28 февраля 2021 21:22

Проектное маневрирование

Неопределённость создаёт риски для финансирования железнодорожной инфраструктуры

Проект модернизации Восточного полигона находится в высокой степени готовности, а по ВСМ Москва – Казань определены все сроки работ. Однако остаётся неясность с их финансированием из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и пенсионных средств.
Активная фаза строительства на Дальнем Востоке начнётся в следующем году. Сейчас компания в последний раз проводит опрос 47 грузоотправителей с целью уточнения объёмов перевозок. Такое поручение содержится в проекте плана-графика, который в скором времени должен быть утверждён правительством. Но уже в последний момент возникла финансовая неопределённость. Правительство выделило на проект модернизации БАМа и Транссиба, который оценивается в 562 млрд руб., 110 млрд руб. из бюджета и 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на возвратной основе.

РЖД предложили схему, по которой компания сможет выпускать привилегированные акции, которые затем покупает ФНБ. В течение нескольких лет эти акции приносят оговариваемый доход (инфляция плюс 1%), а впоследствии, если будет принято соответствующее решение, эти акции могут быть проданы частному инвестору.

Министр финансов Антон Силуанов на XII Международном инвестиционном форуме в Сочи высказался за то, чтобы не использовать привилегированные акции, а осуществлять покупку облигаций. «С точки зрения Минфина, более понятный инструмент – это облигации, я говорю про любой проект, будь то Транссиб или ВСМ. Облигации приносят понятную доходность, их проще реализовать на рынке, а с акциями возникает больше вопросов», – заявил журналистам Антон Силуанов.

Как пояснил старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, для компании большой разницы нет – и акции, и облигации всё равно являются долгом, но облигации прямо увеличивают долговую нагрузку на компанию, из-за чего страдает кредитный рейтинг и стоимость новых заимствований может увеличиться. Поэтому необходимо убедить Минфин применить схему с привилегированными акциями.

Есть и ещё один риск, связанный с решением правительства по пенсионной реформе. Как минимум в течение двух лет во Внешэкономбанк не будет поступать накопительная часть пенсии, которую правительство решило направить в страховую часть. А у ОАО «РЖД» была большая программа заимствований в виде длинных инфраструктурных облигаций сроком на 30 лет под низкий процент. В следующем году компания собиралась таким образом занять 100 млрд руб. Но теперь в ВЭБе денег нет, и нет адекватных предложений на рынке по срокам и стоимости займов. Всё это также может негативно отразиться на уже разработанной финансовой модели проекта.

Решение вопроса о способах финансирования из ФНБ напрямую касается и другого проекта – ВСМ Москва – Казань, проектирование по которому начнётся уже в этом году. Как сообщил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, 30 сентября правительством был утверждён план-график строительства линии, согласно которому движение должно начаться с декабря 2018 года, а на пилотном участке – уже в 2017 году. Однако в финансовом плане пока определён дефицит средств в размере 310 млрд руб., которые должны быть покрыты бюджетными субсидиями или другим способом.

Наряду с этим, уже принято решение о начале госфинансирования проектных работ. В этом году будет выделен 1 млрд руб., в следующем – 6 млрд, в 2015 году – 7 млрд руб. Также будет уточнена и организационно-правовая модель проекта. К марту следующего года он будет разбит на более мелкие этапы, с тем чтобы в нём могли принять участие несколько частных инвесторов.

Государство намеревается предоставить для строительства ВСМ 650 млрд руб., из них невозвратных – 40%, остальное предполагается взять из ФНБ на возвратной основе. Однако Антон Силуанов полагает, что риски здесь для ФНБ довольно велики, и предлагает взамен этого рассмотреть возможность увеличить финансирование из бюджета. Он также не исключил, что после рассмотрения уточнённого финансового плана проекту могут быть предоставлены льготы, например по отмене налога на имущество, и ряд других преференций. Новый финансовый план в этой связи в РЖД предполагают подготовить в ноябре. А в настоящее время уже подписано решение о создании проектного офиса.

Сейчас в аппарате правительства готовится постановление о порядке использования средств ФНБ, которое должно поставить точку в вопросах финансирования железнодорожной инфраструктуры из этого фонда. Совещание намечено на конец этой недели.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28