28 февраля 2021 09:52

Без прохлады к огню

Зимой риски возгораний более высоки, чем летом

В этом году пожарные поезда выезжали на тушение огня 540 раз. Это на треть меньше, чем  в прошлом году. На столько же сократилось количество ликвидированных очагов возгорания в полосе отвода, на 56% – лесных пожаров. Однако высокая оценка действиям персонала поездов, данная им руководством МЧС и ОАО «РЖД», не повод почивать на лаврах.
С этим лейтмотивом прошло заседание Центральной пожарно-технической комиссии ОАО «РЖД», на котором были рассмотрены итоги работы в летний пожароопасный период и результаты оснащения объектов системами пожарной автоматики.
«В целом обстановка с пожарами в компании в этом году лучше, чем в прошлые годы. Но снижение их количества в полосе отвода обусловлено в первую очередь природными факторами. К тому же в прошедший период значительно возросли наши финансовые риски из-за нарушения требований пожарной безопасности. В первую очередь это касается содержания полосы отвода в природоохранных зонах. Здесь количество санкций по сравнению с прошлым годом увеличилось вдвое», – обрисовал ситуацию начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок.

Однако, как показали итоги пожароопасного периода, непреодолимых затруднений нет. По данным главного инспектора по пожарному надзору на железнодорожном транспорте Валерия Аксютина, не было ни одного выезда пожарных поездов на Калининградской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Западно-Сибирской, Красноярской и Забайкальской магистралях. Сократилось количество ЧП на Горьковской, Приволжской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Дальневосточной.

Снизилось количество возгораний на Октябрьской, Московской, Юго-Восточной, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской и Забайкальской.

В летний период стали меньше гореть вагоны – количество пожаров снизилось с 56 до 48 случаев. Впервые за последние несколько лет уменьшилось количество возгораний на локомотивах – с 46 в прошлом году до 38 в нынешнем.
«С начала года в ходе тушения пожаров спасено 45 человек и материальных ценностей на более чем 1,5 млрд руб., в результате принятия оперативных мер по ликвидации горения спасено от уничтожения огнём 46 строений и 56 вагонов, на 88,7% снижено общее время несанкционированных перерывов в движении поездов», – с удовлетворением подчеркнул Валерий Аксютин.

Однако успокаиваться рано. У многих, начиная от руководителей подразделений до простых рабочих, продолжает оставаться, мягко говоря, несерьёзным отношение к пожарной безопасности. Иногда оно приобретает странные формы: к примеру, на Горьковской дороге недавно снесли пункт обогрева для работников, лишь бы не оборудовать его системой пожарной сигнализации.

Не устрашают злостных нарушителей, как показывают данные надзорных органов, ни штрафы, ни наказания. За невыполнение требований пожарной безопасности руководителям различного ранга филиалов и подразделений компании было направлено 4183 представления о привлечении к дисциплинарной ответственности (3804 в 2012 году). По ним наказаны 2748 человек (2129 в 2012 году). Цифры растут, но на общую ситуацию с безопасностью это влияет мало.

Далеко не всегда в подразделениях ОАО «РЖД» реагировали на представления инспекторов по пожарному надзору. В штрафниках оказались Центральная дирекция управления движением (отреагировала на 50% представлений), её управление коммерческой работы и нормативного обеспечения в сфере грузовых перевозок (60%) и Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (64%).
«Выросло количество пожаров на подвижном составе на Горьковской, Северной, Юго-Восточной и Приволжской дорогах. Полагаю целесообразным заслушать их руководителей на очередном заседании комиссии», – констатировал Валерий Аксютин.

Однако не только человеческий фактор становится причиной возгораний. По данным пожарных инспекторов, за 2010–2013 годы установленные на локомотивах автоматические средства защиты показали свою неэффективность из-за их конструкционных недостатков и неудовлетворительного технического содержания.

За указанный период системы сработали только в 45% случаев возникновения пожаров. Порошковые средства тушения оказались надёжны на 25%, а газовые за тот же период времени вовсе были бесполезны.

То есть, как сделал вывод Дмитрий Раенок, средства компании, выделяемые на противопожарную безопасность, используются далеко не всегда эффективно.

В целом же, как подчеркнул Валерий Аксютин, зимой риски возникновения пожаров возрастают. И от того, успеют ли оснастить объекты компании надёжными системами защиты, изменится ли отношение к пожарной безопасности сотрудников компании, будут зависеть результаты борьбы с огнём.

Валерий Осипов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28