07 марта 2021 18:17

А Париж любит киоски

Скоро в нашей стране свежую газету днём с огнём не сыщешь

Жизнь наша меняется с каждым днём. Но не во всём – к лучшему.
Было время, когда за газетами выстраивались очереди
На работу я езжу в Москву на электричке. И, выходя на станции Каланчёвская, всегда покупала в киоске на платформе свежую газету. Это стало такой же привычкой, как покупать хлеб в соседней булочной. Киоскёрша тётя Маша меня знала в лицо, мы обычно перебрасывались с ней парой фраз о погоде и о ценах, пока она доставала «Гудок» из-под пачки других газет. И я шла на работу, храня в душе тепло этого взаимного понимания, как будто воробышка за пазухой.

Было время, когда газеты раскупались как горячие пирожки. Особенно те, в которых печатались смелые статьи про нас и нашу жизнь. Я помню, как за «Комсомольской правдой» и «Московскими новостями» выстраивались даже очереди. В киоске были газеты для всех, на любой вкус – и про политику, и про семью, и про охоту…

А недавно иду с электрички по привычке за газетой, а киоска... нет. Снесли его, выкорчевали с корнем. Остался голый грязноватый забор, кто-то, видно, решил, что незачем нам газеты читать – хватит того, что на заборе написано. Прохожу дальше, а там какие-то мужики в перьях в бубны бьют и пляшут. Долго не могла понять, что же это такое. Свои добрые привычки выкорчёвываем – чужие насаждаем?

Давно не стало газетного киоска и на другой платформе. Захочет пассажир взять свежую прессу в дорогу – а взять негде. Не на вокзал же за ней бежать.

И вот что я заметила: если раньше в вагонах многие читали, то сегодня жуют. Да так жуют, словно только что вырвались из блокадного Ленинграда. Еда заменила пищу для ума и на телеэкране: там с утра до вечера что-то жарят и варят. Да ещё и призывают: «Ни в чём себе не отказывай! Не дай себе засохнуть!».

Ну а как быть человеку, которому не «мак-дак» нужен, а газета? За свежей прессой теперь надо побегать, как когда-то в поисках дефицитного мебельного гарнитура. Газетных киосков в российских городах всё меньше и меньше…

В прошлом году департамент СМИ и рекламы правительства Москвы возмутился, узнав из обращения предпринимателей, что на столичных вокзалах и привокзальных площадях закрылись 35 киосков, торговавших периодическими изданиями. Как это, мол, так?

Но чиновникам лучше бы в зеркало взглянуть: это ведь с их подачи решено было убрать с улиц и переходов в метро ларьки с шаурмой и мелким ширпотребом. Под общую гребёнку проредили и киоски «Роспечати».

Среди тех, кто затеял это дело, пожалуй, не найдёшь никого, кто не бывал в Париже. Не знаю, какой опыт они оттуда привозят, наверное, он весь умещается в их чемоданах. Так вот, бывая в столице Франции, нельзя не заметить трепетного отношения парижан к своим газетным киоскам. Они существуют там уже 150 лет! И это такая же характерная черта облика города, как парижские кафе, Елисейские поля и площадь Бастилии. И там никто не смеет на них замахнуться. Об этом говорит и сайт в Интернете «Париж любит свои киоски!».

Недавно мэрия французской столицы провела даже «Неделю газетных киосков», в рамках которой за «круглым столом» вместе с жителями города обсуждалось их будущее. Не лишним будет сказать и о том, что парижская мэрия, несмотря на экономический кризис, кроме льготных арендных ставок, выделила на их поддержку 200 тыс. евро.

У нас подобное трудно даже представить. Наоборот, кое-где местные власти власти ищут способ, как избавиться от системы газетной и журнальной розницы. Например, в Санкт-Петербурге придумали хитрые правила: газетные киоски не должны размещаться в арках зданий, на тротуарах шириной меньше трёх метров, под эстакадами, путепроводами, мостами, в зоне тепло- и электросетей, а также на перекрёстках. Но, если город весь опутан этими сетями как паутиной, где же найти им место? Пожалуй, только кладбище соответствует этим условиям.

Пока тебя лично не коснётся, многого не знаешь. Оказывается, газетным киоскам в ряде городов словно объявлена негласная война. Она ведётся без всяких правил: с владельцами киосков расторгаются договоры аренды земельных участков или подписываются на 3–6 месяцев. Бывает, невзирая на наличие арендных договоров, подгоняют ночью краны и без решения суда куда-то вывозят киоски со всем их содержимым. Причины этого люди объясняют по-разному. Одни говорят, что распространителей печати выживает сетевой бизнес, другие – что фирмы, которые «крышуют» чиновники, хотят сделать «бабки» на замене старых киосков (предлагаются новые будки современного дизайна стоимостью около миллиона рублей. Но где взять такие деньги небогатой газетной рознице?). Высказываются также мысли о том, что с копеечных газет не возьмёшь ни отката нормального, ни взятки. В этом-то, мол, вся беда. То ли дело – суши или шаурма.

Кое-кто говорит: чего, мол, жалеть? Бумажная пресса – это прошлый век, она скоро отомрёт. Зачем нужна газета, если есть смартфоны и айпэды. Но как быть тем, у кого их нет? Ведь и этой части населения надо обеспечить декларируемую законом «свободу доступа к информации».

Газетные киоски исчезают в Саратове, Барнауле, Сургуте, Воронеже, Перми, Челябинске, Новокузнецке, Ставрополе, Абакане, Братске… Как говорится, и далее везде. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в стране каждый день закрывается до 10 газетных киосков. За последние 10 лет на улицах наших городов закрыли чуть ли не половину точек, торговавших свежей прессой. Если так будет продолжаться и дальше, то лет через пять ларёк с газетами и журналами будем днём с огнём искать – не найдём.

Чем всё это обернётся? Прежде всего прямыми потерями для государственного бюджета. На недавней конференции Ассоциации распространителей периодической печати приводились такие цифры: за последние 10 лет падение тиражей российских газет лишило федеральный бюджет 3 млрд руб. налогов. В текущем году он недосчитается ещё 150 млн руб., кроме того, 1,5 тыс. человек окажутся без работы. Мелочи? Но ведь из таких мелочей и складывается большая экономика.

Распространителей прессы во многих странах поддерживают всевозможными льготами и субсидиями, понимая, что это особый бизнес социальной направленности, который не приносит большой прибыли. А у нас газетные киоски ставят в один ряд с ларьками, торгующими фастфудом.

Когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. А сейчас стала жующей. Наверное, это выгоднее – чем больше съешь, тем выше прибыль у торговцев и производителей продуктов питания. Медикам и фармацевтам лечение избыточного веса и аллергий от пищевых добавок тоже приносит неплохие дивиденды.

Словом, все в выигрыше, кроме нас.

Недавно я встретила бывшую киоскёршу тетю Машу:
– Как вы?
– Плохо, работы нет…

И мне плохо без свежей газеты. А вам?

Татьяна Иванова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31