03 марта 2021 00:15

Вопрос дня

Должны ли, согласно позиции Минэкономразвития РФ, тарифы ОАО «РЖД» зависеть от производственных показателей компании?

Анатолий Мещеряков, вице-президент – статс-секретарь ОАО «РЖД»:
– Методика долгосрочного тарифообразования отрабатывалась совместно с Министерством экономического развития и в настоящее время уже утверждена в ФСТ. Её необходимо реализовывать в рамках сетевого контракта, работу над которым надо, по нашему мнению, ускорять. В сетевом контракте закрепляются, с одной стороны, требования к ОАО «РЖД», в том числе по различным показателям, а с другой – обязанности государства. Если говорить про показатели эффективности, то существенная часть рынка железнодорожных перевозок является конкурентной и влияние ОАО «РЖД» на показатели железнодорожного транспорта частичное. Большую роль в данном вопросе играет правовое обеспечение железнодорожных перевозок, которое является обязанностью государства.

Павел Белоусов, заместитель генерального директора ЗАО «СИБУР-Транс»:
– Предложение о привязке формирования тарифов к показателям эффективности компании, безусловно, интересное, но всё будет зависеть от механизма реализации. Прежде всего целесообразно чётко определить, что входит в число показателей эффективности компании. Тот набор показателей РЖД, который существует сейчас, был сформирован ещё в советские годы. После того как парк стал частным, некоторые предлагаемые показатели работы РЖД при расчёте тарифа использовать нецелесообразно, например объём порожнего пробега, который определяется собственником вагонного парка. Очевидно, что инвестпрограмма по развитию инфраструктуры сети должна быть максимально насыщенной в ближайшие годы. Поэтому важно чётко определить, как этот показатель будет влиять на изменение величины тарифа.

Александр Поликарпов, руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ:
– Существующая тарифная система не отвечает вызовам времени. Действующая практика ежегодного установления тарифов в зависимости от текущих условий лишает всякого смысла программы ОАО «РЖД» по оптимизации расходов. Ведь чем больше оно сэкономит средств, тем на большую сумму сократят его потенциальную доходную базу. Идея привязать финансирование железнодорожного транспорта к показателям эффективности работы далеко не нова. Уже не раз разрабатывались ключевые показатели результативности (KPI) железнодорожного транспорта, но до сих пор ни один из наборов KPI не был утверждён на государственном уровне. К разработке перечня критериев эффективной работы дорог надо подходить с особым вниманием. Далеко не всем критериям ОАО «РЖД» может соответствовать своими силами. К примеру, для устранения всех «узких мест» на сети собственных финансовых ресурсов РЖД недостаточно. Для реализации предложений Минэкономразвития необходимо полностью переработать существующую систему тарифообразования, что потребует активного участия всех участников перевозочного процесса, федеральных органов исполнительной власти и отраслевых экспертов. И это задача не на один год.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдПС, к.э.н.:
– Правительство России, являющееся собственником компании, может и должно оценивать работу компании по каким-то показателям эффективности. В идее увязать индексацию тарифа с эффективностью работы много здравого. Но здесь есть другая проблема: выбор показателей, по которым компания будет оцениваться, – не такая уж простая задача. Само ОАО «РЖД» и потребители его услуг могут совершенно по-разному оценивать важность тех или иных параметров работы. А по ряду показателей РЖД в научных кругах идёт дискуссия о том, что они, будучи сформированными в условиях плановой экономики, очевидно, уже не играют той роли, какую играли раньше.

Виктория Герами, заведующая кафедрой управления логистической инфраструктурой факультета логистики ВШЭ, профессор:
– Предложение вполне обоснованно. Применение подобных мер позволит контролировать ситуацию в отрасли, а управление всем перевозочным процессом будет, как предполагается, максимально оптимизированным. Однако при всех плюсах этой идеи возникают вопросы об эффективности её реализации. В первую очередь необходимо добиться того, чтобы не только были учтены интересы государства и бизнеса, но и не пострадали интересы конечных потребителей.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31