27 ноября 2021 22:55

Последний барьер

Минтранс отменил разработку нового Положения о продлении срока эксплуатации грузовых вагонов

В Минтрансе состоялось заседание под председательством заместителя министра Алексея Цыденова, на котором обсуждался проект Положения о продлении срока эксплуатации грузовых вагонов. Летом Минтранс говорил о необходимости продления срока службы 50 тыс. вагонов в этом году и ещё 85 тыс. в 2014–2016 годах.
Возможность продления срока службы вагона зависит от состояния его несущей конструкции
В совещании участвовали представители РЖД, общественных профессиональных объединений, грузоотправители, операторы. По мнению большинства присутствующих, предложенная версия документа в значительной степени отвечает их требованиям. Однако в ходе заседания выяснилось, что в проекте приказа Минтранса есть противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза, вступающим в силу в августе 2014 года. Регламент предусматривает возможность продления срока службы только после модернизации вагона и выдачи соответствующего сертификата. А по проекту Минтранса поводом для продления эксплуатации может стать ремонт подвижного состава.

Между тем вице-президент – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин отметил, что на законодательном уровне необходимо предусмотреть оба варианта продления – с модернизацией и последующей сертификацией и без сертификации. «Это обеспечивает равнодоступность участников транспортного рынка к деятельности, связанной с перевозками, позволяет разумно и рационально использовать подвижной состав. Только в этих условиях производитель будет стремиться к реальному повышению качества нового вагона. К сожалению, опыт последних лет показал, что причиной тяжёлых транспортных происшествий является новый вагон, а не с продлённым сроком службы», – сказал Шевкет Шайдуллин.

Специалисты ОАО «РЖД» также отмечают, что требования Техрегламента можно понять так, что, например, даже если вагон не эксплуатировался после постройки, продление его срока службы возможно только в результате модернизации и только через систему сертификации. «Мы же считаем, что если вагон не эксплуатировался, а его остаточный ресурс, оценённый установленным порядком, ещё не исчерпан, то применять сертификацию к указанному вагону нелогично и экономически нецелесообразно», – констатировал один из экспертов.

Заместитель начальника департамента эксплуатации подвижного состава ОАО «ПГК» Дмитрий Роде заметил, что возможность продления срока службы зависит прежде всего от состояния несущей конструкции (рамы и кузова), все остальные элементы съёмные и не являются лимитирующими для продления срока эксплуатации.

По словам председателя НП операторов железнодорожного подвижного состава Ольги Лукьяновой, если оставить вариант модернизации с продлением, стоимость такой процедуры будет настолько существенна, что проще купить новый вагон. «Информация о требовании Техрегламента резко изменила ситуацию. То есть мы говорили, что есть более или менее устраивающее всех Положение, которое мы должны утвердить, но теперь возникает новый вопрос с разногласиями в законодательстве ТС», – говорит она.

В ЗАО «Русагротранс» также считают, что изменения нужно вносить в Технический регламент, отмечая, что должно быть допущено продление не только с модернизацией, но и по остаточному ресурсу после проведения соответствующих диагностик и ремонтных работ. «Иначе определённые преимущества получают государства, не входящие в ТС, но эксплуатирующие вагоны на территории СНГ», – говорит заместитель гендиректора «Русагротранса» Борис Мирончик.

Также, по его словам, к специализированным вагонам необходим совершенно иной подход, чем к универсальным. «Это вызвано тем, что у них другие условия перевозки, сезонность эксплуатации, более щадящие грузы социальной направленности. Соответственно, здесь должны быть и иные документы по продлению срока службы», – говорит он.

Тем не менее по итогам обсуждения в Минтрансе подготовили решение считать нецелесообразной разработку Положения о продлении срока службы вагонов. Процедура его согласования и утверждения с учётом постановки вагонов на ремонт с последующим увеличением срока эксплуатации займёт не менее шести месяцев и может совпасть с вводом в действие технических регламентов Таможенного союза. До тех пор ведомство предлагает опираться на Положение о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении, утверждённое Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в 2010 году.

В ОАО «РЖД» с таким решением не согласны. Предложение компании по решению возникшей коллизии – внести изменения в Техрегламент Таможенного союза, предусмотрев в нём возможность продления срока службы подвижного состава без проведения последующей сертификации.

Комментировать сложившуюся ситуацию в Минтрансе и Росжелдоре отказались.

Мария Штаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30