06 марта 2021 19:57

Премия за автохлам

Минпромторг не против возобновления программы утилизации старых машин

Ведомство готово вновь рассмотреть возможность продажи нового автомобиля отечественного производства или сборки в счёт премии за сдачу старого.
В 2010–2011 годах уже действовала программа по «автохламу». Автовладельцы использовали скидку в 50 тыс. руб. при покупке новых автомобилей, произведённых в стране. Высокий спрос на недорогие машины, участвующие в программе утилизации, даже привёл к их дефициту. Некоторым, чтобы получить новую «ласточку», приходилось ждать её доставки в салон по несколько месяцев. Всего по программе утилизации тогда было продано около 175 тыс. автомобилей, и 80% из них пришлось на продукцию АВТОВАЗа, а ещё 6% – на машины Renault.

Теперь, чтобы возобновить программу утилизации, необходимо положительное решение правительства. Однако в федеральном бюджете средств на это не предусмотрено. В Минпромторге сообщают, что всерьёз задумаются о реализации популярной идеи только в том случае, если падение автопродаж продолжится.

Между тем, по данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по август 2013 года российский автомобильный рынок упал на 7%, что, по мнению председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорга Шрайбера, не является критичным. Он не теряет надежды на то, что рынок стабилизируется к концу этого года.

Между тем эксперты отмечают, что предыдущая программа была одной из самых эффективных мер по поддержке рынка в истории российского автопрома. Именно тогда продажи пошли вверх.

По мнению ведущего аналитика агентства «Автостат» Андрея Топтуна, ещё одна волна программы утилизации не помешала бы отечественному автопарку. Сейчас в стране более 30% машин старше 20 лет. По данным «Автостата», на начало 2013 года почти 50% автомобилей были старше 10 лет. Размер премии в этот раз с учётом инфляции мог бы составить 60–70 тыс. руб., считает Андрей Топтун.

Правда, в Федерации автовладельцев считают, что программа может заинтересовать автолюбителей при условии, что компенсация будет порядка 100 тыс. руб.

Руководитель московского представительства организации Сергей Канаев отмечает, что ощутимый результат от действия подобного рода программ появится, когда в стране станет больше утилизационных центров.

Андрей Топтун обращает внимание и на проблемы, которые появились во время прошлой утилизации. «Машины, сданные в утиль, позже появлялись на вторичных рынках. Кроме того, свалки, образовавшиеся в результате программы, существуют до сих пор. Автомобили так и не утилизировали. Я сам видел горы кузовов, которые раньше стояли в гаражах и полях, а сейчас валяются в поле, огороженные забором или сеткой», – рассказывает он.

С проблемами сталкивались и дилеры, которые продавали машины дешевле на 50 тыс. руб. и долго ждали от государства компенсации этой суммы.

В то же время специалисты инвестиционного холдинга «ФИНАМ» уверены, что ситуация на рынке продаж не столь критична, чтобы возобновлять программу утилизации. Ведущий эксперт «ФИНАМа» Дмитрий Баранов объясняет снижение продаж автомобилей в первую очередь стагнацией в экономике, неуверенностью части покупателей в завтрашнем дне, а также желанием сэкономить средства и не приобретать новую машину. Однако есть и другие причины.
«Возможно, за три года, прошедших с окончания кризиса, на рынке наступило определённое насыщение. Все, кто хотел приобрести автомобиль, уже сделали это, и пока они не собираются покупать новый», – говорит Дмитрий Баранов.

По его мнению, данную меру логичнее вводить на самом дне кризиса, когда снижение продаж достигнет максимума, как это было недавно. Но сам факт того, что Минпромторг готов вновь ввести такую меру, можно расценивать как положительный сигнал, который должен оказать своеобразную психологическую поддержку отечественному авторынку.

Программа обновления парка не помешала бы и грузовым автомобилям. По данным аналитической компании «Автосельхозмаш-холдинг», на начало 2013 года 70% фур в стране были старше 15 лет, а более 8% техники использовалось от 11 до 15 лет. Машины от 6 до 10 лет уже составляют более 11% автопарка, и лишь небольшое количество фур относительно новые: 4% – в возрасте от 4 до 5 лет и порядка 6% – до 3 лет.

Несколько лет назад государство планировало выделить на обновление парка грузовиков с тоннажем от 3,5 тонны около 5 млрд руб., а размер утилизационной премии варьировался от 150 до 250 тыс. руб. Компания Volvo в 2011 году заявила о желании принять участие в программе, хотя главные роли в ней предназначались КАМАЗу и ГАЗу.

Если же рассматривать зарубежный опыт, то в западных странах система утилизации работает не один десяток лет. Размер премий в подобного рода программах составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. А в некоторых государствах бонусы распространяются на покупку не только новых, но и подержанных автомобилей, но с условием, что они соответствуют современным экологическим требованиям.

Екатерина Захарова


Справка «Гудка»
В 2010–2011 годах правительство выделило на программу утилизации старых авто около 30 млрд руб. Тогда можно было сдать в утиль машину старше 10 лет таких марок, как Ford, Nissan, Hyundai, Chevrolet, Fiat, Isuzu, Kia, Lada, Opel, Renault, Skoda, Citroen, SsangYong, Toyota, Volkswagen, «ГАЗ», «УАЗ», «Иж», «ТагАЗ».
По мнению аналитиков, в выигрыше от продажи новых автомобилей остались такие производители, как АВТОВАЗ, Ford и Renault.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31