01 декабря 2021 21:03

Безопасность всегда одна

В ЕС обсуждаются два подхода к сертификации в железнодорожной отрасли

Железнодорожные ассоциации и союзы ЕС настаивают на утверждении Европейского железнодорожного агентства ERA в качестве единого органа сертификации безопасности в отрасли.
Восемь европейских и международных организаций (UNIFE, CER, ERFA, UIP, EPTTOLA, UIC, UITP, UIRR) обратились в Совет ЕС с требованием наделить агентство European Railway Agency полномочиями консолидированной оценки и сертификации безопасности на железных дорогах Евросоюза. Организации призвали Совет развить уже достигнутые в этой области договорённости и использовать при формировании директивы по безопасности принципы, изложенные в существующей директиве по взаимодействию. Они обратились в Совет в преддверии его решающего заседания по данной теме под литовским председательством. Железнодорожный сектор ожидает, что в ходе этой встречи членами ЕС будет утверждён общий подход для дальнейшего продвижения к становлению единого европейского железнодорожного пространства.

В защиту консолидированного подхода выступили главы авторитетных организаций. Генеральный секретарь Европейской ассоциации по железнодорожным грузовым перевозкам ERFA Пьер Тонон обосновал его тем, что «на протяжении 20 лет мы строили вместе новую европейскую железнодорожную систему на полностью открытом рынке. Эта система, завершаемая Четвёртым пакетом, должна управляться ЕС, а не государствами-членами. Причина этого в том, что нам действительно необходимы согласованные, упрощённые и гораздо менее дорогостоящие оперативные трансграничные процессы, чтобы наконец позволить дорогам стать более конкурентоспособными. Необходимо срочно укрепить ERA и дать ему возможность вести и контролировать эти процессы».

Генеральный директор Международного союза комбинированных автомобильно-железнодорожных перевозок UIRR Мартин Буркхардт также поддержал эту инициативу, напоминая, что «принятая 22 года назад директива 91/440 свидетельствует о намерении отойти от национальных железнодорожных организаций, равно как и о воле к созданию по-настоящему европейской структуры, в частности, для оценки и утверждения безопасности европейского транспорта. Государства-члены должны не обратить эту тенденцию вспять, а скорее укрепить её путём расширения возможностей ERA для проведения единой европейской сертификации».

Альтернативная концепция директивы по безопасности была разработана некоторыми государствами – членами ЕС, и в настоящее время она также обсуждается в транспортной рабочей группе Совета. Согласно ей каждая национальная администрация безопасности (NSA) будет действовать в качестве «службы единого окна» в сотрудничестве с другими заинтересованными администрациями, а за их координацию будет отвечать выбранная ведущая NSA. По мнению обратившихся в Совет организаций, такой подход полностью зависит от взаимного уважения и скорее обречён на провал из-за расхождений в национальных подходах. Кроме того, в случае возникновения разногласий между администрациями не будет независимого апелляционного органа для их урегулирования, поэтому решения могут бесконечно оставаться несогласованными, поскольку равные стороны не смогут прийти к общему решению. Организации утверждают, что концепция «ведущая NSA» приведёт лишь к продолжению сегодняшних неэффективных и длительных процессов сертификации безопасности и поэтому она должна быть отклонена.

Исполнительный директор Сообщества европейских железнодорожных и инфраструктурных компаний CER Либо Лохман подчеркнул, что, «если концепция «ведущая NSA» получит дальнейшее развитие, это не принесёт никаких реальных изменений и все ожидания от технического аспекта Четвёртого железнодорожного пакета исчезнут, а нынешние длительные и дорогостоящие процедуры сохранятся и их гармонизация не будет достигнута».

Предстоящий выбор между двумя альтернативными путями сертификации безопасности станет важной вехой в развитии железнодорожной отрасли Евросоюза. Эффективность усилий, приложенных его членами для объединения рынка на общем пространстве, может быть существенно снижена в случае неоднозначного разрешения этого вопроса.

Кирилл Сотников


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31