26 февраля 2021 18:42

Дорога на Иссык-Куль

Нереализованные проекты советских инженеров востребованы в сегодняшних условиях

– Уважаемый «Гудок»! Вот решил обратиться к вам с не совсем обычной просьбой. В 1949 году, после окончания Ленинградского железнодорожного техникума, я был принят на работу в Ленгипротранс. И в этом же году участвовал в экспедиции на озеро Иссык-Куль в Киргизии. Мы тогда занимались изыскательскими работами для возможности строительства железной дороги вокруг озера Иссык-Куль. А это фактически море длиной 175 км от посёлка Рыбачье до Пржевальска.
В то время до этого посёлка шла железная дорога от станции Быстровка. Проект, разработанный по итогам нашей экспедиции, по каким-то причинам был заморожен, а дорогу тогда так и не построили. Понимаю, Киргизия сейчас не наша республика, но мне интересно всё-таки узнать, будет ли дорога когда-нибудь построена. Если сможете как-то прояснить этот вопрос, буду очень вам признателен. Извините за беспокойство, но мне 86 лет и так хочется вспомнить молодость и работу в этом жемчужном краю, воспетом замечательным киргизским и советским писателем Чингизом Айтматовым.
С уважением,
Виктор Дмитриевич Юдин,
ветеран войны и труда
Графская, Воронежская обл.


– Уважаемый Виктор Дмитриевич!
Железные дороги в Киргизии состоят из нескольких разрозненных, не связанных между собой отрезков, выходящих на железнодорожную сеть соседних государств – Казахстана и Узбекистана. На севере республики это линия Луговая –
Балыкчи (Рыбачье) протяжённостью 324 км, а на юге – три отдельные линии со станциями Ош, Кара-Су, Джалал-Абад, Таш-Кумыр и Кызыл-Кия общей длиной 101 км.
По сообщению директора Дирекции по проектированию и строительству железных дорог киргизского государственного предприятия «Кыргыз темир жолу» К.А. Абдыкеримова, на сегодняшний день строительство кольцевой железной дороги вокруг озера Иссык-Куль, учитывая политико-экономические условия, нецелесообразно.
28 мая 2013 года в Бишкеке состоялся неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на котором президентами стран поручено железнодорожным администрациям России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана совместно изучить проект железнодорожной линии Россия – Казахстан – Киргизия – Таджикистан и проработать конкретные предложения по его реализации.
Данный проект для Киргизии представляет интерес с точки зрения как соединения участков железной дороги на севере и юге Киргизии, так и развития региональной сети дорог в Центральной Азии.
Помимо этого, строительство данной линии имеет следующие предпосылки:
– развитие транспортной инфраструктуры и реализация транзитного потенциала Киргизии;
– мультипликативный эффект развития экономики и торгово-экономических связей между странами региона;
– стимулирование освоения и использования имеющихся вдоль трассы месторождений полезных ископаемых и гидроэнергетических ресурсов;
– снижение транспортной составляющей себестоимости продукции и повышение конкурентоспособности регионального производства;
– стимулирование экономических и социальных связей между северными и южными регионами Киргизии как залога обеспечения единства и стабильности страны.
В перспективе возможно открытие дополнительного транзитного направления Китай – Киргизия – Узбекистан через ветку от станции Джаны-Арык к узловой станции Кара-Су длиной всего 25 км.
Для определения точного маршрута, технических параметров и стоимости строительства необходима разработка технико-экономического обоснования.
В связи с этим на данный момент ведётся совместная работа по предварительной технико-экономической оценке проекта строительства линии по маршруту от станции Балыкчи (Рыбачье) до Джалал-Абада и далее до Карамыка с дальнейшим выходом на территорию Республики Таджикистан.

Юрий Фёдоров,
заместитель генерального
директора ОАО «ИЭРТ»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28