводился ремонт, когда.

– Как в дирекции выбирали первоочередные направления деятельности?
– Анализ состояния платформ шёл в первую очередь по трём мощным дирекциям: Московской, Горьковской и Октябрьской. Здесь наибольшее количество потенциально опасных высоких платформ и максимальный пассажиропоток. Сделать такое обследование по сети целиком и сразу затруднительно, для этого нет ни физических возможностей, ни бюджета.

– Тем не менее платформы продолжают стареть…
– Потому что процесс старения опережает процесс реконструкции. Тот случай, что произошёл на платформе в городе Долгопрудном, когда пострадали несколько пассажиров, не единичный. Только другие такие случаи обходились без травм. В ходе месячника «Внимание: платформа!» были выявлены аварийные плиты. В настоящее время принудительно произведено обрушение 180 плит, 1193 плиты восстановлены.
Технически сделать это не так просто. На таких платформах, как Царицыно или Каланчёвская, проходимость – 23 тыс. пассажиров в сутки. Вообще же для того, чтобы остановить старение платформ, необходимо расходовать на ремонт по 6 млрд руб. в год.

– Деформируются только самые старые плиты?
– Не всегда. 50 лет назад платформы тоже делали из плит-пустоток. И тот старый бетон оказался в ряде случаев намного прочнее плит, которые были установлены уже в 2008–2010 годах. Старые плиты зачастую оказывались такими мощными и крепкими, что мы столкнулись с проблемами при их демонтаже. Тогда как у нас произошло частичное обрушение плит, которые устанавливались после капитального ремонта всего лишь 5–7 лет назад. Здесь сказалась недобросовестность строителей, которые работали по подряду. Мы выявили случаи, когда такие плиты даже не проходили сертификацию.

– В начале года вы говорили о перспективных, новых методах диагностики состояния платформ…
– Да. Диагностику платформ, находящихся на балансе в дирекции, производит подрядчик – Центр лабораторного анализа и технических изменений по Центральному федеральному округу. Он предложил нам для диагностики плит ультразвуковой метод неразрушающего контроля.

– Предусматривает ли развитие инфраструктуры применение инновационных технологий?
– Мы обратились к руководству ОАО «РЖД», и первый вице-президент Вадим Морозов нас поддержал в том, чтобы инвестпрограмма будущего года включала только новые типы платформ. Это подвижные, регулируемые платформы-трансформеры модульного типа, использующие стеклокомпозит. Они изготовлены из вибробетона. Крошка, которая препятствует скольжению, уже нанесена на монтируемую плиту. Гарантия на них – 50 лет. Мы потратим несколько больше денег при строительстве, но сэкономим на эксплуатации. В декабре состоится заседание инвестиционного комитета, на котором будет рассматриваться этот вопрос, мы будем защищать данную программу.
В бюджете 2013 года заложено 2,5 млрд руб. по инвестиционной программе и ещё 800 млн по сети на капитальный ремонт. У ОАО «РЖД» положение с финансированием крупных инфраструктурных проектов, как вы знаете, сейчас не очень простое. Но мы будем просить руководство компании не урезать нашу программу.

– Прошлой зимой уборка платформ и мостов вызывала нарекания у руководства ОАО «РЖД». Были проблемы с распределением обязанностей: не всегда было понятно, какая дирекция за что отвечает. Как входите в эту зиму?
– Качество прошлогодней работы некоторых аутсорсеров нас не устроило. Мы изменили подходы к работе с ними. Мы также взяли на себя функцию уборки у Центральной дирекции инфраструктуры всех мостов и тоннелей с большим пассажиропотоком, это 598 объектов по сети, а по Московской дороге 225. На Московской дороге договоры на уборку мостов и тоннелей действуют до 2014 года. А далее мы проведём открытый конкурс на этот вид услуг.
В следующем году намерены инициировать передачу мостов и тоннелей на баланс нашей дирекции. Предварительные договорённости об этом уже есть, сейчас завершаем первый этап подготовки.

– По мостам есть проблемы не только с уборкой, но и с их общим состоянием?
– Мы уже обсуждаем с нашей Московской дирекцией, с Дирекцией инфраструктуры, как приводить мосты в порядок. В первую очередь речь идёт о ступеньках, которые нуждаются в ремонте. Есть и мосты, которые, по нашим данным, требуют ремонта. К примеру, это мосты в Железнодорожном и Щербинке.

– Что можно сказать об упорядочении торговли в зоне ответственности дирекции?
– Решено запретить торговлю на платформах в Московском регионе, продавать там теперь можно только газеты. Есть также распоряжение президента ОАО «РЖД» о передаче полосы отвода в пределах платформ нашей дирекции. Это необходимо, чтобы привлекать инвесторов и создавать единые торговые комплексы. Но, допустим, у Дирекции вокзалов – городские вокзалы, а у нас – пригородные территории. В пригородах, особенно в глубинке, денег, как правило, меньше. Муниципальные образования там беднее, привлечь инвестора сложнее. Тем не менее ряд наработок у нас уже есть – по торговым вокзальным комплексам в Долгопрудном, Мытищах, Апрелевке, Наро-Фоминске, Железнодорожном. Мы там, помимо прочего, разрабатываем проекты плоскостных стоянок и транспортно-пересадочных узлов.
Но для эффективной работы необходим инвестиционный договор. Поскольку в ряде случаев есть инвесторы уже с готовыми проектами, они ждут отмашки, передачи земли в границах платформы в пределах полосы отвода. Эта передача предусматривает подписание нового земельного договора и присвоение кадастрового номера земельному участку. Даже те стихийные торговцы, которые там уже есть, хотят зачастую поучаствовать в подобных проектах и быть инвесторами. Но просят гарантий, что они останутся там работать. Это вполне возможно.

Беседовал Виктор Степаничев

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31