01 марта 2021 23:00

Без заторов и пульсации

Учёные нашли способ увеличить надёжность работы локомотивов

По мере развития полупроводниковой и микропроцессорной техники на современных электровозах становится всё меньше применяемых электронных элементов.
В результате должна возрастать и надёжность работы локомотивов. Однако количество сбоев в системах электровозов, работающих на отечественных железных дорогах, в последние годы существенно не сократилось. Подчас выход из строя даже одного маломощного элемента приводит к серьёзным проблемам.

Как рассказал профессор кафедры «Электротехника, электроника и электромеханика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения Станислав Власьевский, проведённый учёными этого вуза анализ показал, что почти половина отказов электрооборудования локомотивов приходится на пропуск импульсов управления, подаваемых на электроды тиристоров плеч преобразователей.

Это, в свою очередь, приводит к однократным или многократным скачкам силы тока и напряжения на тяговых двигателях. В результате коэффициент мощности электровоза значительно снижается. Кроме того, нередко создаётся опасность несвоевременной остановки поезда или возникновения других аварийных ситуаций.

Для решения данной проблемы сотрудники университета разработали новый алгоритм управления преобразователем в режиме тяги электровоза, а также предложили включить в силовую схему локомотива диодное плечо.

Проведённые эксперименты показали, что реализация найденных сотрудниками вуза технических решений позволяет значительно снизить пульсации выпрямленного тока двигателей и повысить коэффициент мощности электровоза.

Причём выпрямленное напряжение и ток двигателей всегда остаются регулируемыми и зависят от положения штурвала машиниста локомотива, что даёт ему возможность довести поезд до ближайшей станции при возникновении какой-либо нештатной ситуации. Благодаря этому даже в случае внезапной поломки электрооборудования подвижного состава в пути следования удастся избежать заторов на магистралях.

По мнению Станислава Власьевского, внедрение данной разработки на сети железных дорог позволит снизить количество отказов техники, а также повысит надёжность работы парка электровозов.

Андрей Стрельцов
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31