13 мая 2021 02:52

На южных рубежах

Усиливается контроль за пассажирскими поездами из стран СНГ

В Астрахани прошёл «круглый стол», организованный при участии газеты «Гудок», посвящённый проблемам обеспечения транспортной безопасности в поездах формирования стран СНГ при их следовании по территории нашей страны.
Как отметил заместитель начальника Приволжской дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Сергей Лиходаев, такие поезда перевозят в основном трудовых мигрантов. К сожалению, предоставляемый иностранными железнодорожными администрациями подвижной состав зачастую имеет плохое санитарное и техническое состояние.

Оборудование и ходовые части вагонов сильно изношены, что создаёт угрозу безопасности движения поездов. Нередко отмечаются попытки провоза членами поездных бригад наркотиков и других запрещённых средств. Только в текущем году в поездах из Средней Азии сотрудники силовых структур обнаружили четыре крупные партии наркотических веществ, спрятанные в различных местах пассажирских вагонов.


Всесторонний контроль

Исполняющий обязанности начальника Приволжского филиала ОАО «ФПК» Владислав Губанов сообщил, что для решения указанных проблем в прошлом году на магистрали была внедрена новая технология проверки проследования международных поездов через станцию Аксарайская. Она, в частности, предусматривает порядок отцепки и замены вагонов, не соответствующих правилам перевозок пассажиров.

В ОАО «ФПК» также было создано Управление транспортной безопасности, в структуру которого вошёл сектор, отвечающий за порядок в поездах иностранного формирования. Его сотрудники организуют работу инструкторов поездных бригад по безопасности на международных маршрутах. Например, на Приволжской дороге сейчас около 40 инструкторов сопровождают 10 поездов формирования стран СНГ. Они следят за соблюдением правил провоза пассажиров и багажа.

Кроме того, сотрудники службы вагонного хозяйства Приволжской дирекции инфраструктуры контролируют техническое состояние ходовых частей и подвагонного оборудования поездов, приходящих на пограничную станцию Аксарайская.

Ведь согласно утверждённым на заседании Совета государств – участников Содружества Правилам пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении они должны быть обеспечены исправными средствами контроля и пожаротушения. Не допускается утечка электрического тока на корпуса вагонов, в них должны быть огнетушители и другие специальные средства.

Однако, несмотря на принимаемые меры, техническое состояние многих вагонов, поступающих на территорию нашей страны, не соответствует данным требованиям. Только за 8 месяцев текущего года в них было выявлено почти 3,5 тыс. дефектных огнетушителей, в 270 вагонах были неисправны средства контроля нагрева букс, а в 1,6 тыс. вагонах – устройства пожарной сигнализации.

Как уточнил заместитель начальника Приволжской магистрали по Астраханскому территориальному управлению Сергей Свечкарёв, в общей сложности выявили за этот период почти 6 тыс. различных нарушений в поездах, сформированных в Таджикистане, Узбекистане и Казахстане. С мая по август нынешнего года только на станции Аксарайская на территорию нашей страны не были допущены семь пассажирских вагонов, не соответствующих правилам перевозок.


Заслон на границе

Понятно, что в этой работе не обойтись без помощи специальных служб. Начальник отряда пограничного контроля Астраханской области полковник Николай Девятин уточнил, что совместно с железнодорожниками разработан и утверждён «Регламент контроля пассажирских поездов в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу РФ «Аксарайский».

Теперь поездные инструкторы по безопасности ФПК допускаются к проведению проверки состава в период работы пограничного контроля, что даёт возможность более тщательно осмотреть прибывающий поезд и в случае отцепки выявленных неисправных вагонов избежать длительной его задержки. Благодаря этому среднее время простоя международных поездов на пограничной станции Аксарайская удалось сократить почти на один час.

Этот показатель можно ещё уменьшить, если проводники вагонов будут своевременно готовить пассажиров к процедуре прохождения паспортного контроля. Пока же только на идентификацию личности каждого въезжающего в нашу страну требуется до 10 минут, что приводит к излишней задержке поездов и сбою графика движения.

Усложняет контроль на границе и отсутствие в пункте пропуска таможенной службы. По словам начальника отдела Астраханской таможни Алексея Линькова, все функции по проверке грузов и багажа, доставляемых по железной дороге, в настоящее время переданы казахстанским коллегам. Такое решение было принято после создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

А вот с сотрудниками Астраханского линейного отдела МВД на транспорте железнодорожники успешно взаимодействуют. Начальник штаба этого отдела Дмитрий Пузанов рассказал, что, как правило, международные поезда сопровождают работники транспортной полиции. Они помогают выявлять безбилетников, пресекают попытки провезти неоплаченный багаж, задерживают пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и других нарушителей общественного порядка.


Польза координации

Вместе с тем есть и нерешённые проблемы. В частности, необходимо организовать современные залы ожидания и пункты хранения багажа в местах пропуска международных поездов, оснастить их современными средствами контроля, в том числе рамками-металлодетекторами. Кроме того, нужно обеспечить более чёткую координацию всех служб, отвечающих за транспортную безопасность.

Заместитель министра транспорта, промышленности и природных ресурсов Астраханской области Светлана Зайкова считает, что прежде всего необходимо объединить усилия органов региональной и федеральной власти по организации трудовой миграции из стран ближнего зарубежья и пресечению попыток провоза наркотиков.

Министерство готово выступить координатором этой деятельности в своём регионе. Уже в ближайшее время рабочая группа, в состав которой войдут представители администрации и ФМС, железнодорожники, пограничники, таможенники, полицейские, соберётся на станции Аксарайская, чтобы обсудить имеющиеся проблемы. Подобные рейды будут регулярно проходить и в других местах пропуска международных поездов.

Подводя итоги прошедшей встречи, его участники отметили, что первые результаты внедрённой на Приволжской дороге новой технологии пропуска поездов из соседних стран обнадёживают. Так, после начала работы инструкторов поездных бригад по безопасности в поездах формирования стран СНГ уже не допускаются перегруз вагонов и провоз в них крупногабаритных грузов. В последние месяцы заметно улучшилось санитарное и техническое состояние иностранных пассажирских составов. А главное, благодаря принимаемым мерам в поездах стран СНГ пассажирам становится всё комфортнее и безопаснее.

Андрей Стрельцов
Наталия Курская
Астрахань

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31