06 марта 2021 01:23

План ГОЭЛРО на рельсах

В структуре ОАО «РЖД» хотят создать электросетевую компанию

Участники открывшегося вчера в ПГУПСе международного симпозиума «Элтранс» констатировали, что реформирование отечественной энергетики требует изменений в системе электроснабжения железных дорог.
Как сообщил начальник Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Виктор Лосев, в настоящее время разрабатывается концепция формирования собственного электросетевого бизнеса. Помимо снабжения отраслевых предприятий планируется расширить спектр оказываемых услуг по передаче электроэнергии региональным потребителям.

Фактически ОАО «РЖД» сейчас является второй крупнейшей электросетевой компанией в стране после ОАО «Российские сети». Однако тариф компании на передачу электроэнергии сторонним потребителям вдвое ниже среднерыночного. Упущенный по этой причине доход в 2012 году составил 9,5 млрд руб.

Между тем количество заявок на подключение к железнодорожным энергосетям превышает 2 тыс. Но для их удовлетворения не хватает примерно 3 млрд руб.

Отсутствие необходимых инвестиций в энергетический комплекс в последние 20 лет привело к значительному физическому и технологическому его устареванию. Доля распределительных электросетей, выработавших нормативный срок, превышает 70%. Создание электросетевой компании позволит быстрее решить эту проблему.

Надёжное энергоснабжение необходимо и для развития высокоскоростного и тяжеловесного движения. Профессор ПГУПСа Анатолий Бурков уточнил, что для реализации плана вывоза продукции с месторождений Восточного полигона в 2020 году в объёме 113 млн тонн потребуется увеличить размер потребления электроэнергии на магистралях Сибири на 41,5%. Кроме того, план создания ВСМ Москва – Казань также должен быть подкреплён соответствующей ресурсной базой.

По словам Виктора Лосева, при разработке концепции создания электросетевой компании в ОАО «РЖД» прежде всего должны быть решены вопросы совершенствования законодательной базы, которая пока не позволяет передавать в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление или залог линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, строения и сооружения. Также нужно выбрать финансовые модели, обеспечивающие экономическую эффективность изменения системы управления железнодорожным электросетевым комплексом.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31